В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России генерал-лейтенанта милиции Владимира Шлемина газете `Щит и меч` Назад
Интервью начальника Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России генерал-лейтенанта милиции Владимира Шлемина газете `Щит и меч`
Начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах генерал-лейтенант милиции Владимир Владимирович Шлемин родился в 1950 году в Орле. Закончил Ленинградский военно-механический институт. Работал инженером в режимном конструкторском бюро по специальности "пусковые установки". В 1974 году пришел служить в правоохранительные органы. В 2001 - 2002 годах - первый заместитель начальника Главного управления МВД России по Северо-Западному федеральному округу. С 2002 года - начальник Главного управления внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России, начальник Департамента обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах МВД России. Награжден орденом Почета и многими медалями.



- Владимир Владимирович, ваш департамент имеет богатейшую и интересную историю...



- Да, действительно, 17 февраля 1947 года вышло постановление Совета Министров СССР "О мерах обеспечения охраны объекта 550". "550" - именно так обозначался первый ядерный объект в стране, находящийся в поселке Сарово. И уже в марте того же года на территории режимной зоны создали горотделение МВД. Это событие стало началом образования в стране единой системы специальных органов внутренних дел по обслуживанию особорежимных объектов.



Развивалась атомная отрасль, развивалась и служба. Появился космос, стали появляться подразделения, которые связаны с космодромами, производством космической техники. Вместе с ростом масштабов судостроения организовывались соответствующие подразделения в портах.



Спустя три года после создания первого подразделения в Советском Союзе было уже шесть специальных органов милиции, а еще через год под защиту спецмилиции были взяты научно-исследовательские институты и предприятия оборонных отраслей промышленности, занятые разработкой, испытанием и освоением новейшей военной техники.



В июне 1962 года в связи с появлением новой большой группы спецорганов было создано Специальное управление милиции. С каждым годом увеличивался объем работы, расширялся круг функций и выполняемых задач, повышалась роль спецмилиции в обеспечении режима секретности. В 1971 году - очередное преобразование, в результате которого появилось Специальное управление МВД СССР, в дальнейшем Восьмое главное управление. В течение всех этих лет охрана особорежимных объектов и сопровождение нарядами милиции специального транспорта, грузов и изделий осуществлялись для сохранения государственной тайны, защиты и охраны военно-промышленного комплекса.



После распада СССР многое изменилось, хотя в союзных республиках и сегодня сохранены такие же структуры, перед ними стоят почти те же задачи. В Узбекистане, например, вся золотодобывающая промышленность по-прежнему обслуживается подразделениями, оставшимися после развала Советского Союза.



- Что сегодня представляет из себя Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах в России?



- Я сформировал для себя такой образ Департамента режимных объектов. Наши ЗАТО, отделы, отделения, как острова архипелага, по всей России разбросаны. Так вот, если собрать все эти острова вместе, получится солидная территория, на которой расположены три космодрома, десять атомных станций, военные объекты Министерства обороны, заводы по производству оружия. Есть и вовсе уникальный "остров" - УВД на комплексе "Байконур" - единственное подразделение, дислоцирующееся за пределами Российской Федерации. С Казахстаном сложились уникальные в международной практике отношения. Между правительствами двух стран заключен договор о долгосрочной аренде космодрома Байконур и входящего в комплекс космодрома города. Там создано единственное заграничное Управление внутренних дел. Получается, что и порядок, и общественную безопасность на иностранной территории обеспечивают по законодательству двух стран, из-за этого все время возникают различные коллизии.



- Чем отличается служба в подразделениях департамента на местах от работы сотрудников милиции территориальных органов?



- Ничем особо не отличается, разве только условиями службы. Ведь наши ЗАТО находятся и на Крайнем Севере, и в пустынях, зачастую рядом с ядерными и опасными производствами, где здоровье подвергается вредным воздействиям.



В соответствии с законодательством устанавливаются льготы. Есть, правда, некоторые неурегулированные вопросы.



Еще одно отличие - работа в маленьких городках, скажем, с населением две тысячи человек. Участковый там нужен? Нужен (а по нормативу на одного участкового должно приходиться 3 тысячи). Хотя бы один опер нужен? Нужен, причем он же и опер по борьбе с экономическими преступлениями. Кроме того, нужен еще и дознаватель. В городе люди ездят на машинах, и хоть один инспектор ГИБДД тоже нужен. Набралось 4 человека плюс делопроизводитель и начальник. Получается 6 человек - отделение, хотя даже норм таких нет, но ведь людям надо жить, работать.



В отдаленных закрытых гарнизонах часто возникают проблемы с предоставлением жилья. При этом заработная плата у наших сотрудников такая же, как и у всех других милиционеров. Такие же оклады. И если раньше, работая за Полярным кругом, можно было покрыть все расходы, а приезжая в родной город, казаться Крезом, то сейчас нет. Там совсем другой уровень цен, все продукты привозят с Большой земли. Бывает, люди в отпуск не могут уехать, по несколько лет деньги копят. Мы над этим работаем.



Какие еще особенности? Конечно же, если человек служит в спецмилиции, он должен уметь хранить государственную тайну. У нас традиционно при приеме на работу независимо от занимаемой должности оформляется допуск по соответствующей форме. В 1947 году была определенная концепция защиты государственной тайны, ограничен допуск людей на объекты, ограничена возможность физического проникновения. А сейчас у нас совершенно другие условия в связи с развитием науки и техники, международного сотрудничества и международной кооперации. Например, наши ядерные города в Музее ядерного оружия в США на карту России нанесены, и всем, кто этим интересуется, известны.



