В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А `гос` и ныне там Назад
А `гос` и ныне там
В этом году эксперимент по введению единого государственного экзамена продолжится и выпускники будут снова корпеть над предложенными тестами.

Испытание длится уже пять лет, и пять лет не утихают дискуссии о целесообразности введения новой формы аттестации. И хотя категорических суждений "против" стало намного меньше, критических замечаний не убавилось. Разве что критика стала более конструктивной, что вполне естественно - за пять лет поводов нашлось более чем достаточно.

Единый экзамен вопреки заявлениям экспериментаторов так и не уравнял шансы молодежи на поступление в престижные вузы, хотя из регионов поток существенно увеличился. Более того, ЕГЭ не избежал коррупции, которая пошла параллельно с традиционным вузовским уровнем.

- Дело в том, что эксперимент устраивали и оценивали одни и те же люди, а участников вовлекали в него различными факторами дополнительного материального стимулирования, - говорит первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.

Но вот парадокс - ЕГЭ в нынешнем виде недовольны и отдельные его создатели.

- Сложившаяся сегодня схема ЕГЭ трудоемка, дорогостояща и чрезвычайно уязвима для фальсификации. Единый госэкзамен расширяет отнюдь не возможности поступления в вузы, а только возможности подачи туда документов, - заявил на прошедших общественных слушаниях Владимир Хлебников, директор Федерального центра тестирования Минобрнауки, который в свое время возглавил подготовку контрольно-измерительных материалов госэкзамена.

Более того, он также считает абсолютизацию результатов сдачи экзамена большой ошибкой. И вот почему:

- ЕГЭ в его нынешнем виде годится только для средних детей. При высших и низших оценках, полученных при сдаче ЕГЭ, получаются слишком высокие погрешности - до 15 баллов. В этих случаях тестовый метод не работает и должен быть проведен устный экзамен, - считает он.

Многие специалисты полагают, что единый госэкзамен подходит для оценки знаний лишь по ряду предметов, а не по всем в целом.

- Я - консерватор и считаю, что тестирование не подходит для всех предметов, которым учат в школе. Кроме того, за тестом не всегда видно развитие личности ученика и единый госэкзамен мне не нравится. Хотя разговор идет о равных правах при поступлении в вуз для людей, проживающих в сельской местности и в городе, - говорит председатель Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерина Лахова .

Специалисты признают, что информационная безопасность материалов по ЕГЭ оказалась также далека от заявленного совершенства. Материалы сами по себе к выпускнику на парту не прилетают. А где люди, там и злоупотребления. "Парламентская газета" уже писала о том, что за доставкой, хранением и использованием материалов надо следить особо тщательно. Больше всего нарушений происходит во время экзамена. Известны случаи, когда учителя не просто подсказывали школьникам, а просили заполнить бланки карандашом, а потом ручкой вписывали правильные ответы. Ну и, конечно же, не обходится без нарушений этап обработки бланков ответа.

Особенно много нарушений в регионах. Способов завысить показатели множество. Но все гениальное, как известно, просто. Не секрет, что материалы ЕГЭ поступают в региональные органы руководства образованием почти за две недели до дня сдачи экзамена. Там их просматривают, вносят минимальные изменения и рассылают в местные школы под видом обычных контрольных работ. Ребята пишут контрольную, потом с учителем на уроке тщательно работают над ошибками. А когда ученики приходят сдавать ЕГЭ, с радостью обнаруживают знакомые задания. Всех такая практика устраивает: выпускники радуются хорошим результатам, а местные власти - высоким показателям. Впрочем, не меньший масштаб фальсифакции и подсказок был и ранее - и ЕГЭ тут ни при чем.

И, надо отдать должное, несмотря на все ухищрения, специалисты все же знают, в каких регионах результаты сдачи единого "госа" были фальсифицированы. По статистике, средний балл по России по стобалльной шкале оценок, принятой в ЕГЭ, составляет около 50. Так что если он, как в Башкирии, достигает 62 баллов, то это однозначно следствие фальсификации.

Вузы все чаще сталкиваются с тем, что абитуриентов с явно завышенными оценками становится все больше.

По словам ректора Государственного университета - Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, количество "брака" по результатам последних лет уже приблизилось к 10 процентам и эта цифра все время растет. Специалисты все чаще выступают за то, что необходимо срочно принять превентивные и карательные меры вплоть до подключения правоохранительных органов и введения уголовной ответственности за мошенничество в сфере ЕГЭ.

Это тем более необходимо сделать, так как число поддельных сертификатов растет и растет. В 2004 году на рассмотрение приемных комиссий было представлено 30 липовых документов, еще около десяти выявили сотрудники компетентных органов. Конечно, в масштабах страны это капля в море, но за 2005 год количество фальшивок утроилось, а методов эффективной борьбы с этим как не было, так и нет.

Но особое неудовольствие у некоторых специалистов (к слову сказать, немало и диаметрально противоположных мнений) вызывает практика соединения в ЕГЭ функций выпускных и вступительных экзаменов. Все захотят получить как можно более высокий балл. Специалистам не позавидуешь: если над тем, как защитить ЕГЭ от фальсификаций, будут ломать головы сотни людей, то над тем, как обойти эти правила, - сотни тысяч. Угадайте, кто победит. Так что объективность единого госэкзамена, если не поставить прочный заслон на пути "взлома" тестов и прочего, под вопросом.

По мнению некоторых работников образования, один из выходов - преобразовать "гос" из единого государственного экзамена в единое государственное оценивание, сделать необязательным и не единственным, а также проводить в формах, удобных для учащихся. В подготовленном законопроекте, который вносит изменения в законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения госэкзамена, пока что так и сказано: "Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) образования, проводится в форме единого государственного экзамена и иных формах". А сам ЕГЭ "представляет собой одну из форм независимой оценки уровня учебных достижений обучающихся".

Ведущие университеты явно не готовы принимать всех желающих обладателей заветного бланка. Окончательная схема поступления еще будет отрабатываться, но уже сейчас ясно, что кроме ЕГЭ в ней останутся и другие вступительные испытания. Возможно, вузам разрешат сохранить собственные формы отбора студентов, такие, как собеседования и олимпиады. Многие ректоры приветствуют такую схему, что подтверждает и статистика. В прошлом году результаты ЕГЭ засчитали более 1,5 тысячи вузов, что почти на 600 больше, чем в 2004 году. Некоторые университеты стали засчитывать результаты единого экзамена только по непрофильным предметам, сохраняя традиционные испытания по основным. Такой компромисс вполне устраивает многих участников процесса.

Единый экзамен вопреки заявлениям экспериментаторов так и не уравнял шансы молодежи на поступление в престижные вузы, хотя из регионов поток существенно увеличился.

***

МНЕНИЕ

Николай Булаев

председатель Комитета Госдумы по образованию и науке

Мы уже давно наблюдаем за ходом эксперимента по ЕГЭ. В прошлом году провели парламентские слушания и было заметно, что взгляд на эксперимент изменился. Критика стала более конструктивной. Через два года мы выходим на некий рубеж, когда будем обязаны принять определяющее решение.

Более того, ЕГЭ не избежал коррупции, которая пошла параллельно с традиционным вузовским уровнем.


Парламентская Газета. Москва.

16 Марта 2006 г.


Док. 284433
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 381

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``