В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью начальника Правового департамента МВД России генерал-лейтенанта милиции Валерия Черникова журналу `Милиция` Назад
Интервью начальника Правового департамента МВД России генерал-лейтенанта милиции Валерия Черникова журналу `Милиция`
- Валерий Васильевич, какие задачи стоят в наступившем году перед сотрудниками Правового департамента в реализации государственных задач по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению законных прав и интересов граждан?



- Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. No 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" положил начало новому этапу развития федеральных министерств. Его отличительная особенность заключается в том, что определяющими для министерств становятся две функции - выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование соответствующей сферы деятельности. Эта норма нашла отражение и в Положении об МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. No 927. Все это потребовало кардинального повышения уровня организации и содержания правовой работы в Министерстве, качества ее результатов. Перед Департаментом были поставлены задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы и, прежде всего, правовых основ охраны общественного порядка и борьбы с преступностью; по повышению качества правовой экспертизы; по укреплению законности в деятельности органов и войск; по усилению организационно-методической роли Департамента и др.



В общем, суть работы Правового департамента - быть форпостом, о который разбиваются все противозаконные решения. Для юристов очевидно, что от того, какие нормативные правовые акты принимаются, насколько в них полно учитываются потребности органов внутренних дел и внутренних войск, насколько быстро и качественно подготавливаются необходимые подзаконные акты, раскрывающие потенциал изданных законов в сфере внутренних дел, - во многом зависят конечные результаты деятельности системы Министерства.



- Ожидаются ли нововведения в сфере нормативных правовых актов МВД России?



- Результаты опросов общественного мнения населения свидетельствуют, что на протяжении 10-15 последних лет преобладающее большинство граждан (65-70%) в числе трех наиболее важных и тревожных для них проблем выделяет проблему борьбы с преступностью, обеспечение безопасности граждан и деятельность правоохранительных органов в данной сфере. Это подтверждает и статистика по преступлениям, административным правонарушениям.



Для того, чтобы переломить ситуацию, необходимо наращивать результативность работы органов внутренних дел. Для этого существуют различные резервы: это и техническое перевооружение, усиление кадрового потенциала, укрепление учетно-регистрационной дисциплины, укрепление оперативных позиций и т.д.



В условиях строительства правового демократического государства объективно возрастают значение правовой работы и роль юридических служб федеральных органов исполнительной власти.



При непосредственном участии работников юридической службы МВД, 60-летие которой мы отметили в прошлом году, разработаны сотни проектов законов, кодексов, международных договоров, актов Президента и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых документов МВД России. По ним живут и работают органы внутренних дел и внутренних войск.



Без преувеличения скажу, что фактически удалось создать принципиально новую, отвечающую международным стандартам правовую модель обеспечения борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, основанную на уважении прав и интересов личности, с одной стороны, и правовой защищенности воинов правопорядка - с другой.



Наряду с этим федеральное законодательство, безусловно, нуждается в постоянной корректировке. Жизнь не стоит на месте: одни проблемы обеспечения безопасности общества и его граждан уходят на второй план, их место занимают другие, которые еще недавно казались не столь актуальными. И в этой весьма важной и сложной работе, которой является законотворческий процесс, от разработки и внесения законопроекта до его принятия Государственной Думой, одобрения Советом Федерации и подписи Президента, мы опираемся на помощь сотрудников всех служб Министерства внутренних дел. Серьезным подспорьем в нашей деятельности на этом направлении является созданный в 1992 году Экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы.



Законодательство совершенствуется исходя из современной криминогенной ситуации. Если пятнадцать -двадцать лет назад о терроризме в нашей стране знали только понаслышке, то сегодня это одно из основных направлений деятельности всех правоохранительных органов, спецслужб, других органов исполнительной власти и законодателей. Непосредственно с этой проблемой связано и решение социального обеспечения лиц, участвующих в контртеррористических операциях, в том числе сотрудников МВД России.



В января текущего года вступил в силу Федеральный закон No 35 ФЗ "О противодействии терроризму", в разработке которого самое активное участие принимали специалисты Министерства. Закон создал четкую систему противодействия терроризму, предотвращения террористических актов, по-новому определены основные принципы, понятия, организационные и координационные механизмы борьбы с этим опасным преступлением.



