В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бюджет на вырост Назад
Бюджет на вырост
"Единая Россия" определила приоритеты трехлетнего планированияОсновным приоритетом при формировании бюджета на трехлетний период председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов определил его социальную направленность. Задачи партии при подготовке первого среднесрочного бюджета страны на 2008- 2010 годы были обсуждены на заседании бюро Высшего совета партии. По итогам заседания бюро в ЦИК партии прошла пресс-конференция, в которой приняли участие председатель партии "Единая Россия" Борис Грызлов, секретарь Президиума Генерального совета Вячеслав Володин, руководитель ЦИК партии Андрей Воробьев.Открывая брифинг, Борис Грызлов подчеркнул, что трехлетний бюджет принимается исполнительными и законодательными органами власти впервые. В качестве главных целей принципиально нового бюджета лидер единороссов определил устойчивый рост экономики и увеличение качества жизни российских граждан. Глава партии парламентского большинства обосновал необходимость и важность перехода на трехлетнее бюджетное планирование. "Участвуя в выборах 2007 года, - подчеркнул Грызлов, - мы ставим перед собой задачу обеспечить преемственность нынешнего политического курса страны, а это возможно в случае получения нами большинства в Госдуме. С учетом этой долгосрочной перспективы нам необходим трехлетний бюджет".МРОТ = прожиточный минимумПартия парламентского большинства предполагает заложить в бюджет средства на повышение зарплат бюджетникам, чтобы за три года реальная зарплата выросла в полтора раза. В абсолютном выражении это примерно двукратное увеличение относительно того уровня, который будет достигнут в нынешнем году. Кроме того, ставится задача в 2008 году довести МРОТ до прожиточного минимума.Единороссы будут настаивать и на более высоких темпах роста пенсий, которые должна обеспечить модернизация действующей пенсионной системы. Пенсия должна составлять не менее 40 процентов от уровня предыдущего заработка. Как отметил Борис Грызлов, это амбициозная задача, если учесть, что сегодня уровень пенсионного обеспечения не превышает 26 процентов от заработка. Решить ее намечено за счет экономического стимулирования работающих граждан к участию в добровольно-накопительной пенсионной системе.В частности, единороссы выступают с инициативой, чтобы при добровольном перечислении двух процентов от заработной платы в накопительную часть пенсии работодатель имел право перечислять из ЕСН до шести процентов на этот же счет каждого конкретного работника. При этом компенсировать часть ЕСН для пополнения базовой пенсии можно из федерального бюджета.Предваряя возможные вопросы, председатель "Единой России" подчеркнул, что планируемое увеличение зарплат, пенсий, всех социальных выплат "не приведет ни к какому росту инфляции, так как находится в рамках макроэкономической политики государства".Например, все показатели, связанные с увеличением минимальных зарплат в 2007 году до 2000 рублей, о чем депутаты договорились, рассмотрев во втором чтении соответствующий законопроект, просчитаны и согласованы с экономическим блоком правительства. В прошлом году партия парламентского большинства настояла на увеличении доходной и расходной части бюджета более чем на 300 млрд рублей. А рост потребительских цен не превысил девять процентов, запланированных правительством еще до нулевого чтения бюджета. Фактически фракция "Единой России" в Госдуме поддержала точку зрения ведущих российских экономистов, утверждающих, что контролируемый рост социальных выплат оказывает минимальное воздействие на инфляционные процессы. Более того, чиновники экономического блока фактически признали свою ошибку после подведения предварительных итогов социально-экономического развития страны в 2006 году. По данным Росстата и единодушному мнению большинства экспертов, прошлый год отмечен в России всплеском потребительского спроса, который в свою очередь стимулировал экономический рост и развитие инновационных отраслей.Инновационная экономикаВ числе важнейших приоритетов при обсуждении параметров трехлетнего бюджета Борис Грызлов назвал формирование экономики инновационного типа. Лидер единороссов считает, что под обязательный партийный контроль надо взять и финансирование национальных проектов. "Мы считаем эти национальные проекты нашими, они появились по нашей инициативе, - уверен руководитель партии. - Президент надеется именно на "Единую Россию" в плане контроля за расходованием средств на нацпроекты и в плане их реализации".