В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Безопасность порой важнее прав и свобод Назад
Безопасность порой важнее прав и свобод
Мнение депутата: порой безопасность важнее прав и свобод

В канун Дня милиции председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев дал интервью корреспонденту "Парламентской газеты".

- В этот праздничный день, - сказал он, - мне хотелось бы высказать слова глубокой признательности руководству МВД России, сотрудникам и ветеранам милиции, членам их семей, за ту тяжелую, порой неблагодарную, но очень нужную обществу службу, за повседневный круглосуточный труд, когда сотрудники органов внутренних дел нередко ценой своей жизни останавливают угрозу безопасности, жизни и имуществу наших граждан. Так было в Нальчике, так будет всегда. Народ России надеется на свою милицию.

- Владимир Абдуалиевич, вы затронули тему терроризма. Законопроект "О противодействии терроризму" - один из наиболее значимых в законодательном портфеле Комитета Государственной Думы по безопасности. Как идет работа над этим документом?

- Несмотря на то что в Госдуму законопроект внесен по инициативе главы палаты, девяти депутатов и пяти сенаторов, идет он трудно, невзирая на поддержку его концепции Президентом страны и Правительством. В первом чтении он был принят еще в декабре прошлого года, и только сейчас, в конце этого года, планируется его рассмотреть во втором чтении. На это есть несколько причин. Прежде всего законопроект впервые вводит в правовое поле систему предупреждения террористической угрозы и определяет ответственность власти за принимаемые решения в борьбе с террором. Подчеркну, ответственность конкретных людей за конкретные действия. Кстати, именно этим документ и отличается от Федерального закона "О борьбе с терроризмом" 1998 года, который отражает ситуацию, когда террористическая опасность уже стала реальностью, свершившимся фактом, когда произошел захват заложников, угон воздушного судна и так далее. Концепция нынешнего законопроекта - предотвращение террористической угрозы, эффективное противодействие терроризму на ранней стадии. Хочу отметить, что нынешняя система безопасности нашей страны, вся ее инфраструктура строилась в условиях другого государства, исходила из иных угроз. Десятки лет мы воспринимали врага как внешний фактор. А теперь враг в лице террористов оказался не только за границей, но и внутри страны. Более того, эта проблема приобрела транснациональный характер. Поэтому для успешной борьбы с международным терроризмом нужно менять и концептуальные подходы, и систему противодействия и совершенствовать правовой механизм обеспечения безопасности страны. Важно не только расследовать уже свершившуюся трагедию. Гораздо важнее предотвратить ее. Наряду с законодательно оформленными режимами "чрезвычайного положения" и "контртеррористической операции" новый законопроект вводит еще одно понятие - "режим террористической опасности". Он будет осуществляться в профилактических целях при получении достоверной информации, свидетельствующей о возможной подготовке террористической акции. Срок его действия не должен превышать 30 дней, а распространяться он может как на отдельные населенные пункты, так и на всю территорию страны.

- Как на практике будет осуществляться введение такого режима, насколько сильно при этом будут ущемлены права и свободы обычных граждан?

- Будет усилен паспортный контроль, ограничено передвижение граждан и транспорта, введен более жесткий режим на стратегических и диверсионно-опасных предприятиях. В зоне террористической опасности спецслужбы смогут прослушивать телефонные разговоры. В центре и на местах предусматривается создание вертикали антитеррористических комиссий с жесткой системой подчинения. Кто возглавит Федеральную комиссию - этот вопрос пока активно обсуждается и окончательного решения по нему еще не принято. В нее войдут главы федеральных ведомств, ведущих борьбу с терроризмом (это силовые министерства и Минфин), а также руководители государственных структур, участвующих в осуществлении противодействия терроризму, - Минздравсоцразвития, Минкультуры, Минюст и другие. Региональные антитеррористические комиссии будут построены по аналогичному принципу.

Конечно, в зоне действия этого режима частично будут ущемлены некоторые права граждан. Но сегодня не только законодатели, но и все общество пришло к пониманию того, что вопросы безопасности населения должны стоять на первом месте и этому правилу должно быть подчинено все остальное. Тем не менее, я уверен, что в конечном итоге этот закон станет более гибким, но только там, где это возможно без ущерба для безопасности населения. И в этом плане мы не нарушим границы международного права.

- Принятие закона планируется уже в конце этого года. Скажите, много ли поступило замечаний и предложений ко второму чтению?

- Хотя работа над законопроектом велась при содействии спецслужб, силовых структур, правоохранительных органов, замечаний и предложений было более 200. Все они рассмотрены. Лучше решить все проблемы сейчас, на стадии обсуждения, чем потом, когда закон вступит в силу.

- Несмотря на принятые законы, законодательная база антитеррористической борьбы по-прежнему останется весьма фрагментарной...