В настоящее время ведется работа по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму". Законопроектом предусматривается внесение изменений в законодательство Российской Федерации по вопросам деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, органов федеральной службы безопасности, уголовной ответственности за различные проявления терроризма, заочное осуждение, изъятие денег, ценностей и иного имущества, используемого для финансирования терроризма, а также административной ответственности за нарушение правового режима контртеррористической операции. Считаем, что все это обеспечит действенный механизм по активизации борьбы с терроризмом.



На одно из первых мест сегодня вышла еще одна серьезная проблема, требующая законодательного регулирования. Речь идет об обеспечении безопасности участников дорожного движения. На первый взгляд здесь нет априори преступников, осознанно подвергающих опасности жизни других людей. На самом же деле на дорогах страны сегодня опасно, здесь ежегодно гибнет более 30 тысяч человек и более 250 тысяч человек получают травмы. В Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона, направленный на ужесточение наказания за нарушение правил дорожного движения. Очевидно, что работа над ним предстоит непростая. Ряд предложенных в законопроекте мер уже вызвал в обществе негативный резонанс. Понятно, что статистика однозначно говорит о том, что положение в этой сфере уже перешло границы критического, также не вызывает сомнений, что усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения необходимо. Но это только часть мер, способных изменить ситуацию. И в этом направлении нам еще многое предстоит сделать.



Проблем много. Одна из них - необходимость сокращения количества транспортных средств, оборудованных спецсигналами и особыми государственными регистрационными знаками. В настоящее время закон, который позволит решить эту проблему, не ущемляя интересы оперативных служб, принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.



В последние годы мы столкнулись с необходимостью четкого правового регулирования миграционных процессов и устранения связанных с ними негативных проявлений.



Но вместе с тем многие задачи на сегодняшний день пока, к сожалению, остаются нерешенными. Нам есть над чем работать. Наркоторговля, работорговля, проявления национализма и ксенофобии - все эти явления стали наиболее явными и приобрели массовый характер именно в последние годы и наряду с другими проблемами обеспечения безопасности граждан требуют своего скорейшего разрешения, в том числе и на законодательном уровне. Требует своего скорейшего законодательного решения и проблема участия граждан и общественных организаций в обеспечении правопорядка. Тем более что во многих регионах уже действуют местные нормативные акты, предоставляющие гражданам такое право. Немаловажной проблемой остается отсутствие закона о профилактике правонарушений. Только совместными усилиями можно будет справиться с преступностью, терроризмом, беспризорностью и безнадзорностью среди несовершеннолетних, проявлениями экстремизма и ксенофобии и многими другими негативными явлениями нашей действительности.



В рамках реформы государственной службы подготовлен проект закона "О правоохранительной службе Российской Федерации", который предусматривает новый подход к организации самой правоохранительной системы. Его принятие позволит обеспечить единый подход к решению задач, стоящих перед правоохранительными органами страны, создать единые нормы правовой защиты и социальной поддержки служащих правоохранительной службы.



- Валерий Васильевич, в течение долгого времени юристы Министерства строили свою работу в соответствии с требованиями Концепции правового обеспечения. Насколько известно, срок ее действия истек, о чем говорилось на III Всероссийском совещании руководителей правовых подразделений. В чем заключается ее значимость и каковы дальнейшие перспективы правовой деятельности в МВД?



- Действительно, масштабная работа по реализации Концепции совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 13 сентября 1999 года No 693, завершена. Меры по ее реализации способствовали достижению положительных результатов в оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов и войск по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению внутренней безопасности в стране.



В соответствии с требованиями Концепции Министерство активно участвовало в разработке предложений по нормативно-правовому урегулированию всех областей общественной жизни, так или иначе связанных с деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск.



В качестве приоритетов здесь, как это и было предписано Концепцией, выступали:



- создание правовой базы борьбы с терроризмом и экстремизмом;



- совершенствование законодательства, регулирующего борьбу с организованной преступностью, корыстными преступлениями и "насильственным правонарушительством";



- правовое противодействие международной преступности и другие приоритеты, обозначенные в Концепции.



