В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Госдума приняла проект закона о противодействии терроризму. Интервью председателя комитета Государственной Думы по безопасности Владимира Васильева Назад
Госдума приняла проект закона о противодействии терроризму. Интервью председателя комитета Государственной Думы по безопасности Владимира Васильева
ВЕДУЩИЙ: Добрый вечер! В эфире телеканала "Россия", радиостанции "Маяк" "Вести-подробности", в студии Эрнест Мацкявичюс.

ВЕДУЩИЙ: Российским службам ПВО разрешат сбивать захваченные пассажирские самолеты. Сегодня Госдума приняла проект закона о противодействии терроризму. В документе подробно оговариваются в главные понятия, принципы и механизмы предотвращения террористической угрозы, включая применение вооруженных сил, в том числе и за пределами России. Этот документ начнет работать вместе с указом президента о создании национального антитеррористического комитета.

Как эти меры позволят обезопасить нашу жизнь? Об этом мы говорим с председателем комитета Думы по безопасности Владимиром Васильевым. Владимир Абувалиевич, добрый вечер!

Владимир ВАСИЛЬЕВ, председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по безопасности: Добрый вечер!

ВЕДУЩИЙ: Мы с вами встречались на прошлой неделе, и вот новый серьезный повод для разговора. Скажите, каких статей этого закона российским спецслужбам особенно не хватало во время прошлых крупных терактов. Таких, как в Беслане и в "Норд-Осте"?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Знаете, я думаю, что им очень не хватало указа президента, который, как вы правильно подметили, вступает в действие одновременно с законом. Вернее после того, как будет принят закон. Самого закона, безусловно, но если вы конкретно о статьях, то я бы наверное особо подчеркнул статью шестую. Та, которая определяет применение боевой техники, сил армейских при проведении контртеррористических операций, в частности. Потому что мы вот недавно буквально все следили за событиями с Северокавказском регионе, когда очередную бандгруппу ликвидировали и там погибли наши ребята. Это очень обидно. Если бы мы там могли использовать военную технику соответствующим образом, думаю, что нам бы удалось избежать таких потерь.

ВЕДУЩИЙ: А что в соответствии с законом, будет разрешено военным теперь?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Намного больше, чем было можно себе было позволить ране. А ранее, по сути, они ничего не могли позволить, кроме того вооружения, которое состояло у них, в частности в спецподразделениях ФСБ, во внутренних войсках в спецподразделениях и в ОМОНах, СОБРах МВД. Это имеется в виду и вертолетная техника, и ракетная техника, и танки, самолеты соответственно, точные ракетные системы, которые по сути и используются в мире. Мы наблюдаем опыт Израиля достаточно эффективный в плане точечных ударов, Соединенных Штатов Америки в проведении операций и этого ждут от нас. Как и у нас есть такой опыт. В свое время в Первомайском огневую точку подавили как раз вертолетом, управляемой ракетой с расстояния двух километров.

ВЕДУЩИЙ: Кроме того вооруженные силы сейчас могут применяться и за пределами Российской Федерации для предотвращения террористической угрозы. В каких случаях?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Да. Этот порядок жестко и строго определен. Во-первых, его, этот вопрос решает президент, это его право, оно определено конституционно. Кстати, данный закон четко определил, как бы юрисдикцию президента. И здесь он определяет, в каких случаях и естественно, есть порядок, который определяется Советом Федерации, который санкционирует эти действия в своей части. За рубежом, имеется ввиду.

ВЕДУЩИЙ: Войсковая операция за рубежом так же возможна?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Войсковая операция за рубежом возможна в том случае, когда мы выполняем свои союзнические обязательства, как вы знаете, имеем такие союзнические обязательства с бывшими странами СНГ, а сегодня независимыми государствами. И когда это будет вытекать, безусловно и такие операции возможны.

ВЕДУЩИЙ: Ну вот самая, наверное, принципиальная статья закона, это статья, касающаяся того, что силы ПВО могут сбивать захваченные террористами пассажирские самолеты. В каких случаях это будет возможно?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Конечно, это очень такой крайне исключительный случай. Каждый кому, не дай Бог, придется рассматривать этот вопрос, должен безусловно нести полную ответственность. Но то, что мы сегодня делаем, я считаю, это совершенно правильно. Потому что государство сегодня, законодатель и президент, я подчеркиваю, берут на себя ответственность. Не подставляют того командира, который вынужден все равно принимать это решение. Это определено законом. Это очень важно. Я считаю, это своего рода даже нравственная позиция государства, общества, которое проявляется в данном случае. Чтобы избежать огромной трагедии, приходится идти на такие шаги. Кстати говоря, такой опыт есть и в мире. Практика такая.

ВЕДУЩИЙ: А каким образом понятно настолько велика опасность совершения теракта?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Знаете, насколько это было возможно, законодатель прописал это. Это определяется по маршруту движения судна, по тем условиям, которые необходимо выполнить первоначально, установить контакт, получить ответ. Если нет, значит, поднять истребители, осуществить условия по принуждению к посадке, изменению курса. И только после этого принимать те крайние меры, о которых говорили. Я бы хотел обратить внимание на одну деталь, очень важную, о которой не говорят. Дело в том, что если это записано в законе, и является основой действий должностных лиц, то плюс это еще и своего рода профилактика, потому что их коварный, дьявольский замысел даже при захвате суда с пассажирами, не будет достигнут.

