В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Совете Федерации с информацией о реализации приоритетных национальных проектов, их правовом и финансовом обеспечении. Назад
Выдержки из стенограммы выступления Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева в Совете Федерации с информацией о реализации приоритетных национальных проектов, их правовом и финансовом обеспечении.
Д.МЕДВЕДЕВ (вступительное слово): Уважаемый Сергей Михайлович [Миронов, председатель Совета Федерации], уважаемые члены Совета Федерации!

Несколько слов скажу вначале, потом с большим удовольствием отвечу на ваши вопросы, если они будут.

С самого начала реализации приоритетных национальных проектов мы плодотворно и, на мой взгляд, продуктивно взаимодействовали с Советом Федерации. И сегодня в начале своего выступления я просто хотел бы всех поблагодарить за конструктивное сотрудничество, за те предложения, которые высказывались, и за те рекомендации, которые в конечном счете воплощались в ваши же и наши решения.

Позвольте проинформировать вас об итогах проектной работы за истекший год и о перспективах работы на ближайший год.

Прежде всего отмечу, что национальные проекты помогли серьезно продвинуться в решении важнейших социальных задач, в развитии аграрной сферы и в строительстве жилья. Не менее значимым было то, что в административном обиходе появился так называемый "проектный подход". Тот подход, который позволяет достаточно быстро решать неотложные, стоящие перед нашей страной задачи.

Одним из главных практических итогов считаю значительное укрепление первичного звена как в здравоохранении, так и в образовании. В целом на национальный проект "Здоровье" в прошлом году было направлено почти 80 млрд руб., а на проект в сфере образования - более 25 млрд руб.

Регионы получили новейшее диагностическое оборудование, были поставлены автомобили "скорой помощи", вы об этом хорошо знаете, причем в большем объеме, чем планировалось. Все это позволило снизить срок ожидания диагностических исследований достаточно существенно и снизить срок ожидания "скорой помощи" на 10 минут, что для такого рода транспорта является критическим.

22 тыс. школ были подключены к Интернету. В этом году мы продолжаем эту программу и закончим подключение наших российских школ к Интернету в конце этого года.

Увеличена заработная плата практически трети медицинских работников нашей страны - это порядка 660 тыс. человек. Количество врачей первичного звена - то, на что мы рассчитывали с самого начала, начиная работать, - увеличилось достаточно существенно. То же самое произошло и с медсестрами. В результате коэффициент совместительства снизился в среднем с 1,6 до 1,3, а в ряде регионов приблизился практически к 1.

Оказана поддержка 800 тыс. классных руководителей, талантливой молодежи, которая занимается изысканиями. Причем все эти меры (и это, может быть, самое главное, о чем бы я хотел практически сразу сказать) дополнялись существенными мерами на региональном уровне, дополнялись довольно значительным региональным софинансированием.

Так, 13 субъектов Российской Федерации направили в школы свыше 3 млрд руб. Более 50 регионов выделили в общей сложности полмиллиарда рублей на гранты победителям олимпиад и конкурсов. Это, кстати, в два раза превышает сумму федерального финансирования.

Известно, что особые ожидания связывают наши граждане с реализацией проекта по жилью. Здесь что мне хотелось бы сказать? Во-первых, те контрольные цифры, которые мы ставили на прошлый год, они достигнуты, в ряде случаев даже превышены. Но, конечно, это только самое начало работы. Пока мы не удовлетворены тем, как быстро развивается эта работа. Хотя самое главное, что нужно было сделать, все-таки сделано: работа стала строиться на новых принципах.

В прошлом году введено в эксплуатацию 600 тыс. квартир и индивидуальных домов общей площадью более 50 млн кв. м. Это фактически на 15% больше, чем в 2005 году. Причем 40% - это индивидуальное жилье, тот сектор, который мы рассчитываем в максимальной мере поддержать.

