В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мы за порядок на дорогах! Назад
Мы за порядок на дорогах!
Завтра в первом чтении Государственная Дума рассмотрит законопроект об усилении ответственности за нарушение безопасности дорожного движения. Нынешняя система штрафов не отвечает требованиям безопасности и неравнозначна последствиям от дорожно-транспортных происшествий.
А новые штрафы многие водители еще до выхода законопроекта называют "драконовскими мерами". О том, зачем понадобилось ужесточение ответственности и как именно будут наказывать нерадивых водителей, рассказал нашему корреспонденту председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.
- Владимир Абдуалиевич, многие автолюбители недовольны законопроектом. Принимается ли в учет их позиция?
- В адрес авторов законопроекта звучит множество упреков. Многие считают, что эти изменения направлены только на то, чтобы как можно больше денег выжать из населения. И что, эти деньги будут выжимать сотрудники ГИБДД, которые и сегодня в большинстве своем не пользуются доверием у автолюбителей, которых не без оснований упрекают в необъективности и коррумпированности? Два эти фактора преобладают у населения в оценке законодательства, устанавливающего ответственность за нарушение ПДД.
Каждый год в дорожно-транспортных происшествиях гибнут более 30 тысяч россиян. Потери превосходят те, что были в Чечне и Афганистане, вместе взятых. Гибнут физически активные люди, которые могли бы создавать достояние страны, двигать ее вперед, создавать семьи, рожать детей. В прошлом году число погибших немного сократилось - на фоне роста количества транспортных средств в стране до 10 процентов в год. Снижение смертности на дорогах в этих условиях - обнадеживающая тенденция. В 2004 году была установлена безальтернативная ответственность за управление транспортом в нетрезвом состоянии, когда убрали штрафы и жестко ввели только лишение прав сроком на 1,5- 2 года. Только за первые полгода действия закона количество погибших в ДТП с участием нетрезвых водителей сократилось на 25%, в следующее полугодие - еще на 20%. За три года действия закона сохранено более полутора тысяч жизней.
Это говорит о том, что самый большой страх для автовладельца - потерять руль. Этот фактор останавливает даже пьяного лихача на дороге. Законодатель может и должен участвовать в ситуации, угрожающей безопасности страны и беспокоящей всех - от рядового гражданина до Президента, который по этому вопросу дал конкретные поручения.
В начале прошлого года принята федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.", которой предусмотрено выделение 53 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 21,6 млрд руб. В федеральном бюджете на 2007 год выделены средства в размере 3,3 млрд руб. В апреле 2006 года образована Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. Это в нас вселяет оптимизм, предполагается реализовать целый комплекс мер.
- Не считаете, что такой закон лишит "Единую Россию" существенной части голосов избирателей?
- Если говорить чисто об электоральных симпатиях, это проигрышный ход. Но вдумайтесь, в результате принятия только одной поправки в КоАП об ужесточении ответственности за управление в нетрезвом виде удается в год предотвратить более 500 смертей, значит, дело того стоит. Кстати, большинство людей, судя по опросам и моему личному общению, безотносительно к себе выступают за ограничения и ужесточение мер за нарушения ПДД.
Нас критикуют за то, что мы во многом опираемся на позицию ГИБДД, но во всем мире так происходит, потому что ответственные за контроль и организацию дорожного движения знают тему лучше. Многие критические высказывания совпадают с позицией авторов и предполагают внесение изменений во втором чтении. Напомню, что в предвыборный год редкий политик удержится от того, чтобы не сыграть в популизм на поле, где находятся миллионы водителей. Но задача в данном случае не в том, чтобы привлечь электоральные симпатии, а в том, чтобы остановить смертность на дорогах и выполнить свой долг в системе обеспечения безопасности страны.
- Каких же драконовских мер так боятся автолюбители?
- Драконовским закон считают из-за того, что увеличились суммы штрафов. За проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика штраф вырастет в 10-15 раз, составив 10-15 МРОТ или лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев. За управление транспортным средством в состоянии опьянения - без изменений, кстати (лишение прав на 1,5-2 года), а вот за управление в состоянии опьянения и без прав (либо лишенным прав) - штраф 50 МРОТ (5000 рублей) или административный арест до 15 суток. За выезд на встречную полосу водителя будет ждать штраф от 20 до 25 МРОТ или лишение прав на 4-6 месяцев. За превышение скорости более чем на 60 километров - 2000-2500 рублей и альтернативно 4-6 месяцев лишения прав. За отказ от освидетельствования предлагается ввести наказание в виде 15 суток ареста. Увеличится штраф даже за такое "невинное нарушение", как езда без ремня безопасности - 3 МРОТ, или 300 рублей. Сегодня это 50 рублей. В то же время, по статистике ООН, из 100 погибших 85 могли бы остаться в живых, если бы были пристегнуты. Можем ли мы позволить себе такую роскошь? Это не дело каждого человека, это дело общества.
