В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рост цен на электроэнергию проконтролирует государство Назад
Рост цен на электроэнергию проконтролирует государство
О том, как происходит реформирование отрасли в связи с исполнением закона о функционировании электроэнергетики в переходный период, депутаты узнали на "правительственном часе" в Думе. Перед парламентариями выступил министр промышленности и энергетики Виктор Христенко. В зале присутствовали руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян и председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс.
Слово министру
Виктор ХРИСТЕНКО министр промышленности и энергетики
За первые пять месяцев 2006 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выработка электроэнергии выросла на 4,5 процента, а отпуск тепловой энергии - на 4,2 процента. По оценкам Минпромэнерго, до конца года суммарное производство электроэнергии в стране достигнет 962 миллиардов киловатт-часов.
Надежность электроэнергетики обеспечивается как рыночными методами, так и с помощью технического регулирования. Поэтому необходимой частью реформы было создание системы технического регулирования. Осенью этого года мы надеемся внести в Госдуму четыре законопроекта - "О безопасной эксплуатации электроустановок", "О безопасности оперативного диспетчерского управления", "О безопасности при нарушении электроснабжения", "О безопасности гидротехнических сооружений".
Качественная и своевременная подготовка нормативной базы является залогом достижения основных целей реформирования электроэнергетики. Напомню, что основные цели реформирования - повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного снабжения потребителей и создание условий для развития отрасли на основе привлечения инвестиций. Поэтому на текущем этапе реформы необходимо обеспечить формирование целевой структуры отрасли и запуск инвестиционных процессов.
В 2006 году продолжалась работа по проведению реструктуризации отрасли. С 1 апреля юридическим лицам запрещено совмещать деятельность по передаче электрической энергии с деятельностью по ее производству и купле-продаже. И процесс разделения муниципальных, районных и иных организаций, в настоящее время совмещающих эту деятельность, является гораздо более проблемным и сложным в силу масштабности, чем процесс разделения энергокомпаний.
Также предстоит подготовить нормативные документы, необходимые для осуществления преобразований на розничных рынках, запуска рынка системных услуг и рынка мощности. Новая модель оптового рынка электроэнергии предполагает трансляцию цен оптового рынка на розничные рынки и формирование цены для конечных потребителей.
Значимые шаги будут также предприняты в решении проблемы перекрестного субсидирования. Все преобразования достигнут должного эффекта при одновременном изменении системы тарифного регулирования, предполагающей переход к долгосрочным тарифам.
Объемы продаваемой электроэнергии в европейской и сибирской ценовых зонах выросли по сравнению с декабрем 2005 года практически на 30 процентов, что объясняется выходом на оптовый рынок региональной генерации. Цена отражает динамику спроса и предложения и, безусловно, имеет достаточно серьезные сезонные или даже суточные колебания. Но по результатам торгов в 2006 году цена складывается средняя, ниже регулируемой.
Совершенно очевидно, что в ходе реформирования электроэнергетики должны быть обеспечены интересы населения. Тарифы для населения останутся регулируемыми, и их повышение будет контролироваться государством. Для исправления экономической ситуации, когда за низкие цены для населения платят другие потребители, предлагается ввести механизм ликвидации перекрестного субсидирования. В качестве первого этапа в 2007 году предполагается ввести прямые субвенции из федерального бюджета сбытовым компаниям для ликвидации межрегионального перекрестного субсидирования и начать процесс взаимной работы с субъектами РФ по реализации программ ликвидации внутрирегиональной "перекрестки". Наша задача - обеспечить постепенный переход в течение нескольких лет к адресной поддержке населения из бюджета.
