В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Учиться шагом марш! Назад
Учиться шагом марш!
Национальная доктрина в области образования, Концепция модернизации образования до 2010 года - документы появляются один за другим. И все же пробелы есть. Законодательный аспект приоритетных направлений развития системы образования волновал участников прошедшего в Госдуме семинара-совещания председателей комитетов (комиссий) законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, ведающих вопросами образования.

Несмотря на множество законопроектов, которые сейчас находятся в Комитете Госдумы по образованию и науке, депутатам предстоит рассмотреть несколько совсем свежих уже в весеннюю и осеннюю сессии.

Например, законопроект "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в части обеспечения доступности высшего образования для лиц, отслуживших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях на воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин". То есть молодой человек, отслуживший в армии, может поступать в вуз вне конкурса при условии, если успешно сдаст вступительные экзамены, пояснил заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов.

У представителей регионов сразу же возник вопрос: как так, только из армии и сразу в вуз? Да как солдат без подготовки одолеет вступительные испытания?

- Законопроект предусматривает создание бюджетных подготовительных отделений в вузах, - пояснил председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Николай Булаев . - Отслуживший в армии там бесплатно учится, готовится, а потом его задача - успешно сдать экзамены, и вот он уже студент.

Кроме того, студента-новобранца ждет еще один приятный сюрприз. Он получает повышенную стипендию на весь период обучения в размере, установленном для студентов очной формы обучения, увеличенном на 50 процентов.

Ну а контрактникам, которые решили продолжить военную службу, законопроект предоставляет право получить высшее и среднее профессиональное образование по вечерней или заочной форме обучения. Так что если он будет принят, то военная служба по контракту покажется для многих молодых людей привлекательной. По крайней мере на это надеются законодатели.

Еще один законопроект, который вот-вот должен поступить в Госдуму, устанавливает уровни высшего профессионального образования. "Парламентская газета" уже не раз писала о том, что с подписанием Болонской конвенции России предстоит законодательно оформить разделение высшего профессионального образования на уровни. Первый уровень - бакалавриат со сроком обучения 3-4 года, второй - магистратура на базе бакалавриата - 2 года обучения. Законопроект предусматривает и альтернативу - непрерывное образование в течение не менее 5 лет учебы с получением квалификации "специалист". Причем возможность образования по программе "специалист" будет предоставляться по отдельным специальностям, например в сфере медицины, инженерно-технических наук - перечень будет утвержден Правительством. А поступить на эти специальности можно сразу после окончания школы без получения уровня бакалавриата.

Также на подходе целый блок законопроектов, дающих право работодателям оказывать влияние на качество подготовки новых кадров. Один из них позволит представителям объединений работодателей участвовать в государственном прогнозировании и мониторинге рынка труда. Это, по мнению законодателей, будет способствовать усилению связи образования с рынком труда и вовлечению заинтересованных и компетентных представителей общественности в определение перспектив совершенствования профессиональной подготовки.

Еще один законопроект даст право коммерческим организациям оказывать услуги в сфере дополнительного профессионального образования, это поможет привлечь внебюджетные источники финансирования в сферу дополнительного образования. А тем, кто учится, даст возможность в более сжатые сроки получить специальные знания и навыки, что повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Конечно же, совещание не обошлось без обсуждения будущего единого государственного экзамена, сторонником которого выступил руководитель федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов. Как подчеркнул представитель ведомства, ЕГЭ станет основной формой итоговой аттестации, мол, так "четверка" на Сахалине будет равна "четверке" в Калининграде. Но единый госэкзамен - еще и "пропуск" в вузы. В законопроекте сказано, что все вузы принимают результаты ЕГЭ, но в то же время описываются две категории высших учебных заведений, которые получают право на проведение дополнительных испытаний. Так, при приеме на направления подготовки, требующие определенных творческих, физических и психологических качеств, вузы вправе проводить дополнительные вступительные испытания в области творческой или профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами ЕГЭ при проведении конкурса, - говорится в законопроекте. Понятно, что это вузы, например, театральные, силовых министерств. Вторая категория вузов - те, в которых огромный конкурс высокобалльников, как, например, в Физтехе.

- Законопроект, о котором говорит Болотов, по сути еще законопроектом не является, в Госдуму он не внесен. Это тема для дискуссии, мы проводили парламентские слушания, и не факт, что законопроект будет внесен в таком виде. Он еще обсуждается, есть разные точки зрения, - охладил пыл представителя ведомства Николай Булаев .

Надо также отметить, что в законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения государственного экзамена) не попали региональные олимпиады. Дело в том, что подготовлены отдельные законопроекты, которые дают право победителям региональных олимпиад поступать в вузы субъектов Российской Федерации без экзаменов. Но вот победители федеральной всероссийской олимпиады могут, как и раньше, поступать в вузы без экзамена, старые формулировки в законопроекте сохранены.

Как показало совещание, законодательные инициативы своевременны. Особенно это касается права работодателей влиять на систему образования. Представители многих регионов говорили о несоответствии структуры подготовки специалистов проблемам отраслевой экономики и социальной сферы, жаловались на отсутствие связей учебных заведений с потребителями кадров.

МНЕНИЕ ДЕПУТАТА

Николай БУЛАЕВ

председатель Комитета Госдумы по образованию и науке

Сегодня ни для кого не является тайной, что система образования находится в фокусе всех государственных органов власти, работающих в нашей стране. Одним из последних ярких событий в системе образования, значимых, влияющих, я бы назвал заседание Госсовета, которое прошло в марте. И, на мой взгляд, та тональность обсуждения, выступления и доклады, которые прозвучали, говорят о том, что система образования на сегодняшний день на самом деле является приоритетной для политического руководства страны, для исполнительной, законодательной власти.

Сейчас в комитете в разной степени рассмотрения находится 17 законопроектов, внесенных и Правительством, и депутатами, и субъектами РФ. На семинаре-совещании я предложил сверить понимание проблем в области образования, представлений о том, как эти проблемы можно решать. Мы услышали позицию регионов, что их не устраивает, услышали достаточно много интересных предложений по совершенствованию законодательной базы.


Парламентская газета. Москва.

4 Мая 2006 г.



Док. 284446
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 364

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``