- Именно поэтому под руководством Председателя Госдумы Бориса Грызлова была создана рабочая группа по анализу действующего законодательства с точки зрения обеспечения антитеррористической защищенности страны и ее граждан, а также выявлению в законодательстве "белых пятен", нерешенных пока в этой области вопросов. Через эту группу прошло более четырехсот предложений, многие из которых были реализованы в работе над различными законопроектами. В пакет законодательных инициатив по противодействию терроризму входит несколько важных документов. Это законопроект по вопросу оборота взрывчатых веществ. В нем будут закреплены правовые основы и принципы регулирования отношений, возникающих при их обороте. Он усилит контролирующую функцию государства в этой сфере, ужесточит порядок ввоза в страну взрывчатых веществ и их транзита.

Ведется работа и над законопроектом о деятельности Службы внешней разведки, где также будут затронуты вопросы антитеррористической деятельности. В октябре этого года Комитет рассмотрел и рекомендовал к принятию в первом чтении законопроект "О персональных данных". Законопроект предусматривает действенную защиту персональных данных от их незаконного сбора, использования и распространения, что создаст дополнительные гарантии безопасности граждан.

Кроме того, наш комитет является соисполнителем по ряду актуальных законопроектов, где также рассматривается эта проблема. Я имею в виду проект закона "О транспортной безопасности", внесение изменений в УК и УПК РФ в части усиления уголовной ответственности за преступления террористического и экстремистского характера и другие документы. В этом году нами разработан ряд законодательных предложений в сфере безопасности и правопорядка. Часть из них уже внесены в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы депутатами - членами Комитета по безопасности. В настоящее время комитет является ответственным за подготовку к рассмотрению 40 законопроектов. 32 документа запланированы к рассмотрению палатой во время осенней сессии.

- Парадоксально, но факт: мировое сообщество до сих пор так и не сформулировало такое основополагающее юридическое понятие, как "террорист".

- Сейчас существует несколько десятков различных определений, но, к сожалению, общепринятой формулировки в мире действительно еще нет. А значит, нет и адекватных действий в отношении этих, как бы помягче выразиться, лиц. Мы считаем Закаева и Ахмадова террористами, а английская юстиция - борцами за свободу. Нужно не только определиться с этим понятием, но и договориться о том, как действовать в отношении террористов. И здесь не должно быть места "двойным стандартам". В конечном счете не столь важно, где посадят бандита за решетку. Главное заключается в том, чтобы террорист не смог избежать справедливого наказания. Кстати, у мирового сообщества уже есть позитивный опыт таких проблем. В Евросоюзе уже действует единый ордер на арест лиц, подозреваемых в террористических акциях. Недавно по инициативе нашей страны принята конвенция о противодействии ядерному терроризму. В ней дано определение ядерному терроризму. Оговорен в нем и пункт о неотвратимости ответственности лиц, причастных к ядерному терроризму. Принцип "либо суди, либо выдай" становится необратимым, но, еще раз подчеркну, лишь в отношении ядерных террористов.

И еще. В борьбе с транснациональным террором нельзя допускать необдуманных шагов. Война США в Ираке сделала мир еще более опасным с точки зрения усиления террористической активности. Но и уйти из этой страны американцам теперь нельзя. В этом случае весь мир получит новую Чечню, но в гораздо больших масштабах.

- Владимир Абдуалиевич, сейчас угрозу для населения представляют не только террористы, но и техногенные катастрофы, а также кризисные природные явления. И эти проблемы, насколько мне известно, также попадают в сферу деятельности Комитета Госдумы по безопасности?

- Безусловно. И здесь нужно учиться и на своем, и на чужом опыте. Причиной тяжелых последствий урагана "Катрина" в США явились недостаточность прогнозирования и попытка по горячим следам решить проблему силами местных властей. Но такой мощный ураган, как и цунами в Пхукете, - это не муниципальная проблема, а страшное стихийное бедствие национального масштаба. Необходима отлаженная система прогнозирования таких явлений.

А возьмите проблему транспортной безопасности. Количество автотранспорта в нашей стране растет. Я уже не говорю о том, что ежегодно на российских дорогах гибнет более 30 тысяч россиян. Проблема в том, что в стране нет концепции безопасности развития автотранспортной сети. Здесь есть над чем поработать и в законодательном плане. И кое-что нам удается сделать в этом направлении. Так, например, благодаря введению более строгой ответственности за управление автотранспортом в нетрезвом состоянии количество ДТП, при которых пострадали люди по вине водителей, находящихся в состоянии опьянения, сократилось за последние девять месяцев на 14 процентов. Поэтому проблему эту нужно решать в комплексе. Как, впрочем, и любую другую...

Для успешной борьбы с международным терроризмом нужно менять и концептуальные подходы, и систему противодействия и совершенствовать правовой механизм обеспечения безопасности страны. Важно не только расследовать уже свершившуюся трагедию. Гораздо важнее предотвратить ее.


Парламентская Газета. Москва.

10 Ноября 2005 г.


Док. 285183
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 383

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``