В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев: `Так если уж светофор поставили, давайте переходить на `зеленый` Назад
Председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев: `Так если уж светофор поставили, давайте переходить на `зеленый`
В весеннюю сессию Госдума должна принять немало законов, касающихся безопасности России. Как внешней, так и внутренней - например, вернуть в уголовное законодательство такую меру наказания, как конфискация имущества. Об этом и о других ключевых проблемах защиты спокойствия и благополучия граждан глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев рассказал специальному корреспонденту "Известий" Михаилу Виноградову.

"У нас коррупция часто, как тромб, останавливает любое движение"

ИЗВЕСТИЯ: Президент внес в Госдуму на ратификацию конвенцию ООН против коррупции. Она прямо указывает на необходимость приведения национальных законов в соответствие с ней, в том числе и возвращения конфискации имущества как меры наказания. Правозащитники уже заявляют, что это, мол, элемент советского карательного законодательства. Так кто прав, Запад или наши правозащитники?

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: Есть конвенция, обязывающая нас вернуть конфискацию. Мы живем сегодня в необыкновенно свободном обществе, даже более свободном, чем в других развитых государствах. Я говорю об обремененности рядового россиянина выполнением законов. Мы их часто не исполняем, это наша особенность. Но если светофор поставили, давайте переходить на "зеленый".

За первые годы младореформаторства коррупция стала мощной системной силой. Работая в МВД, ощущал, что процесс борьбы с ней заморожен. И действия президента в этой сфере свидетельствуют, что в России сегодня есть государственная идеология, есть понимание того, что у нас - свои национальные интересы. Коррупция и все, что из нее вытекает, - мощнейший тормоз на пути развития России. Коррупция у нас тоже особенная.Во многих ведь странах есть, но там она присутствует при движении большого процесса. Наша коррупция часто, как тромб, останавливает это движение. Контрабанда и контрафакт щедро питают коррупцию и перекрывают перспективы развития легального бизнеса в ряде отраслей. Любой закон, регулирующий отношения, в какой-то мере ущемляет права граждан. Появляется испуг, который определенные силы используют. Испуг, что коррумпированная власть может всякое действие использовать для роста коррупции. Но если исходить из этого, то уж лучше вообще ничего не делать!

ИЗВЕСТИЯ: В России многие живут по "черной кассе". Конфискация может помочь как превентивная мера?

ВАСИЛЬЕВ: Отчасти. Уверен, сегодня обществу нужны только те законы, которые оно готово исполнять. Забегание вперед так же опасно, как и отставание. Нам недавно международные экспертные институты предъявили "желтую карточку" за коррупцию. Но она распространена по стране неровно, где-то концентрирована, а где-то отсутствует. Поэтому начинать надо с чего-то определенного и, отрабатывая методику, двигаться дальше.

ИЗВЕСТИЯ: На коррупцию обычно смотрят через социально-правовую призму. А как она влияет на безопасность России?

ВАСИЛЬЕВ: Могу привести два примера из своей службы. Будучи первым замглавы МВД, вынужден был менять работу, когда начинали системно бороться с коррупцией (а не просто выявлять отдельные факты). Настолько коррупция была сильна в тот период. Первый случай - когда мы стали системно заниматься Тольятти, где криминал вошел в экономику автогиганта. И второй - по "левой" водке.

Экономика России сейчас страдает от коррупции, порожденной ей на детском этапе развития. Мы сумели локализовать нелегальный оборот алкоголя в масштабах страны. Конкурировать с "паленой" водкой из Подмосковья, Осетии, Карачаево-Черкесии легальные производители не могли: себестоимость бутылки выше, чем продажная цена "левака". Мы не знали, что делать, изымая суррогаты эшелонами! Пока не начали сотрудничать с легальным бизнесом, который не выдерживал конкуренции "теневиков". Десятки миллиардов изъяли из преступного оборота, кратно сократилась смертность.

ИЗВЕСТИЯ: Есть ощущение, что у России своя система координат безопасности. Такая, где нельзя открыто сказать, что у нас есть национальные интересы. США, например, откровенно заявляли свои интересы в Ираке и методы, которыми они будут их защищать. А мы даже о том, что Украина и Грузия нам должны за газ, сказать стесняемся! Разве это не вопрос безопасности?

ВАСИЛЬЕВ: Еще недавно был период, когда кого-то раздражало и удивляло, что у России могут быть свои интересы. Когда Россию уже "определили": рынки использовать, ресурсы применить в мировой экономике, но сама она, как государство, уже мало кого интересовала. Помню несколько заявлений, что, когда Варшавский пакт перестанет существовать, НАТО остановит свое развитие! К чему это привело, мы видим. Какой опасностью с нашей стороны вызвано наращивание войск и баз на границах России?

Считаю, что мы и Украина - одно целое. По ментальности, экономике, языковому пространству. Но Украина движется в НАТО. А это может иметь последствия: Азовское море может получить флот НАТО, наш флот - потерять базу в Севастополе и т. д. Мы что, должны укреплять потенциального противника? Ведь нам придется закрывать огромную брешь в системе безопасности, которая образуется в результате.Они приобретают новых друзей, пусть друзья и оплачивают их экономические проекты. Это и есть новый подход к нацбезопасности.

ИЗВЕСТИЯ: Так что такое нацбезопасность России? Чем она отличается от нацбезопасности США, Европы?

ВАСИЛЬЕВ: Нам нужно еще дойти до их уровня. Мы находимся в роли догоняющего. И дистанцию надо очень быстро пройти. Есть решение: например, в Тверской области в хозяйствах есть надои молока 2 тысячи литров, есть 5 тысяч и есть 7. А все хозяйства - на одной территории. Нам нужно сейчас собрать все что накоплено и успешный опыт всячески поддерживать. Все это на фоне современных вызовов: сохранение противостояния, создание новых блоков, проблемы экологии и, конечно, терроризм, показавший нам только надводную часть. Битва не за рынки, не за ресурсы, а за умы - самая главная битва, она, на мой взгляд, будет определять будущее цивилизации.

ИЗВЕСТИЯ: Может, нам пора национальную безопасность включить в список нацпроектов?

ВАСИЛЬЕВ: Думаю, надо включить в это число проект "кадры". Я недавно задал вопрос Герману Грефу (человеку, который 6 лет отвечает за экономику): сколько раз он проводил совещания с губернаторами и мэрами столичных городов по вопросам развития экономики? Ни разу. У нас есть успешные территории, выдающиеся губернаторы. Их опыт в осуществлении национальных проектов должен быть использован. Мы должны создать эффективную систему управления, обеспечивающую рост экономики и защищающую каждого человека.

ИЗВЕСТИЯ: Если мы говорим о безопасности, то в чем главная опасность для России?

ВАСИЛЬЕВ: Нам нужно вести политику таким образом, чтобы не выстроить ось противостояния с Америкой и Европой. Надо понимать, что мы всего лишь часть мира, и уважать своих соседей. Но при этом стоять на позиции "уважайте нас". Выборы, проходящие в стране, объективно свидетельствуют, что власть делает шаги в правильном направлении. В том числе и в противодействии терроризму. Но битву за умы мы пока проигрываем. Нельзя передоверять подготовку имамов для наших мечетей другим государствам. И надо понять, что есть большое число молодежи, особенно на Северном Кавказе, которое вместо перспективы видит коррумпированную власть. Этим пользуются террористы.


Известия.

12.01.2006 г.


Док. 285201
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 395

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``