В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Где учиться Филиппку Назад
Где учиться Филиппку
Только за последние 5 лет количество школьников уменьшилось на 25 процентов - с 20 млн. до 15 - и спад продолжается. Число же учителей практически не изменилось. Сегодня в России один педагог приходится менее чем на 10 учеников, тогда как в европейских странах один учитель - на 15 детей.

Уменьшается в стране и количество школ. За последний год их стало меньше примерно на тысячу. При этом в 5,5 тысячи альма-матер на занятия ходят меньше 10 учеников. Под оптимизацию системы образования сразу же попали сельские школы с минимальным количеством школьников.

- Проблема в том, что в таких школах, как правило, трудно дать хорошее образование. Потому мы должны в первую очередь руководствоваться интересами учеников. И если требуется объединить школы из нескольких сел для того, чтобы качество образования было лучше, мы, взрослые люди, должны идти на это, - объяснил посетивший "правительственный час" в Госдуме министр образования и науки Андрей Фурсенко.

...Тут же перед глазами возник школьник. Склоненный под тяжестью ранца, преодолевая сугробы, сквозь ветер и снег, бредет он напрямик через лес за знаниями. Бредет вот уже лет двести и все никак не дойдет. Слова благодарности министра депутатам о том, что на программу "Школьный автобус" выделены средства из бюджета, не заставили этого ученика даже обернуться. Он прекрасно помнил, как специальные сани, на которых он и его друзья должны были с ветерком доехать до школы, сломались на колдобине на третий же день двести лет назад.

Вообще-то по нормам ученик должен тратить на дорогу до школы не более получаса. Но автобусы ломаются, дороги не строятся и не чинятся.

- Вы сказали, что у нас есть села, где учатся по 10 детей и идет объединение. Но иногда школа находится на расстоянии 30-40, а иногда и 70 км. Не рассматривается ли вопрос совместной работы с нашим духовенством? Вспомните церковно-приходские школы. Может, их будет проще открывать? Соответственно начальную школу дети проходят там, а потом уже переходят в общеобразовательную? - спросил министра член Комитета Госдумы по безопасности Евгений Багишвили.

- Что касается привлечения к упорядочиванию сети, скажем, общественных структур, в том числе и различных конфессий, то тут мы, во-первых, сотрудничаем в том числе и с Российской православной церковью. Сегодня есть соответствующий законопроект, при котором образовательные учреждения, организации РПЦ могут при определенных условиях выдавать дипломы государственного образца. Но что касается школ, то, честно говоря, я думаю, в тех случаях, о которых вы говорите, это сотрудничество вряд ли что даст. Хотя мы готовы рассматривать предложения по такому сотрудничеству в каждом конкретном случае, - прозвучал ответ.

...Школьник не устоял на ногах, сел в сугроб, да там и остался.

За разговорами о финансовых благах, которые сулит национальный проект "Образование", мало внимания уделялось тому факту, что он предусматривает выделение средств на оборудование школ, в том числе и сельских. Очень вовремя, тем более что оборудование сельских школ у нас - "времен Очакова и покорения Крыма". Ни о какой предусмотренной Федеральной целевой программой "Развитие образования на 2006-2010 годы" компьютеризации всех школ даже говорить не приходится. Какой компьютер? Какая информатизация? Нет современных кабинетов физики, химии, лингафонных кабинетов. Таблицы Менделеева подклеены скотчем, географические карты стараются лишний раз из шкафов не вытаскивать - разваливаются.

Да что говорить об оборудовании, когда в школах нет элементарных удобств!

- Я вам приведу пример одной области. Так на 304 сельские школы: отсутствуют теплые туалеты - 163, нет пожарной сигнализации - 217, не имеют центрального водоснабжения - 183, работают на привозной воде, - говорит член Комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Борис Виноградов.

С ним солидарен и заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Алексей Чернышов:

- В одном из сел Саратовской области, где проживают всего 537 человек, планируется построить школу-дворец и истратить на нее десятки миллионов. А вот починить крышу в действующей школе 50 тысяч не находится.

Что ж, между тем планов о судьбе сельских школ у Минобрнауки громадье. Вместе с Министерством сельского хозяйства разрабатывается концепция создания образовательно-культурных центров на селе, с тем чтобы сохранить малокомплектные школы в рамках более широких структур и обеспечить им достойное финансирование. Правда, что это будут за центры, министр не разъяснил.

Раз уж речь зашла об оптимизации структур образования, то необходимо особое внимание уделить снижению социальных рисков. В первую очередь это касается пенсионеров, значительное число которых вынуждено продолжать работать из-за низких пенсий. А между тем очевидно, что для обновления качества образования очень важен приток в школу молодежи. Складывается парадоксальная ситуация. Сегодня молодежь не приходит в школу не только из-за низких зарплат, но и из-за того, что все места заняты, в большинстве школ молодых учителей не ждут. Повышение зарплат педагогов, без дополнительных гарантий при выходе на пенсию, без социальной системы пенсионного обеспечения, увеличит социальный разрыв между работающими педагогами и пенсионерами, а значит, и затормозит в школу приход молодых кадров. Отрадно, что министерство это понимает.

- Нужна программа подъема сельских школ, которая будет отмечена двумя этапами, - и это будет отдельный национальный проект, - говорит Борис Виноградов. - Первый этап - это индустрия образования. Комплексное обновление и сдача "под ключ" современного оборудования для школ, в первую очередь сельских. И второе - это кадры: в школах нет мужчин. Потому что социальный статус учителя не просто принижен, а, как говорили выступающие, просто оскорбителен. Предлагаю приравнять учителя к государственному чиновнику по статусу, по оплате труда и пенсионному обеспечению.

Национальный проект наметил главные направления преобразований в системе образования. Равные стартовые возможности, качественное преподавание, информационные технологии - хочется верить, что и село станет частью общества знания.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Николай Булаев

председатель Комитета Госдумы по образованию и науке

Я бываю в школах не проездом, в сельских школах даю уроки. И вижу ребят, которые там учатся. Больно за то, что мой коллега, учитель физики, не имеет того оборудования, которое было у меня 20 или 30 лет назад.

На "правительственном часе" мы мало говорили о национальном проекте, а мы должны говорить и о том, каким же образом он должен получить развитие. То, что национальные проекты сегодня направлены на поддержку лидеров, это понятно. И то, что мы на 2007 год должны обеспечить иные условия, иные параметры, очевидно. На июнь месяц запланированы большие парламентские слушания, на которых хотели бы рассмотреть первые итоги 2006 года.


Парламентская Газета. Москва.

9 Февраля 2006 г.


Док. 284429
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 342

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``