Объем ипотечных кредитов вырос очень существенно, выше всяких прогнозных цифр. И вместо 108 млрд руб. достиг 260 млрд руб. В этом году тоже прогнозируется довольно значительный рост ипотечного кредитования.

В целом успешно реализуется и позиция национального проекта "Развитие АПК", хотя здесь ситуация непростая, вы хорошо это знаете. Запланированный рост производства мяса скота и птицы, которого мы хотели достичь, - 7%, он пока не достигнут. Реальный рост составил около 5%. Это неплохо. В этом году есть возможность выправить ситуацию. Но это все-таки только самые первые шаги. Кроме того, есть и другие трудности, о которых вы знаете.

У нас катастрофически в последние годы снижалось поголовье крупного рогатого скота. В прошлом году удалось эту тенденцию переломить, но падение все равно зафиксировано, не так, как было раньше, когда речь шла о 5, о 6% по году. Но тем не менее определенное падение присутствует, и это то, чем мы должны заниматься.

В прошлом году было образовано более 2 тыс. сельхозкооперативов. Сейчас главная задача - сконцентрироваться на их реальном наполнении, на том, чтобы они вписались в существующий аграрный ландшафт.

Нерешенным остается ряд вопросов, связанных с оформлением в собственность земель, с низкими темпами формирования гарантийных и муниципальных залоговых фондов. То, о чем вы знаете, то, о чем мы, вероятно, еще сегодня поговорим.

По итогам 2006 года, уважаемые коллеги, президиумом Совета [при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике] были приняты решения по корректировке проектной работы на 2007 год.

Общая сумма финансирования всех проектов по сравнению с прошлым годом увеличена на 40 млрд руб. и составляет в общей сложности 256,5 млрд руб. Проекты дополнены мероприятиями, которые позволяют расширить горизонт работы по ключевым направлениям.

В 2007 году в два раза расширено число вузов, которым будет предоставлена поддержка на реализацию инновационных программ. Только что завершился конкурс, в котором принимало участие 251 высшее учебное заведение, было отобрано 40 лучших вузов, которые представили самые перспективные, самые интересные инновационные работы. Буквально на следующей неделе я, вероятно, встречусь с руководителями всех этих инновационных вузов, и мы поговорим о том, каким образом расходовать эти средства, а средства эти весьма немалые.

Запускаются и так называемые пилотные проекты в сфере образования. Они направлены на модернизацию механизмов финансирования нашей образовательной структуры. На то, чтобы осуществить полноценный окончательный переход на нормативно-подушевую систему финансирования, которая является на сегодняшний день самой прогрессивной, позволяет реально увеличивать заработную плату педагогическим работникам, добиваясь соответствующих качественных изменений в образовании.

В рамках пилотных проектов в сфере здравоохранения в 19 регионах будут апробированы более эффективные организационно-экономические механизмы, это "пилоты" в здравоохранении. Здесь речь идет об одноканальной системе финансирования, а также о внедрении отраслевой системы оплаты труда.

В рамках проекта "Доступное и комфортное жилье" будет направлен на реализацию всех дел проекта 51 млрд руб. Особое внимание, как я уже сказал, мы будем уделять малоэтажному строительству, обеспечивающему максимально комфортные условия проживания и, что не менее важно, позволяющему решить, по сути, геополитические задачи в нашей стране. Сейчас в Государственной Думе идет работа по созданию законодательной базы малоэтажного жилья, которая, как планируется, должна быть оформлена отдельной главой в Жилищный кодекс. Надеюсь, что и вы, уважаемые члены Совета Федерации, примите участие в этой работе.

Кроме того, для формирования современных технических требований завершается работа по изменению законодательства по техническим регламентам.