Для выполнения Плана мероприятий по реализации Концепции существенно расширена международно-правовая база правоохранительной деятельности, что обеспечило большую интеграцию отечественного законодательства в международное полицейское правовое пространство.



Кроме этого, в рамках реализации Концепции административной реформы скорректирован организационно-правовой статус Министерства, органов внутренних дел, внутренних войск и Федеральной миграционной службы.



Если же говорить в целом, то за прошедшие 6 лет в общей сложности принято почти 600 нормативных правовых актов Российской Федерации, разработанных по инициативе или с участием МВД России, в том числе около 200 законов. Издано свыше 2,5 тыс. ведомственных нормативных правовых актов, из которых 319 прошли государственную регистрацию в Минюсте России.



В этот же период с участием Министерства разработано и подписано более 100 межгосударственных и межправительственных договоров Российской Федерации, непосредственно затрагивающих компетенцию МВД России, а также заключено около 2-х десятков многосторонних и двусторонних международных межведомственных соглашений.



Немаловажным результатом реализации Концепции явилось то, что она послужила стимулом развития нормотворческой деятельности в области внутренних дел в субъектах Российской Федерации. За эти годы правовыми подразделениями с участием других подразделений МВД, ГУВД, УВД подготовлены более 5 тысяч нормативных правовых актов, направленных на повышение социальной защищенности личного состава, а также усиления влияния региональных органов исполнительной власти на обеспечение общественной безопасности.



В целом можно отметить, что нормативная правовая база деятельности органов и войск в большей мере стала соответствовать новым реалиям жизни, современной социально-политической, экономической и криминальной обстановке, нормам международного права.



Вместе с тем Министерство, а значит, и правовые подразделения не смогли обеспечить принятие ряда важнейших законодательных актов, намеченных Планом по реализации Концепции. Среди них:



- "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка";



- "Об обороте взрывчатых материалов гражданского назначения";



- "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы";



- "Об основах государственной системы предупреждения преступлений";



- "О борьбе с коррупцией".



Имеются у нас "задолженности" и в области правового обеспечения международного сотрудничества. Явно затянулась работа по ратификации, в частности:



- Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами от 28 июня 1978 года (отв. ДООП);



- Конвенции о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения от 28 марта 1997 года (Департамент ОБДД);



- Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о возврате похищенных или присвоенных автотранспортных средств от 26 апреля 1999 года (ВНИИ);



- Соглашения о сотрудничестве государств -участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации от 1 июня 2001 года (БСТМ).



Вместе с тем завершение действия Концепции определяет необходимость разработки концептуального документа на ближайшие годы. Это будут основные направления совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел РФ на 2007 - 2017 гг..



Что же касается перспектив, то по-прежнему актуальным считаем рассматривать правовое обеспечение деятельности горрайлинорганов внутренних дел в качестве приоритетного направления. Среди важнейших усилий - повышение уровня правовой информированности работающих там сотрудников, укрепление законности в их деятельности.



Среди приоритетов судебно-правовой деятельности - предупреждение (профилактика) имущественных претензий к органам и войскам, предупреждение подачи исков сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России. Необходимо использовать досудебные процедуры разрешения имущественных споров, а также принимать действенные меры по своевременному взысканию материальных средств с лиц, виновных в причинении материального ущерба.



Намерены приступить к разработке механизма оказания правовой помощи сотрудникам, военнослужащим, государственным служащим и работникам системы МВД России.



Будем продолжать работу по организационно-штатному укреплению правовых подразделений, обеспечивать введение должностей юрисконсультов в каждом горрайлиноргане, а также в органах и подразделениях, являющихся юридическими лицами.





- Какое место в работе вашего департамента занимает вопрос социальной защищенности сотрудников милиции?



- Вопрос социальной защищенности - один из наиболее острых и актуальных вопросов деятельности органов внутренних дел. Безусловно, многие меры социальной защищенности сотрудников уже урегулированы на законодательном уровне (в частности, Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. No 4202-1, Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. No 1026-1 "О милиции" и рядом других). Однако усиление социальной защиты сотрудников является неотъемлемой задачей как МВД России в целом, так и Правового департамента МВД России.



