В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Переэкзаменовка Назад
Переэкзаменовка
НИКОЛАЙ БУЛАЕВ СЧИТАЕТ ПРИНЦИП "НЕ НАВРЕДИ!" ГЛАВНЫМ В ШКОЛЬНЫХ РЕФОРМАХ

Готовя перемены в российском образовании, Госдума будет руководствоваться принципом "не навреди"

ДЕСЯТКИ тысяч выпускников и их родителей осаждали летом институты, университеты и академии, выстраиваясь в длинную очередь за высшим образованием.

Однако в эти дни испытание проходили не только абитуриенты, но и сама система российского образования. О ее проблемах и перспективах наш разговор накануне нового учебного года с председателем думского Комитета по образованию и науке Николаем Булаевым .

Российская газета - Николай Иванович, общество со страхом ждет очередной реформы образования. И то, что она откладывается - законопроекты ожидались в Госдуме еще в весеннюю сессию, но не внесены, - беспокоит людей еще больше.

Николай Булаев -Страхи вызывает уже само слово "реформа". Поэтому его в последнее время стараются не употреблять в связи с образованием, да и здравоохранением тоже. Сегодня мы говорим о модернизации. Есть разные точки зрения по поводу того, как обновлять систему образования. Спорят ученые, спорят работники системы образования, спорят чиновники. Народ слушает и ориентируется на то, что услышит. Если кто-то в этом споре неосторожно обронил слова "платное образование", люди считают, что вопрос этот уже решенный, так оно и будет. Если кто-то употребляет слово "приватизация" в отношении образовательных учреждений, все готовятся к приватизации. Несмотря на то, что сегодня в законе об образовании жестко записано, что приватизация образовательных учреждений недопустима. Но люди уже привыкли ждать всяких неприятных неожиданностей от власти и реагируют на каждое неосторожное слово. Модернизация, на мой взгляд, действительно необходима, никто этого не отрицает. Но она должна носить выверенный, точный характер, быть адекватной нашему сегодняшнему социально-экономическому, психологическому, демографическому состоянию.

Система образования сама по себе достаточно консервативна РГ - И это хорошо?

Булаев - Это нормально. Потому что благодаря этому консерватизму, внутреннему, исторически воспитанному консерватизму, система образования и сохранилась. И когда говорят, что модернизировать нашу систему образования надо потому, что в ней все плохо, все разваливается, я с этим не согласен. Так называемая "утечка мозгов" за границу подтверждает, что с нашим образованием не так уж все безнадежно.

РГ - Что именно, на ваш взгляд, надо изменить в системе образования?

Булаев -Самый простой ответ- государство должно разобраться -чего же оно хочет и что дает. Государство явно недооценивает труд тех, кто работает в этой системе. И таким образом снижает и свой интеллектуальный потенциал, и степень своей независимости. А если мы не хотим иметь негативных процессов, то модернизация, в первую очередь, должна коснуться и социальной защищенности учителя, и обеспеченности учебного процесса, начиная от качества учебников, технического состояния учебных заведений. Решив эти проблемы, можно заняться и содержательными проблемами.

Мы же начинаем модернизацию с формы проведения экзаменов РГ - Вы имеете в виду то, что в народе называют "угадайкой"?

Булаев - Его еще и не так называют.

Но это неважно. Дело в том, что ЕГЭ как форму аттестации обучающихся предлагается утвердить законом.

А другие формы аттестации - подзаконными актами министерства образования и науки или службой по надзору в сфере образования. Я считаю, что такой законопроект взрывает ситуацию в обществе. С одной стороны, мы обещаем, что ЕГЭ не будет единственной формой проверки знаний, с другой- выносим на общее обсуждение законопроект, в котором признается исключительность единого государственного экзамена.

РГ - Судя по слухам, в планах модернизации образования и отмена медалей для успешных учеников?

Булаев -Нет законопроектов, которые отменяют медаль. Есть предположение, что если мы расширим олимпиадное движение и законодательно определим зачисление отличившихся на олимпиадах школьников в вузы без экзаменов, то тогда будет предложено года через три-четыре после введения этого закона отменить льготу при поступлении для медалистов. А медаль можно оставить в качестве морального поощрения, не дающего никаких льгот при поступлении. Но это дискуссионный вопрос.

РГ - Резкой критикой в обществе была встречена идея о разделении вузовского образования на уровни Булаев - Критиковалось в основном предложение о двух уровнях вузовского образования. "Единороссы" также выступили против него. Речь идет о переходе на трехуровневую систему - бакалавриат, магистратура и специалитет. А закон, которым она закрепляется, будет называться "О многоуровневой системе образования". Правительство сейчас готовит к этому законопроекту свое постановление, и вместе с законопроектом в Думу придет перечень специальностей, по которым будет сохранен специалитет.

РГ - Депутаты много говорили о том, что нам необходимо принять закон о стандартах образования Булаев - Этот законопроект сейчас готовится на рассмотрение во втором чтении. Но мне трудно судить о перспективах его принятия. Концептуально принципиальным являлось то обстоятельство, что законопроект связывал стандарт и условия его реализации с финансовыми обязательствами государства. Но ко второму чтению законопроект сильно изменился. Он и называться стал по-другому - "Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения государственных образовательных стандартов общего образования".

РГ - Как только заходит речь о каком-то реформаторстве, все начинают говорить о деньгах. Но разве дело только в деньгах? В коммерческих вузах денег немало, а специалистов, получивших там дипломы, неохотно берут на работу.

Булаев - Денег, может быть, там и немало, но что касается затрат на студента, то в большинстве вузов, особенно в филиальной сети, которая опутала всю Россию, затраты таковы, что их может хватить только на то, чтобы напечатать диплом и выдать его. Говорить о том, что там дается какое-то образование, тем более качественное, просто смешно.

Статистика получается вроде бы красивая - общее количество мест в системе высшего образования сегодня у нас, с учетом коммерческих отделений государственных и частных вузов, 480 на 10 тысяч населения. Эта цифра сравнима с тем, что есть в Америке (сегодня там 490), она значительно выше, чем в большинстве стран СНГ. Но возникает вопрос, 480- это то, что нам нужно?

И действительно, эти 480 мест дают то образование, которое может быть востребовано, позволяет молодому человеку после завершения учебы найти себя на рынке труда и получать заработную плату, позволяющую обеспечить свою жизнь?

Не будет большой тайной, если мы скажем, что большая часть из этих 480, это дипломы, которые хотя и не куплены в метро, но они куплены в филиальной части вузов. Поэтому недавно созданная новая Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, на мой взгляд, должна выполнить очень важную санитарную функцию. Непросто закрыть - такую цель и задачу никто не должен ставить, потому что закрыть проще всего,- а довести уровень требований до такого состояния, чтобы ни одно образовательное учреждение не могло работать в режиме ниже того, который был заявлен, когда оно открывалось.

РГ - А что же все-таки делать с корочками, которые можно купить в метро?

Булаев - Есть база данных, которая позволяет выявить, настоящий это диплом или нет. Но бороться с подобным явлением, конечно, должны правоохранительные органы.

Но меня утешает и то, что человек с липовым дипломом и сам себя разоблачит. Знаете русскую пословицу - встречают по одежке, а провожают по уму.

Немалая часть дипломов куплена хотя и не в метро, но в филиальной сети вузов

Российская Газета. Москва.

30 Августа 2005 г.



Док. 284405
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 389

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``