В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Коррупцию победит слово Назад
Коррупцию победит слово
Слово "коррупция" прочно вошло в русский лексикон. О том, что это явление в наше время стало одной из наиболее серьезных угроз национальной безопасности страны, говорится с самых высоких трибун, обеспокоенность его распространением высказывают зарубежные наблюдатели. Например, член Еврокомиссии Пьер Диб-ман не так давно заявил, что жертвами злоупотреблений со стороны чиновничества сегодня являются все без исключения граждане России.
Не секрет, что коррупция пронизала многие государственные институты, в том числе властные структуры. Вот лишь несколько фактов из криминальной хроники последних недель: при получении взятки размером 300 тысяч долларов задержан член Совета Федерации (теперь уже бывший) Левон Чахмахчян; Мурманский областной суд приговорил к десяти годам лишения свободы бывшего начальника Оленегорского горотдела внутренних дел; за вымогательство задержаны два налоговых полицейских в Нижегородской области; осужден за взятку бывший депутат Томской гордумы; арестован за злоупотребления служебным положением мэр Волгограда, там же при получении пяти тысяч американских долларов пойман судья; возбуждено уголовное дело в отношении двух высокопоставленных чиновников Ростуризма; десять лет за мздоимство получил бывший мэр якутского города Вилюйска... Список продолжить можно и дальше - ежедневные оперативные сводки позволяют.
Эта тема уже стала самостоятельным направлением научных исследований - выпущены учебники и подготовлен специальный курс для вузов по антикоррупционной политике, написаны десятки диссертаций, статей. Фонд ИНДЕМ уже не первый год осуществляет проект "Диагностика российской коррупции". Крупные мероприятия организуются во многих регионах России, к примеру, в Томске в пятый раз проведена так называемая "Неделя без коррупции", в Самаре разработана программа "Партнерство по противодействию коррупции".
Можно сделать вывод, что эта зараза поселилась в нашей действительности всерьез и надолго. Так ли это на самом деле? Каковы реальные масштабы коррупции в обществе, какие области жизни и деятельности государства наиболее подвержены ей? С обсуждения этих вопросов началась беседа нашего корреспондента Андрея ШАБАРШОВА с председателем Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания России Владимиром ВАСИЛЬЕВЫМ .
- Коррупция пронизала сегодня практически все сферы жизни общества - это факт. И важность противостояния ей заключается, помимо прочего, в том, что поскольку сегодня ясно поставлена задача эффективного развития нашей экономики, то все задачи, которые мы будем решать, во многом зависят от того, насколько успешно будет вестись борьба с коррупцией. Без этого невозможно развивать многие отрасли производства. Следует признать, что целый ряд направлений в экономике попросту не функционирует из-за контрабандного потока контрафактной продукции.
- Каково же лекарство от этой "болезни"?
- Громкие отставки и возбужденные дела последнего времени свидетельствуют о том, что начались решительные шаги в этом направлении. При этом важно, что выявление коррупционеров идет во всей структуре власти, независимо от занимаемой должности и чина. Это не только справедливый подход, но и хорошая профилактика. Если кто-то еще не понял, что время изменилось, что Россия не может больше позволять себе роскоши мириться со злоупотреблениями высокопоставленных чиновников, пусть задумается.
И все же начинать надо, на мой взгляд, с формирования вокруг этих процессов общественного мнения. Людям надо предметно объяснять, что коррупция как составляющая негативных явлений представляет угрозу стране и самое главное - каждой семье, каждому гражданину.
Почему я на этом остановился особо? Не так давно довелось ознакомиться с лекцией итальянского священника Бартоломео Серджи, которого несколько лет полиция скрывала от преследования преступных кланов. А насолил он им тем, что разъяснял: мафия - это, по сути, система эксплуатации не очень грамотных, запуганных людей, которые начинали верить, что иначе жить нельзя.
К сожалению, мы сегодня мало чем отличаемся. Судить могу хотя бы по ситуации в Тверской области, где живут мои избиратели. Там происходят систематические хищения леса, а большинство населения смотрит на эти безобразия с каким-то безразличием. Мол, не нами такой порядок заведен. И ничего с этим не поделаешь.
Вот почему я и вижу среди первых шагов именно работу в области общественного мнения, создания нетерпимости вокруг проявлений коррупции. Вспомним, чего больше всего испугались мафиози в деятельности падре - слова, обращенного к человеку и меняющего отношение общества к криминалу.
- Однако слово, как известно, и делом должно подкрепляться...