Существенно повышены планы по развитию ипотеки. Общий объем, который мы планировали на этот год, составляет 250 млрд руб. С учетом того, что мы достигли в прошлом году, я думаю, что эта цифра будет превышена, потому что уже по прошлому году объем ипотеки составил 260 млрд руб. Средняя ставка рефинансирования должна составить 10,5%. Реальная ипотечная ставка, мы надеемся, будет где-то на 1,5% выше. Это, конечно, еще достаточно много, хотя и с этой ставкой можно работать, можно эту ставку субсидировать. В перспективе, естественно, мы стремимся выйти к тем ставкам, которые существуют на мировом рынке, это порядка 6-8%. Но это следствие работы не только в рамках национального приоритета, но и общей макроэкономической стабилизации. Это все предусмотрено в трехлетнем экономическом плане, которым сейчас занимается Правительство.

Учитывая многочисленные обращения регионов, приоритетный национальный проект "Развитие АПК" в текущем году дополнен мероприятиями по субсидированию среднесрочных и краткосрочных кредитов. Это позволит сельхозпроизводителям более гибко подходить к модернизации производства. Плановые объемы инвестиций в животноводство также существенно повышены - с 40 до 96 млрд руб. В проект включены новые мероприятия по субсидированию кредитов на приобретение племенного материала, техники и оборудования для предприятий аквакультуры. Это новое направление в рамках национального проекта рыборазведения, или аквакультура. Это прогрессивная и интересная деятельность, тот бизнес, который активно развивается во всех аграрных сферах развитых государств.

В развитии малых форм хозяйствования особое внимание будет уделено кооперации, о чем я уже сказал. И мы продолжим поддержку молодых специалистов и их семей в приобретении и строительстве жилья в сельской местности.

Безусловно, к числу важнейших направлений нашей работы относятся государственная поддержка семьи, материнства и детства, а также - содействие демографическому развитию. Вы знаете, что с 1 января этого года вступил в силу ряд важнейших законов, которые вы, уважаемые коллеги, принимали.

По данным на 1 марта, начался переход к выплате пособий в новом объеме, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Уже это пособие получают 850 тыс. граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, и - впервые - 278,1 тыс. граждан, которые не работали, то есть не подлежащих обязательному государственному социальному страхованию.

Сегодня в регионах завершается формирование нормативной базы для выплаты увеличенных пособий при всех формах устройства ребенка в приемную семью, а также для компенсации приемным родителям части расходов на содержание детей и так называемой родительской платы приемным родителям.

Здесь я хотел бы обратиться к присутствующим. Дело в том, что по тем правилам, которые были утверждены в конце года Правительством, необходимо принятие специальных нормативных актов субъектов Российской Федерации. Недавно на эту тему был разговор на Совете по приоритетным национальным проектам под руководством Президента. Тем не менее создание нормативной базы в ряде регионов запаздывает.

Я сейчас их назову. Это Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Удмуртия, Пермский край, Санкт-Петербург, Астраханская, Калужская и Новгородская области. Дело в том, что все эти документы, все эти нормативные акты должны быть выпущены в течение нескольких дней.

Начата реализация и одной из наиболее важных инициатив Президента - программы предоставления материнского капитала. К первым числам марта с заявлением о выдаче сертификата обратилось уже более 8 тыс. человек, получено около 1,5 тыс. сертификатов. Естественно, что с учетом масштабности и социальной значимости всех этих инициатив Правительство их будет соответствующим образом контролировать.

Уважаемые коллеги, вы знаете, что принято решение продолжить реализацию национальных проектов и в 2008 году, и в 2009 году. Это отражено в проекте трехлетнего бюджета, которым мы сейчас занимаемся.

В этой связи хотел бы остановиться еще на трех принципиальных моментах.

Первое. Особое внимание будет уделено мерам, которые направлены на улучшение демографической ситуации. Этот вопрос был лейтмотивом последнего Совета.

