В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Специалисты вчерашнего дня Назад
Специалисты вчерашнего дня
Уже идет реализация национального проекта в сфере образования. Громко заявляется о выделении грантов, надбавок и прочих поощрений вузам, школам, учителям. Но нельзя забывать о том, что цель проекта - поощрение к достижению лучшего качества отечественного образования. Пока что высшему образованию похвастаться особо нечем - конкурентоспособных молодых специалистов на рынке труда не так уж и много. Когда ситуация изменится?

Упрямая статистика свидетельствует: из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшей школой, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны переварить лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров - управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Для сравнения: в Германии - 43, в США - 56 процентов.

Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона - это рекорд. Но устроиться по специальности смогут далеко не все.

В чем причины? Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения, такие, как МГУ, Санкт-Петербургский университет, Высшая школа экономики, с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться. Еще одна тенденция - доступность высшего образования все больше становится вопросом той цены, которую родители в состоянии заплатить. Для большинства семей учеба детей в тех вузах, которые дают действительно качественное образование, не по карману.

Кроме того, нашему образованию не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, отставшие от времени, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта "Образование". Но не всегда все может сделать государство. Пришла пора бизнесу проявить свою социальную ответственность именно в сфере образования.

В Госдуме прошли парламентские слушания на тему "Эффективное партнерство высшей школы и бизнес-сообщества как условие качества и конкурентоспособности российского образования: законодательный аспект". В выступлениях лейтмотивом звучали слова о том, что качественное высшее образование должно стать одной из сфер государственно-частного партнерства. К тому же российский бизнес, возможно, более четко представляет себе реальную потребность в тех или иных профессиях. Таким образом, вероятно, в будущем можно будет избежать ситуации перекоса, когда выпускается огромное количество низкого качества экономистов и менеджеров, которые не нужны рынку. И работодателей уже вовсю вовлекают в работу над улучшением качества образования, чему те не только не противятся, но, кажется, даже рады.

По словам заместителя министра образования и науки Андрея Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты. Уже разработаны законопроекты, по которым представителям объединений работодателей предоставляется право участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда, в формировании перечня направлений подготовки специальностей и профессий, в разработке государственных образовательных стандартов в профессиональном образовании, участвовать в процедурах контроля качества профобразования, в том числе путем формирования специальных общественно-профессиональных институтов.

То, что разрабатываются законопроекты, касающиеся вовлечения бизнеса в образование, - хорошо. Тем более что произошедший разрыв традиционных связей между системой образования и экономикой был усугублен именно функционально неполным законодательством, по существу не предусматривающим участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования. Все говорит о том, что ситуация будет исправлена уже скоро. В Комитете Госдумы по образованию и науке подготовлен проект закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением возможностей участия работодателей в организации профессионального образования". Но в течение еще двух лет образовательное сообщество и бизнес-сообщество будут обсуждать различные модели партнерства.

- Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова.

Что касается форм взаимодействия образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание к созданию эффективной оценки образования, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов. Как видно, законодателям предстоит большая работа.

Экспресс-комментарий

Николай БУЛАЕВ председатель Комитета Госдумы по образованию и науке

В течение последнего года в Госдуме не раз обсуждались разные законопроекты по взаимодействию работодателей и системы профессионального образования. К сожалению, мы не вышли пока к конкретному законодательному решению, и я не думаю, что все проблемы можно было бы решить, приняв один или несколько законов.

Те тенденции, которые имеются в экономике и в системе образования, к сожалению, трудно взаимодействуют. Трудно сделать так, чтобы те преобразования, которые идут в системе образования, адекватно отражали преобразования в экономике. И проблема не только в том, что люди не хотят, а, на мой взгляд, в том, что очень трудно прогнозируются как рынок труда, так и рынок образовательных услуг.

Еще у нас идет один процесс, который нельзя назвать позитивным, - демографический спад, и система образования не может не реагировать на него. Но самое печальное, что этот спад несет огромные потери для экономики страны, и мы должны сегодня быть очень аккуратными в своих решениях, должны предпринимать шаги, которые в какой-то степени смягчат негативные явления. О том, что существует разрыв между образованием и профессиональной ориентацией, не говорит только ленивый. Выпускники в большинстве случаев не работают по специальности. А то, что обоюдовыгодное партнерство системы образования и бизнес-сообщества не только мода, не только коммерческий интерес, но и одна из приоритетных задач для государства, - это стало особенно очевидным.


Парламентская Газета. Москва.

31 Марта 2006 г.



Док. 284439
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 341

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``