- Безусловно. Опять-таки сошлюсь на тверской опыт. Лес разворовывается в колоссальных масштабах. И люди должны понимать, чем это оборачивается для них лично. На хищениях наживается в общем-то небольшая группа так называемых предпринимателей, коррумпированные чиновники, обнищание же основной массы приводит к алкоголизму, иным негативным последствиям. Машины с бревнами едут по дорогам, трассы изнашиваются. От теневого бизнеса ни копейки не поступает в бюджет, что, естественно, сказывается на развитии здравоохранения, образования, других сфер. Подпольные лесопилки крадут электроэнергии, по экспертным оценкам, на двести миллионов рублей в год с последующим удержанием с населения так называемых "потерь". И нужно разъяснять, что незаконная вырубка непосредственно сказывается на жизни каждого, что это не может быть заботой исключительно властей, милиции, природоохраны. Нужен общественный контроль. Людей нужно побуждать к этому.
Хотя и от деятельности соответствующих ведомств зависит многое. Сейчас, например, областная прокуратура занялась целевыми проверками этого сектора экономики, на днях мы говорили с главой РАО ЕЭС Анатолием Чубайсом, что и энергетики со своей стороны могли бы проследить за расходованием электричества. То есть нужно сочетать административные методы и общественное воздействие. И главное в этом деле, по моему убеждению, не просто прекратить нелегальные вырубки леса, ликвидировать другие незаконные предприятия, а создать условия, при которых работать законно стало бы выгодно.
Скажем, можно перекрыть постами ДПС все дороги, тормозить лесовозы. Расхитители тут же проложат объездные пути. Можно попросту закрыть левые лесопилки. А чем жителям заняться, если других производств там нет? Подобные меры дадут сиюминутный результат, но к серьезному улучшению ситуации не приведут.
Механизмы легализации теневого бизнеса есть, они успешно применяются в Краснодарском крае, Татарстане, Марий Эл, Мордовии и довольно просты. Владельцам нелегальных предприятий предлагается перейти на законные рельсы, работать и платить налоги. Кто-то, возможно, не потянет. Нужно думать о мерах поддержки на период перехода из тени в налоговое поле. В конечном счете это, кроме прочего, поможет становлению среднего и малого бизнеса, что сегодня является одной из основных экономических задач страны. Все это мы берем на вооружение в Тверской области.
И так не только в лесной промышленности. Например, недавно, в мае, ко мне обратились избиратели, посетовавшие, что в Твери стало очень трудно пройти плановый техосмотр автомашин. Водители более месяца вынуждены стоять в очередях - пункты ТО не справляются с потоком. В итоге число нарушителей возрастает, ведь езда без талона техосмотра - наказуемый проступок. То есть штрафуются без вины виноватые.
Мы провели встречу, в которой приняли участие руководители всех подразделений ГИБДД области, представители общества автолюбителей, работники станций техобслуживания. Выяснилось, что ГАИ не информирует уполномоченные СТОА о графике техосмотров, а у тех просто не хватает специалистов, допущенных к проведению ТО, и необходимых технических средств.
Сейчас через пункт инструментального контроля автотранспорта, который раньше был способен пропустить шестьдесят машин в день, проходит до четырех сотен, развернуты новые линии, работа станций продлена до 22. 00, открыты еще две СТОА в городе Твери. Очереди сократились.
Может показаться, что я говорю не по теме. Однако все подобные проблемы напрямую связаны с коррупцией, более того, способствуют ее распространению. Сумма взятки в Твери за прохождение ТО вне очереди достигала шести тысяч рублей. И то, что эти проблемы все еще существуют, является свидетельством отсутствия связи, как прямой, так и обратной, между населением и органами власти, которые принимают конкретные решения. Но этот же пример говорит, что вместе мы можем решать любую проблему.
- Здесь, по всей видимости, должны сказать свое слово общественные организации. Несомненно, вы правы, говоря о том, что наш народ несколько инертен. Мы привыкли взывать о помощи, когда дело коснется нас лично, чужих же проблем зачастую стараемся не замечать. Однако и без заинтересованного участия гражданского общества такого монстра, как коррупция, не победить. Что конкретно может и может ли вообще сделать в этом отношении общественность?
- На Руси существует присказка: пока мужик не захочет, ничего не изменится. Сделать так, чтобы он захотел, - крайне важно. И в этом ему надо помочь. Здесь, на мой взгляд, одна из главных задач общественных институтов, да и для средств массовой информации широкое поле деятельности.
