В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вывести страну из тени Назад
Вывести страну из тени
ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ УВЕРЕН, ЧТО В РОССИИ НАЙДЕНЫ АДЕКВАТНЫЕ ОТВЕТЫ НОВЫМ ВЫЗОВАМ И УГРОЗАМ

Депутаты намерены выяснить, насколько наше законодательство способствует коррупции

НА ВОПРОСЫ корреспондента "Российской газеты" отвечает председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев.

Российская газета " Владимир Абдуалиевич, прошло полгода с сентябрьской трагедии, после которой так много говорили об изменившемся мире, о новых вызовах и угрозах. Как вы думаете, в России найдены адекватные ответы этим новым вызовам?

Владимир Васильев " Думаю, что да. Трагические события, произошедшие в августе и сентябре прошлого года, не оставили никого равнодушными. Показательным является то, что в нашей стране впервые возникла парламентская комиссия.

Заметьте - без всяких конституционных полномочий, без специальных указов. Она создана просто на понимании, что это нужно обществу в постстрессовом состоянии, не доверяющему никому. Представители всех ветвей власти пришли к убеждению, что необходим орган, который бы независимо от местечковых и профессиональных интересов, непредвзято и искренне, ответил на вопросы, волнующие общество. Что-то уже сделано. Это целая система мер по укреплению вертикали власти. В части законодательства это принятый в первом чтении законопроект о противодействии терроризму, законы о безопасности на авиационном транспорте, и об Общественной палате.

РГ " Почему все-таки слишком медленно реализуются законотворческие инициативы в сфере безопасности - некомпетентны разработчики законопроектов?

Или все дело в так называемом менталитете - пошумели, поплакали и успокоились - до новых чрезвычайных событий?

Васильев " Закон о противодействии терроризму действительно непросто у нас идет. Но ведь и документ непростой! После первого чтения законопроекта вопросов не уменьшилось, а прибавилось. Но для меня это своего рода оселок, на котором можно увидеть, как мы движемся к поставленной цели делаем шаг вперед, останавливаемся. И иногда делаем шаг назад. Нам приходится делать этот шаг. Я думаю, что, когда мы работаем над такими документами, которые могут быть неоднозначно восприняты обществом, именно так и надо двигаться - вглядываясь вперед, оценивая возможности, последствия.

Мы не хотим, чтобы закон о противодействии терроризму российские граждане не поняли, не приняли или увидели в нем ущемление своих прав и свобод.

Поэтому, хотя мы работали над законопроектом о противодействии терроризму денно и нощно, готовы трудиться еще и еще ради того, чтобы он получился качественным. Документ не имеет прецедента. Пожалуй, впервые мы задумались о превентивных мерах. Впервые у нас появилось такое понятие, как террористическая опасность, в котором предусмотрены меры предотвращения. И это не просто отдельные нормы, а режим. Правда, и по этому поводу случился большой переполох в прессе - журналисты пугали друг друга и своих читателей, что "режим террористической опасности" закроет рот всей независимой прессе.

Но это не так. Предполагаемый режим опасности ни в коей мере не скажется на СМИ. А вот всякие комментарии действий силовиков без согласования с оперативным штабом в ходе проведения контртеррористической операции действительно недопустимы. На мой взгляд, то, что мы действуем по принципу "не навреди", - это очень хорошо.

РГ " Насколько известно, законодатели все-таки намерены вернуть в УК статьи о конфискации имущества?

Васильев " Если говорить обо мне, то я бы с этим не спешил. Хотя в принципе введение конфискации в материальную часть уголовного права совершенно логично и соответствует международным стандартам - это позиция Комитета Государственной Думы по безопасности. Но наши граждане сегодня настолько напуганы регулярно повторяющимися фактами недружественного захвата собственности, что начинают опасаться, как бы под конфискацию не попало все вплоть до той части зарплаты, которую они получают в конверте, не расписываясь в ведомости.

РГ " В последнее время все чаще высказывается мнение, что законодатели слишком рано взялись за либерализацию Уголовного кодекса. Теперь им вновь приходится править УК, ужесточая одну статью за другой.

Васильев " Была пора, когда либерализация действительно являлась кампанией. Процесс накопления капитала шел с применением таких схем и методов, которые явно противоречили существовавшим законам. Стране пришлось расплачиваться разгулом преступности и еще большим разгулом коррупции и должностных преступлений. Теперь надо наводить порядок, в том числе и законодательными методами.

В Думе создана специальная комиссия, которая занимается одним вопросом - проверяет законодательство на коррупционность. Комиссия следит за тем, чтобы принимаемые нами законы не давали чиновнику право выбора, располагающее к коррупции. Я вам приведу один пример. Я имею в виду недавно принятые поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Прежде была альтернатива, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии водитель мог быть наказан штрафом или лишением прав на один год.

