В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кому должна Россия Назад
Кому должна Россия
Следует научиться вести себя цивилизованно, считает профессор Аслан Абашидзе Как известно, с 1 марта начал действовать полноценный визовый режим между Россией и Грузией. В политических кругах Тбилиси этот шаг российской стороны вызвал неоднозначную реакцию. Свой взгляд на эту и другие проблемы высказывает известный эксперт по международному праву, доктор юридических наук Аслан Хусейнович Абашидзе.
Аслан Хусейнович Абашидзе родился в 1958 г. в селе Цхемна, Кедского р-на Аджарской АССР. В 1985 г. закончил Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальности "международное право". Доктор юридических наук, профессор РГУДН. Эксперт Госдумы и Совета Федерации, советник председателя Верховного Совета Аджарии, исполнительный директор Союза российско-немецких юристов. Женат, имеет двоих дочерей.

-НЕ СЕКРЕТ, что Грузия получает практически бесплатно из России газ, электричество. Тем не менее недавно из уст одного официального представителя Тбилиси прозвучало утверждение, что Москва должна Грузии 6 миллиардов долларов. Как бы вы, Аслан Хусейнович, прокомментировали это заявление?

- Подобные заявления в условиях непростых политических отношений, сложившихся в настоящее время между Грузией и Россией, следует квалифицировать как не соответствующие действительности и, следовательно, провокационные. Дело в том, что Грузия с самого начала отказалась участвовать в переговорных процессах, которые привели к заключению ряда соглашений между странами СНГ по распределению всей собственности бывшего СССР. Здесь речь идет в первую очередь о собственности бывшего СССР, находящейся за рубежом, а также об Алмазном фонде. В соответствии с общепризнанными нормами современного международного права, Грузия может претендовать на справедливую часть вышеупомянутого имущества. Согласно договору 1992 г., доля каждого правопреемника бывшего СССР была выражена в процентах, исчисленных на основании единого агрегированного показателя (доля, выведенная с учетом национального дохода, экспорта, импорта и численности населения в 1980-1990 гг.).

Вместе с тем следует отметить, что правопреемство предполагает не только получение права на собственность, но и обязательства по внешнему долгу СССР. Поэтому государства СНГ исходили из взаимозависимости между обязательством участвовать в погашении задолженности и несении расходов по обслуживанию долга бывшего СССР в соответствующих долях. Поверьте, такое соотношение не в пользу Тбилиси. Известно, что, по настоянию "большой семерки", Россия взяла на себя ответственность за внешний долг СССР. В связи с этим было подписано соглашение со странами СНГ об их отказе от активов и пассивов СССР в пользу России.

Однако Грузия с этим не согласилась. Поэтому, если сравнивать стоимость собственности и внешний долг СССР, то еще неизвестно, кто кому и сколько должен. Такая политика Тбилиси не получила одобрения членов Парижского клуба и МВФ. Жесткая позиция России и МВФ привела к тому, что недавно президент и парламент Грузии вынуждены были присоединиться к договору о нулевом варианте по разделу имущества СССР, что на деле означает отказ от каких-либо претензий к России. В ином случае Грузия не получит шанс реструктуризировать свой долг Парижскому клубу.

- Ситуация, как в известном афоризме: Грузия добилась исполнения своего заветного желания - она стала независимой. Но, добившись независимости, она выиграла в политической лотерее слона, а его-то, оказывается, нечем кормить...

- Как ни странно, но самые яростные поборники свободы и независимости, патриоты, интеллигенция, молодая часть населения давно покинули Грузию. Многие из них основали в России свое дело, бизнес и достаточно преуспевают. По некоторым оценкам, едва ли не третья часть населения Грузии зарабатывает на жизнь в сопредельном государстве. Эксперты считают, что ежегодно из России в Грузию уходит больше 1 миллиарда 200 миллионов долларов.

- По всей видимости, введение визового режима не могло не ударить больно в первую очередь именно по этому контингенту?

- Скажу так: это болезненно затронуло многих граждан как с одной, так и с другой стороны. На мой взгляд, введение визового режима - большая ошибка. Мне кажется, что в полной мере не были использованы дипломатические рычаги, чтобы решить возникшие проблемы цивилизованным путем. Очень жаль, что политики и чиновники единым росчерком пера воздвигли дополнительные препятствия в естественной тяге двух народов друг к другу.

Не нужно забывать, что дружба между русским и грузинским народами закладывалась веками, закалялась в ратных и трудовых подвигах. Когда Грузия находилась на грани катастрофы, руку помощи ей протянула в первую очередь Россия. Благодаря этой помощи и дружбе грузины не только сохранили свою государственность и себя как этнос, но и смогли вернуть некоторые исконные земли.