Правительством принято решение о формировании стратегии развития электроэнергетики до 2010 года. Актуальность этой темы не вызывает вопросов. Мы получили возможность на сегодняшний день говорить не только о гигаваттах мощности или о километрах линий электропередачи, но совершенно о конкретных объектах с подготовленными площадками, которые позволят до 2010 года в три раза увеличить объем генерирующих мощностей и во столько же раз увеличить объемы создания сетевого комплекса. По сути, до 2010 года стоит задача - ликвидировать источники и причины возникновения энергодефицита. Также программа нацелена на повышение надежности, на постепенное изменение топливного баланса в сторону включения в общий баланс угля. И это предполагает, что с сегодняшних 68,2 процента газа в тепловой генерации его доля в среднесрочной перспективе сократится до 65 процентов. Так что своим решением Правительство обозначило сроки, когда будут приняты все основные решения, связанные с управляемой либерализацией рынка и управляемым вхождением на рынок тепловой генерации частных инвесторов.
Вопрос - ответ
Владимир ВАСИЛЬЕВ председатель Комитета Госдумы по безопасности, фракция "Единая Россия"
Если исходить из того, что у нас есть теневая экономика, то существует, соответственно, и теневое энергопотребление. Не буду называть цифры, чтобы они никого не вводили в шок, но это миллионы рублей по регионам. Что вы намерены делать в этом плане?
Анатолий ЧУБАЙС председатель правления РАО "ЕЭС России"
За последние 5-6 лет мы прошли очень тяжелый путь, стартовав с положения, когда платежи у нас были 13 процентов, а все остальное - всякий финансовый мусор, неплатежи, зачеты. Тем не менее сегодня мы добились стопроцентных платежей. И я уверен, что даже теневая экономика тут никуда не денется. Если потребляешь электроэнергию, то заплатишь как миленький и никуда не денешься! Иначе отключим. Другое дело, что следующий уровень проблемы стыдливо называется термином "коммерческие потери". В действительности это воровство электроэнергии. Уровень этих коммерческих потерь нас не устраивает. Но у нас уже есть программа, которая направлена на их устранение. И это не вопрос: заставить платить или отключить. Это вопрос всех систем измерения, системы счетчиков. Но такова типовая ситуация по стране. С единственным исключением, которое называется Чечня. Там положение дел ненормальное. Если в целом ситуация по стране начинает нормализовываться в сфере энергетики, то в этой республике мы находимся на уровне 7-летней давности. Платежи там находятся на уровне менее 10 процентов. Но недавно я проводил совещание в Грозном. Договорились, что Чечня будет подтягиваться под нормальный, общероссийский, единый для всех порядок.
ЭКСПРЕСС-КОММЕНТАРИЙ
ВЛАДИМИР ПЕХТИН заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия"
Необходимость реформирования энергетической отрасли обоснована и прописана в законодательной базе, сформированной в результате принятия Федеральным Собранием пакета законов об электроэнергетике. Процесс реформирования должен быть управляемым, и уже сегодня назрела необходимость пересмотра энергетической стратегии России. К сожалению, нередко с момента принятия до эффективной реализации законодательного акта проходит достаточно много времени. Не вызывает сомнения, что в энергетическом комплексе страны назрели очевидные проблемы, связанные с увеличением энергопотребления, отсутствием ввода новых мощностей.
Реновация оборудования не осуществлялась на протяжении нескольких десятков лет, и последствия этого бездействия налицо. Только в 2005 году масштабные энергосбои происходили в Псковской и Амурской областях, в городе Сочи. Крупнейшая авария на подстанции "Чагино" 25 мая 2005 года оставила без света несколько миллионов жителей Москвы, Подмосковья, Калужской и Тульской областей. Это ЧП в очередной раз подтвердило, насколько остро стоит вопрос технического перевооружения и модернизации электротехнического оборудования, усиления внимания государства к решению стратегических задач развития отрасли. Сложившаяся практика привлечения инвестиций не обеспечивает требуемого объема средств на переоснащение, реновацию основных фондов в электроэнергетике. Необходимы новые, нестандартные решения, подкрепленные законодательно.
Например, использование механизма "Киотского протокола", уменьшающего негативное воздействие на окружающую среду. Энергетическая отрасль одна из важных составляющих национальной безопасности государства, и нужно сделать все необходимое для ее бесперебойного и надежного функционирования. Уверен, что для достижения этой цели стратегически важно разработать Национальную программу развития энергетического комплекса России. Эта программа должна стать пятым приоритетным национальным проектом.


Парламентская газета. Москва.

15 Июня 2006 г.


Док. 285291
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 462

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``