В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Регионы не согласны на песок вместо нефти Назад
Регионы не согласны на песок вместо нефти
Кто будет пользоваться стратегическим запасом полезных ископаемых, обсуждают на всех уровнях

Недавно Государственная дума РФ перенесла на декабрь рассмотрение в первом чтении законопроекта "О недрах". От правительства ожидают конкретизации в вопросе критериев, по которым месторождения полезных ископаемых будут относиться к категории стратегических. Кроме того, должны быть уточнены некоторые аспекты применения нового закона в переходный период - во время перехода с административной на гражданско-правовую форму недропользования. Обсуждение законопроекта затронуло все уровни власти во всех регионах страны. Однако эксперты сомневаются в том, что новый закон вообще будет принят. "Насколько я знаю, закон принят не будет", - заявил RBC daily депутат Государственной думы Вадим Варшавский.

Законопроект "О недрах" был внесен в Госдуму этим летом. В середине осени в МПР России были разработаны и согласованы критерии отнесения месторождений к категории стратегических. Чтобы уточнить эти критерии, дату рассмотрения пришлось перенести. Под критерии стратегических месторождений, к которым ограничен доступ иностранных компаний, в настоящее время подпадают только пять участков: месторождение коренного золота Сухой Лог (Иркутская область), медное месторождение Удокан (Читинская область), нефтяные месторожденияимени Титова и имени Требса (Ненецкий АО), а также Чаяндинское нефтегазовое месторождение (Республика Саха (Якутия)).

Законопроект вызвал недовольство во всех регионах кроме Тюмени и Омска. В Тюмени к законопроекту отнеслись неожиданно лояльно, поддержав его. На очередном заседании Тюменской областной думы были внесены некоторые поправки, которые отражают намерение властей взяться за недропользование даже активнее, чем это определил федеральный центр. Собственно, камнем преткновения стало разграничение полномочий: местной власти отнюдь не нравится желание федерального центра оставить себе стратегические полезные ископаемые. Оказалось, что песок вместо нефти их не устраивает. Принятые на заседании поправки свидетельствуют о попытке хотя бы частично претендовать на владение основным "стратегическим" сырьем. Поправок было внесено восемь, и все они отражают намерение окружных властей более активно участвовать в недропользовании, чем это определил федеральный законодатель. Принципиальный момент спора - разграничение полномочий в сфере недропользования, отнесенных в Конституции РФ к вопросам совместного ведения. К примеру, федеральный центр все стратегические полезные ископаемые желает оставить себе, а регионам останутся общераспространенные природные запасы, что не устраивает нефтяной автономный округ. Местные власти никак не хотят владеть песком вместо нефти. Поправки, принятые парламентерами, отражают попытку хотя бы частично претендовать на владение "стратегическим" сырьем.

Зампредседателя комитета СФ по промышленной политике Сергей Шатиров высказался заодно с Тюменью. "Рабочая группа по данному законопроекту не поддержала концепцию, - сказал он. - Против проголосовал и Комитет по экологии и недропользованию верхней палаты. Вопросы достаточно простые. Прежде всего - доступ и так называемая "позиция ключей" на предоставление прав на недропользование. Все-таки мнение большинства сенаторов, и в частности мое мнение как сенатора от Кемеровской области - региона, который, безусловно, заинтересован в данном законодательстве, нельзя исключать полностью из решения вопросов по доступу к праву на недропользование регионы. Регионы должны в обязательном порядке участвовать в этих вопросах".

Главным противником законопроекта стало руководство ЦК КПРФ, которое продемонстрировало резко отрицательную позицию. По требованию этой фракции в Госдуме прошла пресс-конференция "Недра России: достояние народа". На ней заместитель председателя ЦК КПРФ Владимир Кашин высказал предположение, что цель вносимых в законопроект изменений - ликвидировать право государственной собственности на недра, право государственного контроля за разведкой и добычей полезных ископаемых, право государственного контроля за информацией в области разведки и использования недр. Кроме того, г-н Кашин охарактеризовал документ как антинародный и антиконституционный, который вообще не следует обсуждать. "Проект нового закона открыто защищает интересы добывающих компаний (собственника прав на разведку и добычу полезных ископаемых), - утверждает г-н Кашин. - Фактически закон "О недрах" подгоняет документальную законодательную базу под сложившийся механизм откачки всенародных природных ресурсов олигархами. Закон этот надо рассматривать в системе уже принятых Лесного, Земельного, Водного кодексов - все они уводят всенародную собственность из-под контроля государства и передают ее частнику, которым в случае закона о недрах является уже де-факто олигарх".

Эксперты сходятся во мнениях - законопроект в том виде, в котором он существует, нежизнеспособен. "Он не будет принят, - утверждает депутат Государственной думы Вадим Варшавский. - Мне кажется, это вообще не слишком правильная мысль - переписывать законы заново. Не стоит поддерживать традицию написания законов заново, если старые их версии были не так уж плохи. Вполне достаточно было бы внести поправки". Кроме того, г-н Варшавский убежден в том, что следует оставить частичное право пользования недрами регионам. "У нас огромная страна, в которой из столицы трудно управлять регионами. Правильнее будет пользоваться полезными ископаемыми тому, кто их нашел, - утверждает он. - Оптимальное решение - возврат к принципу "двух ключей", - считает эксперт.

Отдел экономики

Ольга Филатова.

RBC-daily.

07.12.2005 г.


Док. 284851
Опублик.: 16.03.07
Число обращений: 262

  • Варшавский Вадим Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``