ВЕДУЩИЙ: Вы говорили о международном опыте. Между тем Конституционный суд Германии аналогичную меру отклонил. Судьи посчитали, что она не совместима с правом на жизнь.

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Это так, вы правы. Но дело в том, что Конституция Германии от Конституции государства, которое капитулировало после Второй мировой войны. И она содержит ряд ограничений в этой части, в то же время, Конституция Соединенных Штатов Америки и России, как суверенного государства, позволяет такие меры предусматривать. Это не противоречит Конституции.

ВЕДУЩИЙ: А кто принимает меры о начале проведения или прекращения контртеррористической операции?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Руководитель оперативного штаба.

ВЕДУЩИЙ: Кто является руководителем оперативного штаба?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Руководитель оперативного штаба будет определен руководителем национального комитета в ближайшее время. Порядок установлен указом президента, и я думаю, в ближайшее время мы будем об это знать. Во всяком случае, к моменту действия закона и указа, мы будем знать, кто это будет. То ли это будет Патрушев, то ли это будет кто-то еще.

ВЕДУЩИЙ: В этом законе предусмотрено действие двух правовых режимов: это чрезвычайное положение и контртеррористическая операция. При этом такое понятие, как террористическая опасность, из документа исчезла. Почему?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Да. Ну, в силу целого ряда причин.

ВЕДУЩИЙ: В Соединенных Штатах там есть даже несколько уровней террористической угрозы.

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Это как раз говорит о том. Что каждое государство имеет свою специфику. Вот вы говорили о специфики Германии, Конституции в частности, связанной с ее историей, безусловно. Соединенные Штаты Америки развивались несколько иначе и вопросы угрозы они почувствовали раньше. И готовились к этому совершенно иначе, нежели мы. И безусловно эта степень готовности отразилась в этих степенях угрозы. Мы, депутаты, безусловно хотели вооружить нашу страну максимально универсальным и современным законом. Но так получилось, что он не очень ложится на нашу действительность. В силу по сути неподготовленности должностных лиц, в силу сложности вопроса финансирования дополнительных функций, ну и плюс это еще как бы острая необходимость. Нам не удалось, во всяком случае те, кто настаивал на этой позиции, ее обосновать с теми, кто выступал против. Ведь это же консенсус с законом между многими спорами и поправками. Так вот, противники доказали, что мы сегодня многое можем делать в рамках того законодательства, которое существует, например, закон о милиции, и в частности этот закон и указан.

ВЕДУЩИЙ: Еще из текста в окончательной редакции исчезла норма об ограничении действия средств массовой информации в зоне проведения контртеррористической операции. Это достаточно неожиданно, потому что после терактов в "Норд-Осте" и Беслане, многие представители СМИ сами признавали, что порой такие ограничения необходимы.

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Я тоже встречался с представителями СМИ, и с теми в частности есть такая корпорация, которая работает непосредственно при террористических актах и в условиях контртеррористической операции, и они все в свое время приняли Хартию, которой надо отдать должное, основная часть сообщества соблюдает. И это отмечают, кстати, и представители силовых структур.

ВЕДУЩИЙ: То есть Хартии вполне достаточно?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Есть движения в позитивном направлении, если сравнивать процесс даже "Норд-Оста" и далее, вот Беслан, и тут есть движение некое. Так вот это один момент. Второй момент, вы знаете, это была и позиция президента, он в свое время в своих поправках отметил, но более четко определять в плане ограничения различного рода прав и свобод, в том числе прессы. И поэтому, кстати, когда и раздел о критической опасности исключался, то это как раз исключал еще один аргумент был, чтобы поменьше различных ограничений разного рода. Потому что там были подозрения, в том числе и политических партий о запрете шествий, манифестаций, что было исключено, как проблема. По СМИ то же самое. Чтобы не вызывать никаких вопросов и после длительного обсуждения и консультаций, в том числе и с представителями СМИ, мы пошли по пути и посчитали возможность исключить этот раздел целиком. Сегодня в законе есть только один пункт, который определяет (кстати, он по-моему хороший пункт по СМИ), когда руководитель штаба определяет конкретно члена штаба, который будет работать со СМИ, отвечая на их вопросы, работая с общественными организациями.

ВЕДУЩИЙ: И еще. Теперь в тексте уточняется само понятие - терроризм. Вот согласно документу, это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами госвласти или международными организациями, связанным с устрашением населения или иными формами противоправных действий. То есть слово "идеология" здесь ключевое?

Владимир ВАСИЛЬЕВ: Появилось не случайно. Да, конечно, конечно. Об этом очень много говорили, была большая полемика до последнего времени. И кстати, даже вот при обсуждении во втором чтении, у нас были разные подходы, но когда у нас основной докладчик был Анатолий Васильевич Куликов, на вопрос нашего коллеги о том, что является ли идеология факт нахождения какой-то литературы, совершенно четко пояснил, что это безусловно нет, но пропаганда идей уже является идеологией. Соответственно мы здесь идем по этому направлению. Потому что эта идеология слишком много несчастия принесла к нам в Россию.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо, Владимир Абдуалиевич, что вы ответили на наши вопросы. Я напомню, что о новых мерах противодействия терроризму и принятом сегодня депутатами законопроекте мы говорили с председателем комитета Государственной Думы по безопасности Владимиром Васильевым.

Это были "Вести-подробности". Сразу после нас - самые главные события уходящего дня в программе "Вести", счастливо.


Россия, "Вести-Подробности".

22.02.2006 г.


Док. 285224
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 388

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``