В рамках проекта "Здоровье" акцент будет сделан на снижении так называемой предотвратимой смертности. Речь идет о более оперативной помощи при дорожно-транспортных правонарушениях, более эффективном лечении сосудистых патологий, снижении смертности от травматизма и профессиональных болезней. Планируется повышать качество помощи беременным женщинам, включая тех, кто входит в высокую группу риска. Поэтому мы рассчитываем начать строительство 20 новых перинатальных центров в различных регионах нашей страны. Рассчитываем также и на то, что к строительству этих центров подключатся сами регионы.

Задачи демографического развития будут решаться и в рамках других национальных проектов. Так, в наших планах развитие социальной инфраструктуры, поддержка системы дошкольного воспитания и образования. Будем развивать строительство современного жилья экономкласса с упором на малоэтажное жилье.

Второй момент, о котором хотел сказать. Акцент в дальнейшей работе в сфере образования и здравоохранения будет сделан на повышении эффективности использования средств, направляемых в эти сферы. Большую роль в модернизации отраслей будут играть названные уже пилотные проекты. Как раз за этот год мы должны обкатать их, посмотреть, насколько работают все эти новые подходы. И если все будет в порядке, то тогда уже от пилотного проектирования мы перейдем к повсеместному внедрению одобренных схем.

И, наконец, третье. Работа по основным направлениям проекта "Развитие АПК" с 2008 года будет вестись в новом формате - в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства и сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Цель этой программы - не просто поддержка сельхозпроизводителей, а комплексный подъем сельских территорий.

В соответствии с Законом "О развитии сельского хозяйства", который, вы знаете, после многочисленных трудов был принят и в котором вы тоже принимали непосредственное участие, эта программа должна быть подготовлена и принята.

В заключение я хотел бы подчеркнуть, что успешное продвижение приоритетных национальных проектов стало возможным в значительной мере благодаря слаженной работе всех уровней власти. За прошедший год накоплен беспрецедентный опыт взаимодействия по этим вопросам. И в рамках тех поездок, которые у меня состоялись, в регионы, а их было больше 40, я просто чувствовал, насколько региональные руководители, региональные элиты заинтересованы в том, чтобы включиться в эти проекты. Очень хорошо, что этот сигнал прошел. Мы накопили этот опыт взаимодействия, и я уверен, что он поможет нам на новых этапах реализации национальных проектов.

Спасибо за внимание. Я готов ответить на те вопросы, которые у вас есть.

...

Д.МЕДВЕДЕВ (ответы на вопросы): По вопросам предоставления земельных участков. Всегда есть опасность "свалиться" в одну или в другую крайность. С одной стороны, мы ни в коем случае не должны бюрократизировать этот порядок, тем более когда речь идет о сельской местности и об улучшении жилищных условий огромного числа наших людей. С другой стороны, мы должны создавать понятные и прозрачные процедуры, которые позволяют принимать нормальные решения.

Если мы, на мой взгляд, полностью откажемся от безаукционного порядка (например, применительно к условиям сельской местности), я боюсь, что мы просто сыграем на руку тем потенциальным латифундистам, которые, пользуясь этим безаукционным порядком, просто захотят приобрести жилье через подставных лиц. Через тех же селян, которые у нас люди небогатые. И под этой благовидной идеей скупят на корню всю землю в сельских населенных пунктах. А потом ее будут, естественно, продавать втридорога.

Поэтому, несмотря на желание вот таким образом подтолкнуть строительство жилья в сельской местности, я все-таки считаю, что мы должны находиться в рамках, установленных действующим земельным и жилищным законодательством процедур.

Теперь в отношении дорог. Вы знаете, сейчас этому уделяется большое внимание, Правительство активно занялось этой проблемой. Тем не менее у нас огромное количество населенных пунктов вообще находится вне зоны дорог, значительное число населенных пунктов находится вне дорог, которые имеют твердое покрытие.