Правовой департамент реализует задачи организации и участия в формировании основных направлений государственной политики в области совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере внутренних дел, что непосредственным образом связано с разработкой и подготовкой законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел. Так, совместно с ФЭД МВД России за последние два года Правовой департамент МВД России принял участие в подготовке 4 Указов Президента Российской Федерации, 11 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, 27 приказов МВД России. Назову самые актуальные из них:



- Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. No 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничений полномочий", принятый по инициативе МВД России. Данным Федеральным законом внесены изменения, позволяющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления производить дополнительные выплаты сотрудникам органов внутренних дел;



- постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 г. No 343 "Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту", которым установлен новый размер данной надбавки;



- приказ МВД России от 13 февраля 2006 г. No 75 "О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", предусматривающий установление с 1 января 2006 года сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за особые условия службы в центрах содержания иностранных граждан в размере 10 % должностного оклада;



- приказ МВД России от 14 февраля 2006 г. No 81 "О дополнительных выплатах отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", предусматривающий установление надбавок сотрудникам отдельных подразделений, непосредственно подчиненных МВД России (ОМСН "Рысь" и ОМОН "Зубр");



- приказ МВД России от 19 мая 2006 г. No 360 "О размере выплаты сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России, проходящим военную службу по контракту, и отдельным категориям пенсионеров МВД России для оплаты стоимости путевок их детей школьного возраста в организации отдыха и оздоровления детей в 2006 году", которым установлен соответствующий размер выплаты.



Одновременно Правовым департаментом МВД России осуществляется сопровождение ряда законопроектов, которые непосредственно влияют на уровень социальной защиты сотрудников органов внутренних дел.



В частности, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и в статью 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающий установление права на получение двух пенсий достигшим пенсионного возраста и не вступившим в повторный брак вдовам военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).



Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", устанавливающий правовые гарантии пенсионерам из числа военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел на получение страховой и накопительной части трудовой пенсии по старости одновременно с пенсиями по государственному пенсионному обеспечению.



Комплексное решение вопросов обеспечения жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации законодательно будет урегулировано в рамках проекта федерального закона No 215011-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".



Он направлен на приведение положений статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции" в соответствие с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации. Законопроектом установлены основания признания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также нормы и порядок предоставления указанных жилых помещений. Принятие на учет сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, предлагается осуществлять по месту прохождения службы в соответствующем органе внутренних дел Российской Федерации.



Кроме того, проектом предлагается предоставлять сотрудникам субсидию на приобретение жилого помещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Предполагается, что указанная субсидия будет выдаваться с учетом стажа службы в органах внутренних дел Российской Федерации и условий ее прохождения.



Принятие указанных законопроектов позволит значительно повысить уровень социальной защищенности сотрудников, пенсионеров органов внутренних дел и членов их семей.



- Какие вопросы решаются юристами на местах?



- Сегодня правовая служба МВД России представлена на всех уровнях - в центральном аппарате, в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, городских районных отделах внутренних дел, научно-исследовательских и образовательных учреждениях, военных округах, соединениях и частях. Наверное, те 14 юристов, которые начинали работу в отделе правового обеспечения, и представить себе не могли, что когда-нибудь их структура перерастет в целую службу со штатной численностью почти в 4,5 тыс. человек. Правовые подразделения существуют практически во всех федеральных ведомствах, но с гордостью могу сказать, что только в системе МВД России они обладают такой развитой и масштабной сетью.



К компетенции юристов относится "основа основ" деятельности правоохранительных подразделений - контроль состояния правовой работы, в том числе в части соответствия проектов правовых актов, гражданско-правовых договоров и соглашений, заключаемых руководством подразделения, действующему законодательству; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, приказов и распоряжений, представление интересов подразделений в суде и обеспечение их защиты правовыми средствами.