Единороссы будут настаивать на увеличении инвестиций в инфраструктуру - в строительство дорог, трубопроводов, аэропортов, метро, газификацию и так далее. Таким образом, опережающими темпами будут развиваться машиностроение и перерабатывающие отрасли. В центре внимания партии остаются вопросы развития стратегически важных отраслей - авиастроения, судостроения, атомной энергетики, проблемы более высокой переработки сырьевых ресурсов, создания государственных венчурных компаний, разработка нанотехнологий.В качестве примера последовательной и целенаправленной работы партии в решении этих вопросов лидер единороссов привел контроль за ситуацией в лесоперерабатывающей промышленности. "Сейчас мы ставим перед правительством вопрос о повышении пошлин на вывоз древесины, - заявил Борис Грызлов. - Этот вопрос обсуждается уже год, а соответствующего законопроекта, ограничивающего вывоз древесины за рубеж, правительство так и не внесло... Если в течение февраля закон не будет внесен, мы представим свой законопроект и примем его".Говоря о законодательном обеспечении перераспределения бюджетных средств, совершенствовании межбюджетных отношений, спикер Госдумы отметил важность фонда поддержки регионов. Однако, подчеркнул лидер единороссов, в субъектах Федерации "должны думать не о том, чтобы получить больше трансфертов, а о том, как стать самодостаточными". Это замечание председателя "Единой России" присутствовавшие на пресс-конференции журналисты оценили как адекватный ответ партии парламентского большинства на претензии некоторых членов Совета Федерации, решивших вдруг поучаствовать под знаменами "Справедливой России" в бюджетном процессе. За несколько дней до заседания бюро Высшего совета "Единой России" сенаторы направили в Минфин список из 36 пунктов, в котором потребовали от ведомства Алексея Кудрина в рамках подготовки бюджета на 2008-2010 годы увеличить размеры финансовых преференций регионам. Инициативная группа СФ предложила это сделать за счет акцизов на бензин, госпошлин и отмены льгот госмонополий по налогу на имущество. В Минфине оценили сумму требований сенаторов в 60 млрд рублей и отказались увеличить доходную базу региональных бюджетов.В качестве контраргумента замминистра финансов Антон Силуанов привел статистические данные. В Минфине подсчитали, что доходы региональных бюджетов в прошлом году выросли больше чем на четверть по сравнению с 2005 годом и достигли 3,8 трлн рублей. Между тем региональные расходы росли медленнее доходов, а суммарный профицит региональных бюджетов за год вырос почти вдвое - до 190 млрд рублей. Получается, что региональные представители в СФ решили использовать в бюджетном процессе проверенный госплановский прием: "Требуй больше - дадут все равно меньше"...Госинвестиции под партийный контрольОднако вряд ли такая тактика себя оправдает. При формировании первого трехлетнего бюджета "Единая Россия" намерена взять под жесткий контроль все инвестиционные расходы бюджета. Как подчеркнул Борис Грызлов, это касается прежде всего федеральных целевых программ (ФЦП). Недопустимо, что один из главных источников государственных инвестиций находится сегодня исключительно в компетенции Минэкономразвития, а парламентарии фактически отстранены от обсуждения вопросов, связанных с финансированием важнейших для страны проектов. Поэтому единороссы намерены подвергнуть ревизии все действующие федеральные программы. Для этого при обсуждении одобренных правительством поправок к Бюджетному кодексу будет предложено всем новым ФЦП присваивать статус законов. "Подход этот был апробирован при принятии закона о развитии сельского хозяйства на пять лет, - считает спикер. - Это первый пример федеральной целевой программы, которая имеет статус закона".