После первой редакции, которая вызвала такое возмущение, произошла существенная либерализация законопроекта. Например, за управление транспортным средством без прав сейчас штраф составляет 700- 1000 рублей. Первый вариант законопроекта предлагал штраф 2500 и административный арест. Сегодняшний вариант сохраняет только штраф 2500. Пьяный за рулем, лишенный прав, - это парадокс, но сегодня в Административном кодексе санкции к такому нарушителю не предусмотрены (только за одно из нарушений). Предлагается ввести за это штраф 5000 либо арест на 15 суток.
- Как будет определяться степень опьянения?
- Россия как правопреемник СССР применяет положения Европейского соглашения 1971 года, которое дополняет Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года. Согласно поправкам к этому соглашению от 28 марта 2006 года, Россия должна установить у себя на законодательном уровне определенное количество алкоголя в крови, при превышении которого управление транспортным средством не допускается. Раньше водителям не разрешалось выпить ни грамма, теперь предлагается установить норму - не более 0,3 грамма алкоголя на литр крови, или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха. Это бокал сухого вина или пива. Но все, конечно, зависит от величины бокала, градуса, толерантности человека к алкоголю, нервного состояния. Введение этой нормы прогрессивно. Ведь сегодня человек, который выпил полкружки пива, уже считается нетрезвым. Мы идем по пути международного права, и наши граждане должны пользоваться теми правами, что и европейцы.
- "Трубка трезвости", которую использовали раньше, часто ошибалась. При определении степени опьянения по-прежнему будут использовать этот несовершенный прибор?
- Погрешность у "трубки трезвости " была высока, и она не определяла степень опьянения. Кто-то употреблял что-то в пищу, пил кефир, у кого-то такая флора кишечника, у кого-то в салон попадал воздух из омывателя стекол, содержащего "незамерзайку " на спиртовой основе, и т. д. Поэтому теперь предлагается ввести алкотестер, он доступен всем и будет иметь нормативную базу для применения. Его можно будет купить и, прежде чем сесть за руль, проверить себя. Раньше проблема была в том, что "трубка трезвости" не являлась исследованием и просто давала признак, не ведя ни к каким последствиям. Теперь вводится порядок, при котором в стационарное медицинское учреждение нужно ехать, только если водитель отказывается признавать результаты теста на месте, что предусматривает в первую очередь его интересы.
- Не приведет ли увеличение штрафов к росту коррупции среди сотрудников ГИБДД?
- Такое мнение звучит часто.
По части коррупционеров тоже предусмотрены меры - предполагаю, что они будут реализовываться уже в этом году. Есть поручения Президента, рабочая группа по этому вопросу. Россия ратифицировала европейские конвенции, которые нас обязывают проводить антикоррупционную работу, в том числе требовать декларацию доходов сотрудников правоохранительной системы и членов их семей. Думаю, сотрудники ГИБДД будут в их числе. Важный момент в том, что законопроект вводит порядок фиксации нарушений с помощью технических средств - камер слежения.
Мы сегодня живем в такой реальности, где передвигаемся на дорогах, прямо скажем, в не очень хорошем состоянии, из-за этого состояния дорог спешим, превышаем скорость. И все это фиксирует из кустов с радаром в руках своим субъективным взглядом инспектор ГИБДД, которого мы же после общения с ним зачастую обвиняем в коррупции. Законопроект предлагает ввести систему, которая успешно действует во многих развитых странах мира: установкой беспристрастных камер, фиксирующих ситуацию на дороге, сократится количество контактов с сотрудниками ГИБДД, уменьшится штат сотрудников, будет возможность подбирать на работу более квалифицированных кандидатов и за счет сокращения штатов увеличивать сотрудникам зарплату, что в конечном итоге приведет к повышению уровня безопасности и снижению коррупции на дорогах.
А насчет роста коррупции в части повышения ответственности за нарушения ПДД, думаю, опасения неоправданны. Ведь, когда мы устраняли альтернативность за вождение в нетрезвом состоянии, тоже говорили, что будут брать большие взятки - 200-500 долларов. Но, как ни странно, этого не произошло. Оказалось, что сотрудники ГИБДД в большинстве - люди, которые выполняют свой долг, которые понимают, что нетрезвый водитель представляет угрозу для наших близких, детей, стариков, для нас самих. Этот пример для меня дороже рассуждений о том, что ужесточение мер может привести к коррупции.

Парламентская газета. Москва.

15 марта 2007 г.


Док. 285446
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 468

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``