Что для этого можно делать? Есть относительно небольшая мера, с которой мы бы хотели начать. 3,5 млрд руб. предусмотрены в бюджете этого года на подготовку инфраструктуры, в том числе на строительство дорог к малоэтажному жилью. Это специальные "дорожные" деньги, они будут соответствующим образом на дороги и тратиться. Но этого мало. Должны готовиться и региональные программы на эту тему, и в рамках вообще той федеральной работы, которая ведется, я считаю, что объем финансирования на эти проекты может быть увеличен в будущем.

...

Сфера жилищного строительства и сфера промышленности строительных материалов - они у нас приватизированы и живут по собственным законам. Поэтому, для того чтобы развивать этот проект, необходимо укреплять все его составляющие, то есть, собственно говоря, заниматься и формированием новой нормативной базы по жилищному строительству, по жилищному законодательству в целом, чем мы занимаемся. Я упомянул в своем выступлении Жилищный кодекс. Сейчас уже практически подготовлена отдельная глава, посвященная малоэтажному строительству. Надеюсь, в ближайшее время она будет рассмотрена и дойдет уже до Совета Федерации.

...

Очень хорошо, если регионы поучаствуют в финансировании высокотехнологичной медицинской помощи. Напомню, какая ситуация у нас сейчас. В прошлом году на оказание услуг в рамках высокотехнологичной медицинской помощи в рамках национального проекта было затрачено 9,9 млрд руб. И эти услуги по высокотехнологичной помощи были оказаны порядка 135-138 тыс. человек. Это неплохо, потому что в позапрошлом году цифры были совсем другие, но это, конечно, совсем недостаточно. В этом году мы планируем с вашей помощью израсходовать на оказание высокотехнологичных медицинских услуг около17,5 млрд руб., то есть рост, вы видите, достаточно значительный, что позволит оказать эти услуги порядка 180 тыс. человек.

...

В отношении упрощения процедуры [выдачи-получения кредитов]. Мы кое-что сделали в прошлом году. Наверное, полностью ликвидировать бюрократизм процедуры очень сложно, потому что это все-таки кредит. Кредит, как известно, происходит от латинского слова "credo", то есть "верю". И банк должен верить своему заемщику. Но по максимуму снять эти бессмысленные ограничения - это наша задача. В прошлом году мы упростили процедуру - она сократилась с месяца до нескольких дней. Будем заниматься этим и в этом году. И в рамках той работы, которую ведет Минсельхоз вместе с Россельхозбанком, мы планируем открыть специальные пункты консультирования дополнительные. Но очень важная часть работы должна происходить в самих регионах.

Что я имею в виду? Посещая различные субъекты Федерации, просто поражаешься. В том случае, если руководители субъекта Федерации активно этим занимаются, у них уже там по 20-30 филиалов Россельхозбанка, и люди не ездят к начальникам в центр субъекта Федерации, а прямо у себя в районном центре этот кредит получают. А там, где не занимаются этим, ничего не происходит. В ряде регионов - я посмотрел - до конца прошлого года даже не открыли офисов Россельхозбанка. О чем тут говорить?

Поэтому у меня просьба: со своей стороны тоже стимулировать наших уважаемых региональных руководителей к тому, чтобы они активно продвигали у себя банковскую сеть Российского сельскохозяйственного банка, для того чтобы эти услуги по кредитованию сделать все более и более доступными.

...

Национальные проекты, при всей важности, все-таки штука срочная, которая должна завершиться с определенными знаковыми изменениями, которые должны произойти по истечении, по сути, двух-трех лет. Мы именно так определяли границы реализации национальных проектов и из этого будем исходить. Это не бесконечное счастье такое, когда деньги идут и идут и непонятен результат. А должна быть граница, должно быть понятно, что мы чего-то добились. Поэтому и в этом смысле переход на трехлетку для нас позитивная вещь, потому что мы можем посмотреть, что будет, сопоставить с теми заявками, с теми идеями, которые существуют для реализации национальных проектов, и выйти на искомый результат, будем надеяться.


http://www.rost.ru

16 марта 2007 года

Док. 285035
Опублик.: 17.03.07
Число обращений: 1568

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``