В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Увольнение в студенты Назад
Увольнение в студенты
Николай Булаев критикует Единый госэкзамен

Национальный проект стартует с десяти новых законов

В НАСТУПИВШЕМ году российскую школу - и среднюю, и высшую -ждут серьезные перемены. Многие из них результат включения образования в число приоритетных национальных проектов. Теперь слово - за законодателями. Об этом корреспондент "РГ" беседует с председателем Комитета по образованию и науке Госдумы Николаем Булаевым .

Российская газета " Николай Иванович , год только начался, но в работе у депутатов уже более десяти образовательных законопроектов. Какие из них основные на 2006 год?

Николай Булаев " В первую очередь это законопроект по созданию системы служб по надзору в сфере образования. Если честно, то сейчас здесь существует большая правовая "дыра". Сегодня эти полномочия сконцентрированы "наверху" - у Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. А в регионах таких служб нет, хотя закон это предусматривает. Перед нами стоит задача- сделать так, чтобы педагоги, учащиеся и родители, если они столкнулись с плохим качеством обучения, отсутствием лицензии у вуза или другими подобными вещами, могли обратиться напрямую к специалистам в своем регионе. Федеральная служба в этом случае методологически помогает регионам и выстраивает общую систему контроля и надзора в сфере образования. Второй очень важный документ связан с увеличением доплат кандидатам и докторам наук: до 3 и 7 тысяч рублей соответственно. В федеральном бюджете 2006 года на эти цели средства предусмотрены. И соответствующие поправки появятся в Законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

РГ " А что ждет законопроект о преференциях при поступлении в вуз для военнослужащих, отслуживших в армии по контракту?

Булаев " Это суперважный, на мой взгляд, документ. Он в работе. Также обсуждается законопроект об интеграции науки и образования, который снимает ненужные барьеры во взаимодействии научных организаций и учебных заведений. В частности, будет снято ограничение на совместное использование имущества. Теперь вуз сможет открывать на базе научного учреждения свои лаборатории и кафедры.

РГ " Буквально перед Новым годом разгорелся скандал: якобы Госдума готовит законопроект, отменяющий выборность ректора вуза. Дескать, их теперь будут назначать "сверху".

Булаев " Напомню, что речь все-таки идет о проектах федеральных законов. А необоснованно критический интерес возник по принципу "слышу звон, да не знаю, где он". У нас действительно в работе находятся два законопроекта, один из которых предполагает введение аттестации кандидатов на должность ректора.

Особо подчеркну, что не меняется существующая процедура выборов. Закон об образовании четко говорит: на должности ректора должен быть человек, прошедший аттестацию. Но до сих пор это у нас не работало. Поэтому мы предлагаем создать комиссию на федеральном уровне. Претендентов на ректорское кресло, предложенных в том числе Ученым советом вуза, оценят специалисты. Будут учитываться и опыт работы кандидатов, и их квалификация. Кстати, подобная система существует в судейском сообществе. А ведь от ректора, так же как и от судьи, зависят судьбы тысяч людей.

РГ " Что стоит за таким ужесточением контроля за ректорскими выборами? Борьба с коррупцией?

Булаев " Коррупционные явления в системе образования должны контролироваться правоохранительными органами, а не образовательным законодательством. Аттестация кандидатов в ректоры- мера, с помощью которой государство пытается предотвратить приход в систему людей, профессионально не готовых к работе в ней. А это, по моему мнению, даже больший риск, чем коррупция. К сожалению, в последнее время подобные случаи нередки. На пост ректора претендуют люди, не имевшие до этого отношения к образованию, плохо понимающие задачи системы, не знающие даже специфики вуза. Причем на выборах они используют технологии, которые обычно "на ура" проходят в политических кампаниях: финансовый и жесткий административный ресурсы. В сфере образования это неприемлемо.

РГ " Знаю, что комитет разрабатывает еще одно новшество введение в российских вузах поста президента. Это станет обязательным для всех?

Булаев " Нет, только если ученый совет посчитает, что в федеральном образовательном учреждении нужна такая должность. Кандидатуру предлагает Федеральное агентство по образованию, а ученый совет волен принять ее или нет. Предваряя досужие разговоры о том , что "не ректора , так президента поставят "сверху", скажу, что круг кандидатов на президентство предполагается жестко ограничить. По законопроекту, на эту должность может "баллотироваться" только человек, имеющий опыт работы в федеральном государственном образовательном учреждении . По сути, речь идет о тех, кто уже работал в данном вузе, о бывших ректорах.

РГ " Так кто все-таки будет главнее - президент или ректор?

Булаев " Единоначалия никто не отменяет. Ректор был и останется ректором. На нем по-прежнему останутся все исполнительные функции и финансово-хозяйственная деятельность вуза. Он определяет основные стратегические пути развития учебного заведения. Что касается президента, то за ним, скорее всего, закрепятся представительские полномочия, возможность возглавить попечительский совет вуза.

РГ " Какой законопроект самый спорный?

Булаев " Думаю, это проект федерального закона о Едином государственном экзамене, который может быть внесен в Госдуму в этом году. Здесь еще много спорных моментов, о которых можно и нужно дискутировать. Даже несмотря на то, что число сторонников ЕГЭ растет, и в прошлом году "единый" сдавали школьники уже в 78 регионах России, а в этом прибавятся еще два. Аргументы оппонентов Единого госэкзамена достаточно весомы, причина тому сбои в его проведении, недоработка тестов.

РГ " Что вас не устраивает в законопроекте о ЕГЭ?

Булаев " В том варианте, который обсуждается, прежде всего статья, где достаточно жестко прописано, что ЕГЭ, по сути, становится обязательной и единственной формой итоговой аттестации. Другие формы - классические экзамены, олимпиады, конкурсы - находятся за пределами законодательной нормы. Они имеют право на существование, но только если будет принят соответствующий нормативный документ. Получается, что ЕГЭ мы вводим федеральным законом, а все остальное - подзаконными актами. Это настораживает. Так что решение еще впереди.

Непрофессионалы в образовании - это, по моему мнению, даже больший риск, чем коррупция

Российская Газета. Москва.

19 Января 2006 г.


Док. 284422
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 392

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``