Не думаю, что введение визового режима способно решить те проблемы, о которых громогласно заявляли чиновники: в первую очередь борьбы с террористами и сохранности границ. Здесь, скорее, имело место столкновение амбиций. Не хотелось бы разбираться, кто в этом деле больше усердствовал, но тем не менее отмечу, что последние действия грузинской стороны спровоцировали Россию на этот вынужденный шаг. В Тбилиси вовремя должны были понять озабоченность Москвы укреплением своих государственных границ.

- Что бы вы могли сказать по поводу вывода российских войск с военных баз, расположенных в Грузии?

- Российские военные базы в Аджарии и Джавахети являются, безусловно, стабилизирующим фактором в регионе. Решение вывести их оттуда, мягко говоря, недальновидно. По всей видимости, в этом вопросе Грузии не принадлежит право решающего голоса. Поэтому прежде всего переговоры должны проходить между США, их западными союзниками и Россией: Запад необходимо заставить признать, что Закавказье было и остается сферой жизненно важных интересов России. И, безусловно, не следовало выводить российские погранвойска из региона.

- Мы говорим о взаимном желании двух народов жить в мире и добрососедстве. Однако факты свидетельствуют об обратном. Более того, прошлой осенью грузинский народ вновь избрал на пост главы республики Эдуарда Шеварднадзе - прозападного политика.

- Я бы это объяснил следующим образом. К сожалению, грузинскому народу не везет с руководителями по всей вертикали власти. Могут задать резонный вопрос: кто идет к избирательным урнам? Разве американцы или инопланетяне?

Нужно признать, что грузинский народ на протяжении нескольких поколений был обласкан верховной властью и, возможно, из-за этого потерял способность сопротивляться. На Западе существует такое понятие, как абсентизм. Это - когда люди, разочарованные в политике и правительстве, уже ничем не интересуются. То же самое происходит с грузинским народом. Однако в отличие от Запада грузинскому народу следует быть более активным и внимательным при проведении выборов, ибо от их выбора зависит их будущее.

Не могли не сказаться и современные "выборные технологии", предполагающие использование совершенно недопустимых методов, от явных подтасовок и подкупа до угроз физического уничтожения. Всему этому я был свидетелем во время предвыборной парламентской гонки. Кстати, западные наблюдатели, которые в это время находились там, на факты грубых нарушений в ходе избирательной кампании никак не отреагировали.

- Есть примеры и обратного порядка. Как вы, кстати, относитесь к Союзу России и Белоруссии и какими видятся вам перспективы этого объединения?

- Начну с того, что критерием деятельности любого государственного деятеля является благосостояние народа, которому он призван служить. По оценкам независимых экспертов, в Белоруссии не только сохранили определенный промышленный потенциал, но и наращивают темпы производства во многих отраслях. О том, что Союз России и Белоруссии - благо, не может быть двух мнений. Это выбор двух народов-братьев, которые веками жили бок о бок. С другой стороны, развивающиеся интеграционные процессы у многих на Западе не вызывают радости и оптимизма. А тем временем Европа, по которой прошли две катастрофически разрушительные мировые войны, почему-то объединяется. И это ни у кого не вызывает возражений. Я всячески приветствую союз Белоруссии и России. Думаю, со временем к ним присоединится Украина. Интеграционные процессы сближают страны и народы не столько по этническим соображениям, сколько по экономическим. Самый свежий пример - Европа.

- Не кажется ли вам, что мы, живя в своей стране, излишне часто оглядываемся на Запад, в частности, по вопросам, касающимся Чечни?

- Во-первых, не следует забывать, что Россия является участницей международных конвенций, в том числе Женевских - о защите жертв войны и двух дополнительных протоколов к ним. Один из них регулирует международные вооруженные конфликты, а вторая - внутренние. Все, что происходит в Чечне, подпадает под протокол # 2. Исходя из этого, Российское государство обязано соблюдать все те нормы, которые, в частности, содержатся в этом протоколе. То есть требования международного сообщества законны, и Россия обязана их, безусловно, выполнять.

Но в то же время я бы не смешивал Совет Европы в целом и Парламентскую ассамблею в отдельности. Если Совет Европы в целом является межправительственной организацией, в которой большую роль играет Комитет министров в ранге министров иностранных дел различных государств, то ПАСЕ состоит исключительно из депутатов национальных парламентов. Отсюда - лоббирование по партийной принадлежности. Кстати, их позиции не всегда и не по всем вопросам совпадают. И еще. Если у ПАСЕ будет конъюнктурный подход к событиям в Чечне, то это может только осложнить ситуацию. Мы - за объективный и конструктивный подход. Оставлять все на усмотрение военных, без контроля будет не совсем верно. Чем больше объективного контроля со стороны, тем лучше для мирного населения.

И последнее. Нам следует научиться вести себя цивилизованно. Государство должно способствовать созданию неправительственных организаций на территории Чечни, которые будут более беспристрастно подходить к решению насущных проблем. Соответственно, к ним больше доверия со стороны различных международных организаций по правам человека.


Петр Плиев
Независимая газета
от 06.03.2001


Док. 285477
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 421

  • Абашидзе Аслан Хусейнович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``