В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Знания по потребностям Назад
Знания по потребностям
Экономика, демография и национальная безопасность стали основными темами ежегодного президентского Послания Федеральному Собранию. Но как и в предыдущих своих Посланиях, глава государства уделил внимание образованию. "России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований ", сказал Владимир Путин. Какие изменения грядут в сфере образования? О новых задачах, о наиболее важных акцентах в законодательстве рассказал нашему корреспонденту председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай БУЛАЕВ .
Я не помню ни одного Послания, в котором Президент не уделил бы внимания проблемам образования.
В нынешнем четко проведена мысль, что образование не просто самодостаточная отрасль, оно должно реально отражать потребности того рынка труда, для которого в принципе работает.
Поэтому логично, что глава государства большую часть времени уделил именно профессиональному образованию.
Образование должно себя в некотором смысле перестроить. То, что это сложно сделать без участия тех, кто работает в экономике, без работодателей, без бизнеса, всем давно понятно.
И Президент призывает к тому, чтобы те, кто нуждается в выпускниках, более активно участвовали в процессе подготовки специалистов, не только оформляли "заказ" нам нужно столько-то менеджеров, но и участвовали в процессе экономически. И я думаю, что в этой части нынешнее Послание по сравнению с предыдущими звучит по-новому.
Говоря о создании системы объективного, независимого вешнего контроля за качеством получаемых знаний, Президент отметил, что "необходимо выработать принципы установления объективных рейтингов вузов". Но разве бывают объективными рейтинги?
Понятно, что кому-то было бы выгодно стать тем, о ком говорят: их рейтинг самый объективный. Вряд ли в нынешних условиях это возможно.
И, наверное, какое-то время мы будем из достаточно большого числа рейтингов путем сопоставления, соединения иметь нечто среднее, более объективное.
Рейтинг это некий маркер, который помогает тем, кто собирается поступать в вуз, сориентироваться в огромном количестве предложений.
При этом я допускаю, что могут быть разные рейтинги, оценивающие разные качественные или количественные показатели вузов. Пусть старшеклассник сам определяется, какой из параметров рейтинга является для него важным. Кто-то сочтет, что спрос работодателей важнейший показатель успешности вуза. А другой будет смотреть на такой показатель, как степень участия студентов в научной деятельности.
Рейтингов может быть много, и они должны быть максимально объективными. Любая организация имеет право составлять собственные рейтинги. Другое дело, насколько общество, родители, студенты будут доверять этим рейтингам. Но запретить составление рейтингов одним можно составлять, другим нельзя невозможно.
Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, говорил Президент.
Что уже делается в этом направлении?
Есть базовый законопроект, где определен механизм финансирования школ. В законопроекте предусмотрены серьезные государственные гарантии, в том числе финансирования и муниципальных школ, об этом еще раньше говорил Президент. Деньги будут доводиться до учебного заведения через механизм нормативно-подушевого финансирования, это расширяет самостоятельность директора, администрации школы. А если школы получат возможность расходовать деньги не по установке сверху, а самостоятельно думать, на что и сколько тратить, то от этого будет только польза. Мы сможем более радикально решать вопросы увеличения заработной платы.
И не нужно бояться давать финансовую самостоятельность. Опираясь на собственный опыт и на опыт других людей, скажу: чем выше финансовая и хозяйственная самостоятельность, тем выше внутренняя и внешняя ответственность человека.
Президент в своем Послании призвал повысить ответственность учебных заведений за все составляющие качества учебного процесса.
Как это можно реализовать?
Эта ответственность есть и сегодня. Но дело в том, что мы, наверное, еще в полной мере не владеем культурой использования собственных полномочий. Нам необходимо родительский институт раскрепостить и, возможно, даже обучить мам и пап тому, каким образом они могут и обязаны контролировать деятельность школы, каким образом могут предъявлять претензии.
На законодательном уровне огромные полномочия есть у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Сейчас ко второму чтению готовится законопроект, вносящий поправки в законы "Об образовании " и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части создания государственной системы контроля и надзора в сфере образования.
Он мотивирует и стимулирует создание региональных служб по контролю и надзору в сфере образования, аналогичных Федеральной службе.
Появляется возможность четко выстроить систему контроля и надзора за деятельностью образовательных учреждений на всех уровнях. Когда у человека возникает ощущение, что кто-то не исполняет в должной мере свои обязанности, он может обратиться в такую службу. В случае серьезных нарушений учебное заведение может лишиться лицензии и аккредитации.
К сожалению, мы не всегда знаем о механизмах контроля и не всегда их используем. Поэтому развитие общественно-государственной системы управления школ должно быть более динамичным и законопроект усилит соответствующую нормативно-правовую базу.
Президент поддержал формирование системы образовательных кредитов, на законодательном уровне такая работа идет довольно давно. Ожидать ли новых законопроектов?
Закон РФ "Об образовании" предусматривает возможность кредитования, есть определенная система, банки выдают такие кредиты.
Но мы сейчас работаем над другим законопроектом о так называемом социальном образовательном кредите.
Этот кредит позволит глубже реализовать то, что мы называем доступностью образования. Сегодня немало ребят, особенно живущих в провинции, имеющих неплохую голову, способных выдержать конкурс и поступить на бюджетное отделение, в том числе ведущего столичного вуза, учиться в столице не имеют возможности, потому что у семьи нет денег для того, чтобы обеспечить студенту нормальные условия проживания.
И мы законопроектом хотели бы попытаться решить проблему. Насколько нам это удастся время покажет.
Но такой кредит, на мой взгляд, более востребованный, чем тот, который выдается на оплату учебы на коммерческих отделениях или в частных вузах.
Но законопроекты и об образовательном кредите, и о социальном образовательном кредите упираются в гарантии возврата. Кто должен гарантировать возврат кредита?
Президент, когда говорил о гарантиях, совершенно точно определил самое уязвимое место всех законодательных инициатив. Гарантии это самый сложный вопрос, потому что образовательный кредит, наверное, один из самых рискованных. По-моему, мы должны найти золотую середину, когда риски полностью не перекладываются ни на государство, ни на банки. Надо найти оптимальное решение.
Каждый комитет сейчас анализирует Послание Президента и смотрит, что требуется для того, чтобы иметь законодательное обеспечение реализации всего намеченного в полном объеме. Работа идет, и вектор работы задан.


Парламентская газета. Москва.

14 Июня 2006 г.



Док. 284454
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 356

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``