Юристы в постоянном режиме ведут систематизированный учет нормативных правовых актов, анализируют имеющийся положительный опыт, предложения по повышению эффективности работы и на основе этого анализа разрабатывают меры по совершенствованию правового обеспечения подразделения.



В непосредственные обязанности специалистов-правовиков входит и такой важный вид деятельности, как консультирование сотрудников, военнослужащих, федеральных государственных служащих и работников по вопросам нормативно-правового регулирования сферы деятельности органов внутренних дел.



- Как решаются правовые вопросы в подразделениях, где нет юрисконсультов?



- В случае отсутствия штатных должностей юрисконсультов ответственными за организацию и осуществление правовой работы назначаются должностные лица, на которых возлагается обязанность правового обеспечения деятельности конкретного подразделения.



Некоторые обязанности юрисконсультов, в основном по проведению правовой экспертизы, возложены на сотрудников кадровых либо штабных подразделений; ведение систематизированного учета нормативных правовых актов - на секретариаты или общие отделы. Наиболее сложные вопросы судебной защиты интересов горрайоргана берут на себя правовые подразделения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.



- В наше время работа сильного юриста хорошо оплачивается. Как удается удерживать специалистов в вашем департаменте?



- Неплохая стимулирующая мера - надбавка к должностному окладу юрисконсульта. Но у кадровой проблемы есть и другая сторона: где найти таких специалистов? Отбираем из числа сотрудников и военнослужащих, имеющих не только юридической образование, но и склонность к работе с правом, прошедших определенную школу, знающих специфику деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. В основном это сотрудники следственных и штабных подразделений, кадровых аппаратов. Принимаем и выпускников университетов, академий, сотрудников научно-исследовательских институтов МВД России. Они получили самые современные знания в области права. При желании работать в правовых подразделениях такие специалисты быстро приобретают необходимую квалификацию. Но в этом заключается и определенное противоречие, т.к. высококвалифицированные юристы с разносторонним опытом востребованы экономикой и имеют возможность получить работу с более высоким уровнем оплаты, чем в органах внутренних дел и внутренних войсках.



Тем не менее у нас достаточно людей, отработавших в правовых подразделениях много лет, активно занимающихся воспитанием молодых специалистов. В основном это руководители правовых подразделений и их заместители. Наш золотой фонд - Петр Петрович Яцентюк, начальник Управления правового обеспечения Московской области, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. Это Елена Георгиевна Вельчева - начальник Управления правового обеспечения ГУВД Ставропольского края, Людмила Викторовна Мухина - начальник отдела правового обеспечения ГУВД Краснодарского края, Василя Рафаэлевна Ахмеджанова - начальник отделения правового обеспечения ГУВД Новосибирской области, Татьяна Алексеевна Левинова -начальник отдела правового обеспечения УВД Ярославской области, кандидат юридических наук. Хотел бы отметить и Наталью Викторовну Нестерову - помощника по правовой работе начальника Главного управления МВД России по Южному Федеральному округу.



- Как вашим сотрудникам удается отслеживать все изменения в постоянно изменяющемся российском законодательстве?



- Автоматизация коснулась сегодня всех сфер деятельности. И наша не является исключением. Это прежде всего внедрение в практическую деятельность органов и войск автоматической информационно-поисковой системы "Нормативные правовые акты МВД России". Мы впервые ввели автоматизированную поисковую систему ведомственных нормативно-правовых актов. И сейчас ее распространили во все подразделения центрального аппарата Министерства и подразделения непосредственного подчинения, ГУ МВД России по федеральным округам. Кроме того она разослана в 88 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (из них в 55 субъектах организовано ее функционирование). В информационном банке системы в настоящее время находится и поддерживается в актуальном состоянии около 2 тыс. нормативных правовых актов. Задача стоит так, чтобы довести эту систему до горрайорганов. И чтобы не только довести, а чтобы ею пользовались.



Помимо этого продолжаются работы по внедрению АИПС "Судебная практика защиты интересов органов внутренних дел и внутренних войск". Планируется введение автоматизированных систем "Юридические консультации", "Международные договоры и соглашения МВД России", "Сопровождение законопроектов".



Есть некоторые технические моменты. Но, думаем, задача будет решена. Наша система будет одной из подсистем единой информационной системы ведомства.



