В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Замена НДС на налог с продаж неоправданна и может привести к инфляции, считает депутат Назад
Замена НДС на налог с продаж неоправданна и может привести к инфляции, считает депутат
Замена налога на добавленную стоимость (НДС) налогом с продаж и реформирование единого социального налога (ЕСН) способны серьезно дестабилизировать действующую налоговую систему, считает член комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин.

"Решать проблемы администрирования НДС заменой его на налог с продаж - это менять шило на мыло", - заявил он РИА Новости, объяснив, что с администрированием нового налога будет не меньше проблем, чем с НДС.

Ранее сообщалось, что экспертное управление администрации президента РФ планирует, что в весеннюю сессию Госдумы будет рассмотрен законопроект о совершенствовании налоговой системы в части реформирования НДС и ЕСН. Речь идет о поэтапной замене НДС налогом с продаж и выделении из структуры ЕСН страховых взносов, что сделает возможным снижение максимальной ставки ЕСН с нынешних 26% до 13-14% фонда оплаты труда.

Буренин напомнил, что ранее налог с продаж в РФ уже существовал. "Я прекрасно помню, когда налог с продаж внедрялся. Этот налог еще более сложен в администрировании", - отметил он. Депутат пояснил, что в отличие от НДС, где хотя бы можно сопоставить информацию, предоставляемую в налоговые органы компаниями и их контрагентами, в налоге с продаж "ничего не сопоставишь: там налоговой службе видна только одна сторона - продавец".

"Контроль за покупками при этом осуществить было непросто: граждане ставились продавцами перед выбором - платить с налогом и получать чек или оставаться и без налога, и без чека. Естественно, подавляющее большинство выбирало последнее. В результате создавалась система круговой поруки по обману государства. Кстати, при этом рушилась и система защиты прав потребителей. Еще одним отрицательным эффектом стали искажения в условиях конкуренции, когда крупные сети, показывающие весь оборот и принимающие платежные карты, попадали в невыгодные условия по сравнению с ларьками и неорганизованными рынками, что способствовало деградации торговли. Крупные проблемы были с возмещением налога индивидуальным предпринимателям, покупающим товары за наличный расчет для предпринимательских нужд и оптовым компаниям", - напомнил Буренин.

Он добавил, что помимо низкой собираемости введение налога с продаж "чревато тем, что будет иметь место выраженный инфляционный эффект". "Даже если математически введение налога с продаж будет компенсировано уменьшением ставки НДС, цены все равно поднимутся. Подобный эффект мы наблюдали при отмене прежнего налога с продаж, когда несмотря на многочисленные обещания представителей розничной торговли отмена не повлекла за собой снижения цен", - подчеркнул депутат.

Вклад подобной новации в рост индекса потребительских цен оценить сложно, поскольку в действие вступит множество факторов, в том числе номенклатура товаров и услуг, которая будет облагаться новым налогом, отметил он.

По словам Буренина, сторонники введения налога с продаж вместо НДС заявляют, что это позволит решить ряд проблем межбюджетных отношений, предоставив дополнительный доходный источник регионам и муниципалитетам.

Однако, по его мнению, "для выстраивания новых межбюджетных отношений принципиально менять налоговую систему едва ли оправданно". "Вполне можно передать в регионы ту часть налога на прибыль, которая сейчас поступает в федеральный бюджет, параллельно разобравшись наконец с трансфертным ценообразованием", - полагает депутат.

Вместе с тем, он подчеркнул, что нельзя не признавать наличие проблем с НДС. "Инициатива замены на налог с продаж появилась не на пустом месте, но вопрос стабильности налоговой системы обозначен президентом в качестве приоритетного", - сказал Буренин.

Говоря об инициативе реформирования ЕСН, он отметил, что налог действительно нуждается в модернизации, поскольку полностью уничтожил страховые принципы формирования социальной политики, что автоматически обрекает последнюю на неэффективность.

"Но надо понимать, что налог - это инструмент для решения задач по реформированию всей социальной системы, включая ее пенсионную составляющую. Из подобного контекста вырвать налог не удастся. Если правительство не знает, как реформировать пенсионную систему и систему медицинского страхования, тогда я не вижу целесообразности даже начинать экспериментировать с социальным налогом. А в том, что реформа пенсионной системы состоится в весеннюю сессию, я очень сомневаюсь", - сказал депутат.


РИА Новости

30.11.06 г.


Док. 284840
Опублик.: 16.03.07
Число обращений: 283

  • Буренин Андрей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``