В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке: Вернуть былой престиж профессии учителя Назад
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке: Вернуть былой престиж профессии учителя
Хотя осенняя сессия начн тся только 5 сентября, в Комитете Госдумы по образованию и науке работа уже ид т. К Дню знаний здесь отношение особое, ведь для многих первое сентября - профессиональный праздник. Для председателя комитета Николая Булаева завтра особый день вдвойне.

- Николай Иванович, 1 сентября вы отмечаете сразу два праздника - день рождения и День знаний. С первым заранее не поздравляют, придется подождать до завтра, а вот со вторым - примите поздравления от всей души.

- Спасибо. Я поздравляю всех учителей с праздником. Надеюсь, что нашими общими усилиями мы вернем почет и престиж этой благородной профессии, требующей максимальной самоотдачи.

- Для этого нужно еще поработать. Очередная сессия вот-вот начнется, не могли бы вы рассказать о законотворческих планах на осень?

- Мы планируем работу по трем направлениям. Прежде всего с прошлой осени у нас в портфеле остался пакет из 14 законопроектов. Они разные по объему, содержанию, разные по значению. Есть даже законопроект, который, к моему сожалению, не успели рассмотреть в третьем чтении. Согласно ему дети военнослужащих, погибших при исполнении военной службы или умерших из-за увечья либо заболевания, полученных при исполнении военной службы, будут иметь преимущественное право поступать в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.

- Не все были согласны с законопроектом, один из аргументов "против" такой: якобы он расширяет категорию льготников.

- Я с этим аргументом не согласен. Мы расширяем перечень образовательных учреждений, куда могут поступать дети погибших военнослужащих. Сейчас они могут учиться только в учреждениях военного профиля. А если родилась девочка? Можно сказать, мы устраняем дискриминацию по половому признаку. Кроме того, не каждый юноша может получить военное образование по состоянию здоровья.

- Какие еще важные законопроекты остались с прошлой сессии?

- Еще один важный законопроект, который достался нам с весны - я бы назвал его стратегическим - о создании государственной службы по надзору в сфере образования и науки.

- Старая система уже не устраивает?

- Старой системы просто нет. Наша система контроля в системе образования ограничивается наличием Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Но у нас нет продолжения этой службы на региональном уровне, и в результате вопросы, которые должны были бы решать, мы не решаем.

Службы по надзору в сфере образования и науки должны быть в каждом регионе. Система не будет вертикалью, некоторая соподчиненность невозможна по существующим законам - 95-му, 131-му, 122-му. На сегодняшний день есть примеры, когда отсутствие государственного контроля на региональном уровне приводит к печальным последствиям.

Другой важный документ, над которым мы будем работать, - бюджет 2006 года и законопроекты, которые мы рассматривали в стадии так называемого преднулевого чтения, касающиеся системы высшего образования. Кроме этого, насколько мне известно, Правительство планирует внести ряд документов, также касающихся в первую очередь системы высшего образования. Например, есть законопроект, который уже сейчас обсуждается очень широко. Это законопроект о едином государственном экзамене. Он уже обсуждался и в комитете, и на заседании Союза ректоров России. Законопроект воспринимается неоднозначно, я думаю, по нему предстоят большие дебаты.

- Почему? И как вы считаете, а нужен ли отдельный закон для проведения единого госэкзамена?

- Я считаю, что не нужен. Это моя частная точка зрения. Инициатором этого законопроекта является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, вносить его, наверное, будет Правительство, если сочтет возможным. Думаю, что в том виде, в котором он сейчас представлен, он вызовет большую дискуссию в обществе. Я полагаю, что также и в Думе этот документ будет воспринят достаточно категорично. Дело в том, что в нем есть некоторые радикальные моменты, с которыми не все согласны. Например, там сказано, что ЕГЭ - это единственная форма итоговой аттестации в школе. Это не совсем правильный подход.

- А что вы скажете о главном финансовом документе - о бюджете?

- Если говорить о нем в целом, то по сравнению с 2005 годом расходы на образование серьезно увеличиваются. Темпы роста этих расходов, я считаю, не дают право говорить о том, что система образования финансируется по остаточному принципу. И на науку, и на образование расходы увеличены и намного опережают рост инфляции.

- Планируются ли изменения в области законодательства об образовании детей-инвалидов?

- Есть несколько специальных вопросов, поправок в действующее законодательство, которые вносятся и нашим комитетом, и Комитетом Госдумы по делам женщин, семьи и детей. Я бы не определял эти законопроекты как глобальные, они достаточно специфические, точечные. Например, надомное обучение. В одном из законопроектов речь идет о создании школ такого типа.

- Прошлую сессию активно обсуждались вопросы вхождения России в Болонский процесс. На одном из "круглых столов" вы вскользь упомянули о том, что не надо при этом забывать среднюю школу. Что вы имели в виду?

- Ратификация Болонского соглашения предполагает создание условий для мобильности студентов. Что такое мобильный студент? Если можно так выразиться, это финансово уверенный студент с хорошим знанием иностранного языка. Сегодня выпускник нашей обычной школы, к сожалению, вряд ли может рассчитывать на то, что он, отучившись один семестр в родном вузе, возьмет и поедет, скажем, в Испанию и там продолжит обучение. Знание языка для нас является ахиллесовой пятой. Поэтому считаю, если мы не будем заниматься системным решением проблемы, координацией действий в системе высшей школы и средней школы, то мы, конечно, будем говорить о Болонском процессе, но будем говорить о нем в общем, понимая, что это будет касаться только очень узкого круга людей, которые могут в полной мере реализовать возможности, предоставляемые в рамках соглашения.

В этом плане нам предстоит еще много работать. Мне кажется, сегодня мы пришли к пониманию, что Болонский процесс не некая чаща, готовая поглотить систему образования в России. Мы четко и ясно понимаем, что есть позитивные факторы, есть и негативные, и готовы принимать меры, чтобы негативные моменты не были проявлены.

- А каким в связи с вышесказанным вы видите будущее сельской школы?

- Если исходить из того, что я в сельской школе проработал не один год, мне бы, конечно, хотелось видеть сельскую школу оснащенной современным оборудованием. Последние 15 лет школа не имела оборудования, не хватало учебников нынешнего поколения. Мы имеем достаточно серьезные проблемы, связанные с возрастом учителей, преподающих в школе. Есть проблемы, связанные с заработной платой и с техническим состоянием сельских школ - вода, канализация, безопасность, пожарная безопасность. Решение этих вопросов всегда было важным, но, так как проблемы в течение нескольких лет не решались, они стали более глобальными.

На мой взгляд, государство за последние четыре года проявило себя по отношению к сельской школе достаточно позитивно. Было реализовано несколько программ, в школах появились художественная литература, спортивный инвентарь, компьютеры. Например, в моем регионе сельские школы имеют компьютерную базу лучше, чем в городе. Это связано с тем, что реализована специальная президентская программа. Но учитывая, что 10 лет назад не делали почти ничего, то проблем осталось еще много. Нельзя сбавлять темпы позитивных изменений, которые в последние годы наметились в сельской школе.


Парламентская Газета. Москва.

31 Августа 2005 г.



Док. 284406
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 329

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``