Сегодня подход к защите государственных секретов меняется в целом.



Раньше никому не могло прийти в голову, что руководитель Департамента режимных объектов будет давать интервью, иметь страничку на сайте МВД, выпускать книги, вообще проводить какую-то публичную деятельность.



- Какова в целом оперативная обстановка на закрытых территориях?



- У нас число зарегистрированных преступлений, как и в целом по стране, растет (по России 8,5 процента, у нас 6,6 процента). Идет сокращение тяжких и особо тяжких преступлений. В то же время растет количество корыстных преступлений. Сорвали мобильный телефон с шеи школьника - это квалифицируется как грабеж.



Надо отметить, что на обслуживаемых нами территориях проживает свыше 40 тысяч человек, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности.



- На сегодняшний день крайне актуальны проблемы коррупции, экономических преступлений, рейдерства. Коснулась ли эта беда режимных предприятий?



- Рейдерство затрагивает всю промышленность, а значит, и режимные объекты. В силу специфики на закрытых предприятиях задействованы большие производственные мощности, здания. Они, естественно, весьма привлекательны с точки зрения бизнеса.



В настоящее время возбуждены уголовные дела и производится расследование по двум фактам незаконного отчуждения объектов федеральной собственности в особо крупных размерах (сумма отчужденных объектов составила свыше 40 миллионов долларов США).



Особое внимание уделяется и вопросам контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых предприятиям оборонно-промышленного комплекса и



ЗАТО. Сотрудниками департамента были выявлены злоупотребления главы администрации ЗАТО города Снежинска, который незаконно изъял из городского бюджета средства, предназначенные для социальных и инвестиционных программ. Деньги были переданы им коммерческим фирмам, которые отблагодарили предприимчивого мэра иномаркой стоимостью 25 тысяч долларов. В результате преступных действий городской казне был причинен ущерб в размере 2 миллиардов рублей. Дело находится в суде.



Также уже направлено в суд дело о поддельных векселях ООО "Концерн "Союзэнергоатомсбыт", в ходе этого мошенничества мог быть причинен ущерб на сумму более 10 миллиардов рублей.



Что же касается грубого, нахального рейдерства, то в последнее время такого у нас не было, но мы фиксируем попытки завладения имуществом.



Стратегическим планированием развития военно-промышленного комплекса занимается специальная комиссия. Кроме того, уже существует и активно работает правительственная комиссия по противодействию банкротству на военно-промышленных предприятиях. Комиссия занимается как вопросами нормотворчества, так и конкретными проблемами. Есть перечень стратегических предприятий, который включает и предприятия военно-промышленного комплекса. Конечно, эти предприятия тоже акционируют, реже с участием иностранного капитала, что, в принципе, не исключено.



Совместно с заинтересованными правительственными министерствами и ведомствами прорабатываются ситуации с предотвращением банкротства. Механизмы одинаковы, и предприятие военно-промышленного комплекса ничем не отличается от любого другого, просто иной характер производства и продукт, который оно предоставляет на рынок.



Сегодня обанкротить какое-то предприятие ОПК, которое является уникальным и чья продукция востребована, не так просто. К тому же сейчас оборонзаказ растет и весьма привлекателен. Однако если интерес будут проявлять преступники, то спецмилиция поступит, как любое подразделение, перед которым стоит задача по борьбе с экономическими преступлениями.



Одной из проблем для нас является отсутствие ряда полномочий у подразделений ДРО в области борьбы с налоговыми преступлениями. Ситуация достаточно странная. Например, совершено экономическое преступление: продано здание по заниженной стоимости. Мы можем подтвердить и сокрытый доход, и сокрытый налог... А вот теперь попробуйте разделить экономическое преступление с налоговым.



- Вы тесно взаимодействуете с основными подразделениями МВД. С Департаментом по борьбе с организованной преступностью и терроризмом налажен обмен информацией. Вместе с Департаментом обеспечения правопорядка на транспорте проводятся мероприятия по обеспечению мер авиационной безопасности. Совместные учения тоже не редкость. А осуществляется ли взаимодействие с другими ведомствами?



- На всех наших объектах представлены службы безопасности в полном объеме, с учетом поставленных задач, и это не случайно, ведь наш департамент родился из НКВД, из отдела военной контрразведки. Естественно, мы работаем параллельно с коллегами из соответствующих служб. Нет проблем ни с ФСБ, ни с МЧС. Мы готовы к любому нормальному конструктивному сотрудничеству. Приходите к нам с информацией, мы ее вместе отработаем.



- В Департаменте режимных объектов служат целыми династиями. С чем это связано?



- Работать в системе ДРО всегда было престижно. Видимо, есть и преемственность, и верность департаменту. У нас очень активная и мощная ветеранская организация. Они издают книги, принимают участие во множестве мероприятий. Огромное им за это спасибо! Да, по большому счету, они-то нас и подталкивают. У них не забалуешь! (Смеется.)



Пользуясь случаем, хотел бы поздравить с юбилеем всех наших сотрудников и ветеранов. Я хочу пожелать, чтобы те традиции, которые были заложены в эти 60 лет, сохранились, чтобы все были здоровы и счастливы!

16.02.2007
http://www.mvd.rupress/interview/4610/4610/

Док. 284379
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 677

  • Шлемин Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``