Вот в этом диапазоне сотрудникам ГИБДД можно было творить произвол. А теперь попался пьяным полтора года за руль не сядешь. Мы не ошиблись. В этом году на 15 процентов сократились ДТП с пьяными водителями. А если мы вооружим инспектора ГИБДД хорошим законом, говорить ему, что надеемся на него, ждем хороших поступков и платить будем достойно, он начинает меняться. И мы получим долгожданного помощника и защитника на дороге.

РГ " Законодатели ждут хороших поступков и от людей, которые освободятся после амнистии по случаю 60-летия Победы?

Васильев " Думаю, что да.

РГ " Как вы считаете, насколько оправдан подобный акт милосердия, который заставляет правоохранительные органы мобилизовать свои силы, а законопослушному населению внушает страх?

Тем более что непосредственные участники Великой Отечественной войны и даже те, кто работал на Победу в тылу, вряд ли сыщутся в "местах не столь отдаленных".

Васильев " Их мало, но они, к сожалению, есть. И предлагаемый акт мне кажется взвешенным и гуманным. Тем более что лазеек для опасных преступников, чтобы выскочить на свободу, при этой амнистии не будет.

РГ " Знаю, что в Тверской области вы много делаете для того, чтобы люди, отбывшие свой срок наказания, смогли встать на правильный путь. Как, на ваш взгляд, в масштабах страны этой проблемой сейчас достаточно занимаются? Вот недавно Владимир Устинов жаловался Госдуме, что правоохранителей лишили права надзора за теми, кто вернулся из мест заключения. Нужно ли возвращать подобную практику?

Васильев " В Государственную Думу внесен законопроект об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Мы считаем, что контроль все-таки нужен. Но необходимо человеку, преступившему закон, дать и возможность измениться.

Иногда человеку не хватает нескольких сот рублей, чтобы начать честную жизнь. А где их взять?

Раньше заключенные могли работать там, где отбывают наказание, и зарабатывать. Теперь работа есть не у всех. Законодатели вынуждены искать варианты правового регулирования этой проблемы. Конечно, мы понимаем, что теперь российская экономика живет по другим законам. Но мы должны убедить общество протянуть руку оступившемуся человеку. Если этого не произойдет, проблема еще сильнее усугубится. Этот человек станет мстить обществу, которое его отвергает. Простая вещь. Но ее понимание оказывается продуктивным.

Некоторые руководители предприятий в Твери готовы взять на работу освободившихся из мест заключения людей, но при условии - если они хорошие специалисты и если за них кто-то будет отвечать. Так выстраивается система поруки батюшка рекомендовал, администрация поддержала, участковый проконтролировал.

РГ " Время от времени общество сотрясают скандалы, связанные с милицией. То открывается сезон охоты на "оборотней в погонах", то вдруг, без объявления причин, меняется руководящая команда МВД. А почему наши правоохранительные органы не могут самоочищаться внесезонно, не демонстрируя это и не привлекая чрезмерного внимания общественности?

Васильев " В короткий период времени проходим огромнейшую историческую дистанцию - от советской системы к новой. Одной из созидательных сил этого периода, как ни странно, стал дух стяжательства. Общество стало снисходительно относиться к людям, которые не платят налоги, которые получают зарплату в ведомости четыре тысячи, а в конверте пять или десять, или сто, или больше. Это страшная беда - теневые доходы.

Особенно восприимчивы к ней те, кто работает в правоохранительных, контролирующих органах.

Они видят всю эту роскошь, лучше других понимают ее природу и не могут удержаться - идет процесс профессиональной деформации. А общество все это прощает: построили дорогие дома, ездили на дорогих иномарках- никто не обращал внимания на соответствие доходов и расходов. От нашего равнодушия и происходят такие вещи, которые нам придется менять серьезно и долго. Кампанейщиной здесь не обойтись, и в то же время, я считаю, что мы медлим. Нам нужно выстраивать систему мер, чтобы локализовать такие процессы. Но первая задача - это серьезно бороться с теневыми доходами.

РГ " Вы смотрите сериалы о милиции?

Васильев " Талантливые сериалы смотрю, бездарные - нет. В кино сейчас исповедуются те же принципы, что и в жизни. Если в обществе сформировался культ силы, он проявляется и на экране, на улице, в семье, и в стенах Думы, и где угодно можно оскорбить, можно ударить, можно убить. Предлагая такие не правовые решения, неотягощенные моралью, создатели рассчитывают на кассовый успехи подсознательно рекламируют и тиражируют все это.

Но талантливые произведения теми отличаются, что добиваются обратного эффекта-заряжают человека негодованием, вызывают чувство сопротивления этим явлениям.


Российская Газета. Москва.

20 Апреля 2005 г.


Док. 285115
Опублик.: 19.03.07
Число обращений: 381

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``