В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения Назад
Усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения
ВЕДУЩИЙ: А в России почти что пиночетовские методы, судя по всему готовы применить к злостным нарушителям правил дорожного движения. В Госдуме сейчас рассматривают проект, по которому водителей, грубо нарушающих эти правила будет можно на 15 суток отправлять за решетку. Впрочем, вам могут дать 15 суток и только за то, что вы забыли дома водительские права. Речь идет о поправках к административному кодексу, которые нацелены, похоже, лишь на одно. На резкое ужесточение ответственности водителей. Естественно это вызывает негативную реакцию у большинства автовладельцев. И сегодня в ряде городов России прошли акции протеста. При этом раздаются голоса, что новые поправки нарушаются, не только права водителей, но и подрывают основы конституции, например презумпцию невиновности. Обо всем этом рассказывает Артем Широков.
КОРР.: Драконовские методы, с помощью которых предлагается навести порядок на российских дорогах, вызывает все большее негодование у автовладельцев. Новые поправки в административный кодекс, который Госдума готовится принять в первом чтении, предусматривают увеличение штрафов минимум в 5, а то и в 15 раз. И возвращают так называемую бальную систему наказаний, которую отменили в 97 году. Более того, за некоторые нарушения водителей будут сажать в камеру на 15 суток. Один из авторов поправок Владимир Плигин считает это вполне разумным.
Владимир ПЛИГИН, председатель комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия": Согласитесь, что после того, что у нас происходит в связи с пьянством на дорогах, после тех санкций, которые за это предусмотрены 15 суток в некоторых случаях, которые назначаются судом это, наверное, разумная санкция.
КОРР.: Однако, речь идет не только о пьяных водителях.
Леонид ОЛЬШАНСКИЙ, адвокат, вице-председатель движения автомобилистов России: По очень многим статьям Плигин и его коллеги предлагают сажать водителя в камеру вместе с рецидивистами на 15 суток. Ну ладно еще там можно спорить за пьянку. Тут уж такой вопрос острый. Они предлагают за забытые дома права сажать водителя на 15 суток, что есть неадекватно.
Дмитрий ЛИПСКЕРОВ, писатель, член общественной палаты: Если вы забыли права с собой, то вы не должны от этого страдать. Позаботьтесь, пожалуйста, ГИБДД о том, чтобы компьютеризировать все патрульные машины, чтобы можно было проверить, принадлежит ли эта машина вам. Если у вас права водить этот автомобиль. И вот тогда уже карайте. Бремя доказывания не должно лежать на водителе, что он совершал или не совершал некое деяние. Это презумпция невиновности.
КОРР.: Однако, авторы законопроекта предлагают не распространять презумпцию невиновности на административный кодекс. Например, фиксировать нарушения на дорогах с помощью видеокамер, а штраф накладывать на собственника автомобиля. А ведь за рулем мог находиться, скажем, его родственник, управляя машиной по доверенности. Но суд не будет доказывать его вину, как это записано в конституции. Напротив, собственник должен будет доказать свою невиновность. То есть получается наоборот презумпция виновности.
Владимир ВАСИЛЕВ, председатель комитата ГД РФ по безопасности, фракция "Единая Россия": Это частность. Мы с этим не можем не согласиться, здесь придется с ними разбираться. Кстати сказать, закон пишется на общие правила поведения, а не на частные случаи. Так уж устроена жизнь. И еще. Мы закон пишем обращенным в будущее, потому что сегодняшнее наше прошлое и сегодняшнее настоящее нам обошлось уже жизнью более 30 тысяч граждан в год. Это недопустимые потери.
Владимир ПЛИГИН, председатель комитета ГД РФ по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия": В настоящее время все говорят о субъективности сотрудников ГИБДД. Поэтому законопроект действительно предлагает и предоставляет возможность использования видеоаппаратуры для наблюдения за состояние дорожного движения. Присутствие техники объективного контроля на дороге уменьшит объем коррупции, что исключительно важно. И еще раз. Сыграет позитивную роль и спасет несколько жизней.
КОРР.: Еще год назад на заседании госсовета Владимир Путин расставил приоритеты. На первом месте строительство новых дорог, на втором оперативное пребытие экстренных служб к месту пришествий и, наконец, третья задача, чтобы сотрудники гаи прекратили брать взятки. Почему же первый удар наносится именно по водителям.
Владимир ВАСИЛЕВ, председатель комитата ГД РФ по безопасности, фракция "Единая Россия": Первое, что дает наибольший эффект это работа с самими водителями. И у нас в стране особенно это важно. Нужно, чтобы водитель чувствовал ответственности, причем такую пропорциональную и полную за то, что он совершает. Если он нарушил серьезно, он должен столь же серьезно испытывать и последствия за нарушения. Если люди начинают относиться к этому (нрзб.) не так, вложу несколько купюр в права, и не каких проблем не будет. Вот с этим нам нужно бороться.
КОРР.: Но ведь в коррупции на дорогах виноваты не только водители, которые дают взятки, но и сотрудники автоинспекции, берущие, а зачастую вымогающие себе на лапу. Однако об ужесточении ответственности сотрудников ГАИ речь почему-то не идет. Их напротив, могут наделить еще большими полномочиями. Например, разрешить проводить технический осмотр автомобилей прямо на трассе, а не на специализированной станции техосмотра. Или отдать им на откуп проверку водителей на состояние алкогольного опьянения с помощью пресловутой трубочки на месте, а не в медучреждении. При этом вердикт сотрудника ГАИ будет окончательным и водитель не сможет его обжаловать, даже если был трезв, как стекло. Все это по мнению многих может дать обратный эффект и еще больше увеличит количество взяток.
Дмитрий ЛИПСКЕРОВ, писатель, член Общественной палаты: что касается ГАИ и ГИБДД, мне совершенно абсолютно ясно, что вся эта структура на сегодняшний день далека даже от удовлетворительной оценки работы. Ужесточение к чему может привести, к тому, что коррупция может кратно возрасти.
КОРР.: Ведь новые поправки противоречат положение, по которому за одно и тоже нарушение нельзя наказывать дважды. То есть водителям будут выписывать штраф, одновременно начислять штрафные баллы и по совокупности набранных баллов лишат их водительских прав. Ясно, что к такой ситуации еще больше водителей предпочтут откупиться от сотрудников ГАИ. Конечно, ситуацию на дорогах надо менять. Так почему бы не начать с кардинальной реформы всей структуры ГАИ. При этом надо не только ужесточить отбор кадров и повысить зарплату, необходимо ввести обязательную видеозапись общения инспекторов с водителями, как это сделано во многих странах мира, чтобы исключить не только попытку взятки, но и произвол со стороны сотрудника ГАИ. Пока же идеальную работу ГАИ можно увидеть лишь в кино.


Аналитическая программф "Постскриптум". В студии Алексей Пушков.

16.12.06 г.


Док. 285438
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 479

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``