По сути, подобное намерение - одна из самых амбициозных заявок единороссов на участие в управлении стратегическими бюджетными средствами, о которой было впервые заявлено после нынешнего заседания бюро Высшего совета. Все госинвестиции из бюджета осуществляются из трех трансфертных источников - Инвестиционного фонда, Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и федеральных целевых программ. При этом львиную долю расходов составляют средства ФЦП (363,6 млрд рублей в 2006 г.) и ФАИП (318,9 млрд руб.). Депутаты с 2003 года не принимают участия в утверждении расходов этих программ, а вся полнота ответственности за эффективность их реализации возложена на Минэкономразвития. Между тем определяющей ролью МЭРТ в разработке и финансировании федеральных программ недовольны сегодня не только единороссы, но и премьер Михаил Фрадков. Это неудивительно, поскольку ведомство Германа Грефа фактически присвоило себе роль келейного "распорядителя кредитов" по важнейшим национальным программам. В таких условиях говорить о какой-либо прозрачности распределения бюджетных средств весьма проблематично. Многие депутаты, например, очень смутно представляют себе, какие проекты и в каких объемах финансирует МЭРТ в рамках федеральных программ, не говоря уже о графике трансфертов и сроках реализации проектов.Поэтому Борис Грызлов предложил вернуться к публичному обсуждению ФЦП как одной из главных статей инвестиционных расходов в трехлетнем бюджете. Реакцию на эту идею в правительстве, Минфине и МЭРТ ждать осталось недолго. Герман Греф и Алексей Кудрин приглашены на очередное заседание бюро Высшего совета партии "Единая Россия", которое состоится 15 февраля. Министры встретятся с членами бюро как раз для обсуждения приоритетов партии при подготовке среднесрочного бюджета.КОММЕНТАРИЙ Андрей БУРЕНИН , член Генерального совета партии "Единая Россия", зампредседателя экспертного совета, член комитета ГД по бюджету и налогам: - В предлагаемых единороссами бюджетных инициативах можно выделить ряд ключевых направлений. Во-первых, это вопрос заработной платы, причем как в бюджетном, так и в коммерческом секторах экономики. Планируется в течение следующих трех лет увеличить заработную плату бюджетников в полтора раза в реальном выражении, обеспечив при этом ее минимальный уровень не ниже прожиточного минимума.При формировании заработной платы в коммерческих организациях предлагается пересмотреть роль государства, отказавшись от принципа невмешательства и обеспечив законодательное установление минимальной планки. Ни один работающий в нашей стране не должен получать за свой труд менее прожиточного минимума - вот один из ключевых тезисов партийной программы.Во-вторых, это вопрос пенсий. Правительство в очередной раз продемонстрировало неспособность решить задачу модернизации пенсионной системы. Низкий уровень пенсий и демографические вызовы делают эту тему приоритетной. В этой связи партия предлагает свои варианты решения проблемы путем постепенного перехода от распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, в которой добровольно-накопительный элемент будет играть значимую роль. Эти механизмы позволят в среднесрочной перспективе поднять уровень коэффициента замещения, т. е. отношения пенсии к заработной плате, с нынешних 26 до 40 процентов, что принципиально улучшит качество жизни пенсионеров.В-третьих, это вопрос региональной политики. Действующая система определения приоритетов регионального развития и межбюджетных отношений не адекватна стоящим перед государством вызовам и способствует лишь подавлению инициативы и стимулов к развитию на местах. В этой связи предлагается пересмотреть подходы к решению проблемы, не только развязав руки региональным руководителям путем расширения их полномочий, но и предоставив им дополнительные финансовые ресурсы.В-четвертых, это вопрос модернизации бюджетного процесса. Ключевая задача здесь - качество бюджетных расходов. Проводимая правительством реформа, ставящая задачу перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, исходит из абсолютно верного понимания технократических элементов данного процесса. Однако лежащая в их основе политическая платформа абсолютно извращена. Модернизация принесет желаемый результат лишь в том случае, если основой бюджетного целеполагания будет конкуренция политических идей.Если согласно концепции Минфина планирование, исполнение и контроль за исполнением окажутся полностью в руках исполнительной власти, то и о конкуренции, и в конечном итоге о качестве планирования можно будет забыть. В этой связи с предложением практически полного вытеснения законодательной ветви из бюджетного процесса соглашаться принципиально нельзя. Роль выборных органов в бюджетном целеполагании нуждается в коренном усилении, особенно на таких направлениях, как федеральные целевые программы, Стабилизационный и Инвестиционный фонды.


Единая Россия. Москва

12 Февраля 2007 г.


Док. 284825
Опублик.: 16.03.07
Число обращений: 248

  • Буренин Андрей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``