Правовую грамотность сотрудников, да и всего общества в целом, необходимо поднимать. В системе же МВД прежде всего тем, чтобы довести до каждого сотрудника тот нормативный материал, который уже накоплен. И для этого есть все возможности. Мы заключили договоры с компаниями "Консультант Плюс", "Гарант" и они на льготной основе поставляют нам комплекты материалов.



- Какими качествами должен обладать служитель закона?



- Скажу о том, что мне импонирует в сотрудниках вверенного мне подразделения. Это люди - профессионалы, которые работают как творцы, любят свой труд, выполняют возложенное на них не ради галочки, а так, как этого требует ситуация, работают, чтобы доверенное было сделано, выполнено, сотворено на высоком, качественном уровне.



Это профессионалы, которые не могут, чисто физически не выносят каких-либо просчетов в своей работе. Они доходят до всего, до каждой запятой или кавычки. Они знают, что поручают своим подчиненным и чего нужно от них требовать. Никакая халтура здесь не проходит. Они не жалеют своего личного времени, как говорится, днюют и ночуют на работе, но все делают качественно.



Глубокое знание сути - главное, далее идет качественная проработка вопроса, работа над отточенностью формулировок. В правовой работе это чрезвычайно важно. Правовой акт не терпит иносказательности, двусмысленности, возможности различного толкования, суть двоечтения, технических погрешностей. Вернее, не должен этого терпеть.



Для работы с такой самоотдачей нужно очень много сил. И не только сил. Она требует любви к своему делу. Но если дело, которому ты служишь, получает от тебя энергетическую насыщенность, результат не заставит себя ждать. Отдача будет. И она есть. В Правовом департаменте работают четыре доктора юридических наук, 30 кандидатов наук. Наш коллектив - сплав молодости и опыта.



- Валерий Васильевич, каким вам видится правовое государство?



- Все основные моменты жизнедеятельности государства, общества должны быть урегулированы в актах высшей юридической силы. Это федеральные законы, федеральные конституционные законы. Как можно меньше должно быть подзаконных актов, таких, которые можно субъективно трактовать. Прежде всего имею в виду ведомственные акты. В будущем, на мой взгляд, ведомственное нормативное регулирование, которое затрагивает права и свободы граждан, должно сойти на нет. Регулятором должно выступать только законодательное право.





Аналогичным образом это касается и сотрудников органов внутренних дел, т.е. они в своей деятельности прежде всего должны руководствоваться законом и строить свою работу на основе закона как акта высшей юридической силы, а не подзаконных актов. Сейчас у нас очень разветвленная ведомственная нормативно-правовая база. Но на данном этапе развития общества без ведомственного правового регулирования не обойтись.



Государственная регистрация ведомственных нормативных правовых актов, которые затрагивают права и свободы граждан, Минюстом Российской Федерации - это уже шаг вперед, в том плане, что все они теперь известны, обнародованы, доступны для граждан. Это позволяет, если так можно выразиться, сверять, насколько шаги сотрудников органов внутренних дел соответствуют предписаниям.



Работа по рассмотрению, доработке ведомственных правовых актов идет постоянно. Все меньше остается разрозненных, дублирующих нормативных правовых актов, в частности, по линии охраны общественного порядка, службы тыла, правового обеспечения деятельности органов и войск в горячих точках, органов внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, управленческой деятельности внутренних войск.



Наш Департамент выступает инициатором процесса консолидации имеющегося нормативного материала.



В обществе надо воспитывать уважение к закону. На страже его должен стоять суд, который восстанавливает справедливость. Правовая пропаганда, правовое информирование - это средства профилактики. А мы порой про это забываем. Государственная система правовой пропаганды, даже на том уровне, на каком она действовала в советские времена, как говорится, приказала долго жить. Дилетантских рассуждений, которые мы порой слышим по телевидению, читаем в газетах, быть не должно. Этот процесс необходимо урегулировать на государственном уровне.


http://www.mvd.rupress/interview/4616/4616/
21.02.2007

Док. 284378
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 744

  • Черников Валерий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``