Правда, следует признать, что у нас существует масса различных организаций, которые ведут себя довольно пассивно. Хотя и противоположных примеров достаточно. Скажем, именно комитеты солдатских матерей заставили Министерство обороны сделать прямо-таки потрясающие шаги в сторону открытости, о которых еще лет десять назад и мечтать было нельзя. А матери Беслана? Наконец, активизировавшееся в последнее время движение обманутых вкладчиков, дольщиков, застройщиков и так далее. Да, не всегда эти формирования действуют исключительно правильно, но налицо стремление решать наболевшие вопросы, и это уже сам по себе позитивный факт. Тем более что власть весьма чувствительна к общественному мнению, в чем мы не раз могли убедиться в последнее время.
- Владимир Абдуалиевич, несмотря на серьезность ситуации и вроде бы общее мнение, что необходимо принимать срочные антикоррупционные меры, на практике делается мало. Отсутствует действенное федеральное законодательство, хотя довольно прочная основа для этого есть -Конвенция ООН против коррупции. В ней определены международные стандарты борьбы со взяточничеством, растратами, отмыванием денег, нажитых преступным путем, злоупотреблением служебным положением. Что же мешает до сих пор сделать конкретные шаги в этом направлении, почему соответствующий закон
Госдума не может принять почти пять лет?
- Вы правы, закон явно залежался. Однако это вовсе не означает, что нет реальных законодательных рычагов противодействия коррупции, и оправдывать бездействие в этом направлении отсутствием нормативной базы было бы неправильным. В Уголовном кодексе РФ довольно полно все предусмотрено. Еще большие возможности предоставляет упомянутая Конвенция ООН. Согласно этому международному документу вводится институт конфискации имущества по отдельным категориям преступлений, о чем сейчас много споров, но так или иначе проблему придется решать. Рассматривается целый ряд предложений, в том числе и об уголовной ответственности за отмывание доходов от преступной деятельности и воспрепятствование отправлению правосудия. Эти статьи планируется ввести как антикоррупционные с соответствующей ответственностью.
Кроме того, Комитет по безопасности Госдумы предложил провести парламентское расследование, которое бы ответило на вопрос: почему ничего не меняется, несмотря на то что из года в год осуществляются различные мероприятия, кадровые перестановки в таможенной сфере деятельности.
Таким образом, рычаги для установки заслона на пути коррупции имеются. Другое дело, что не всегда они действуют эффективно. Недавно в Думе проходил "круглый стол" на тему "Законодательное обеспечение противодействия коррупции". По данным Генеральной прокуратуры, в прошлом году более чем на четверть увеличилось и составило 5495 количество уголовных дел, возбужденных по фактам получения и дачи взяток. Несмотря на то что, как мы понимаем, эта цифра явно не отражает действительного положения, более тысячи из них так и не были закончены расследованием с направлением в суд. Судами же к реальному лишению свободы приговорены 174 взяткодателя и 229 взяточников. Основная масса фигурантов отделываются либо штрафом, либо условным наказанием, либо вообще остаются безнаказанными. И это ситуация лишь по двум из десятка антикоррупционных статей УК.
В результате, кроме прочего, впустую расходуются огромные государственные средства, я бы даже сказал, не на пользу, а во вред общественным интересам. Поскольку, как мы видим, правоохранительные рычаги не всегда срабатывают.
Очевидно, их надо совершенствовать, поэтому мы и возвращаем конфискацию в Уголовный кодекс, в том числе за преступления коррупционной направленности.
Вместе с тем следует активнее использовать меры экономические. Например, правильно ставится вопрос о прогрессивной системе налогообложения. Конечно, хорошо, когда бизнесмен жертвует деньги нуждающимся, спасибо ему за это. Но ведь благотворительность не должна рассматриваться как система финансирования. Может, полезнее не уповать на спонсоров, а усовершенствовать налоговую политику? Конечно, существует опасность возвращения к практике сокрытия доходов, но чтобы этого не случилось и не повторять пройденного, надо создать систему защиты бизнеса, в первую очередь оградив его от многочисленных контролеров и ревизоров, визиты которых часто не обходятся без поборов. Не наладим подобного - последствия от введения прогрессивной шкалы налогов могут оказаться плачевными. Сумеем -тогда миллиарды рублей из теневого оборота станут работать на укрепление бюджетной сферы и как результат - повышение оплаты труда, в том числе представителей самих контролирующих, фискальных, правоохранительных органов. Лишь при этом работать честно станет и престижно, и интересно, и выгодно.


Щит И Меч. Москва.

20 Июля 2006 г.


Док. 285336
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 459

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``