В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Бобров: Соглашение о развитии Тюменской энергосистемы поможет разрубить Гордиев узел, сковывающий экономику региона Назад
Алексей Бобров: Соглашение о развитии Тюменской энергосистемы поможет разрубить Гордиев узел, сковывающий экономику региона
Накануне РАО ЕЭС "России" подписало с губернаторами Тюменской области, ХМАО и ЯНАО соглашение о реализации первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции энергетических объектов Тюменской области. Отметим, что особая роль в реализации этого соглашения возлагается на "МРСК Урала и Волги", поскольку именно распределительные компании обеспечивают системное взаимодействие между источниками электроэнергии и потребителями. В них сегодня сосредоточена информация о том, какие мощности и в каких районах Тюменской области будут востребованы в ближайшее время и в перспективе. Почему именно Тюменский регион попал под пристальное внимание энергетиков на высоком уровне? Планируется ли что-то строить в рамках подписанного соглашения? Или все усилия и ресурсы будут направлены на повышение надежности уже существующих объектов? И будут ли сырьевые компании участвовать в реализации подписанного соглашения? На эти и другие вопросы в интерфью телекомпании "Ермак" ответил генеральный директор ОАО "МРСК Урала и Волги" Алексей Бобров.

Подписанное соглашение в Москве имеет важное значение, прежде всего, для промышленников, для энергетиков или для обычных жителей "тюменской матрешки"?

Это имеет значение для всех вместе взятых. Но, в конечном итоге, это приведет к улучшению жизни тех людей, которые проживают в Тюменском регионе.

Каким образом скажется? Электроэнергия станет дешевле?

Алексей Бобров: В последние сто лет что-то ничего не дешевеет. Если говорить серьезно, то в Тюменском регионе бурный промышленный рост. За первое полугодие потребление электроэнергии увеличилось на 9,5 %. Если увеличивается потребление энергии на 1%, то рост ВВП увеличивается на 2%. Есть такая экономическая закономерность. Считайте, что примерно такой рост произошел в Тюменской области. Примерно в такой же пропорции увеличиваются доходы населения, увеличиваются потребности в жилье. То есть идет всестороннее развитие региона. Мы здесь не имеем права отставать ни в обеспечении промышленности необходимой энергией, ни, конечно, в обеспечении населения.

Почему именно Тюменский регион попал под пристальное внимание энергетиков на высоком уровне? Рост промышленности наблюдается и в Свердловской области, и в Челябинской.

Здесь объяснение простое. Тюменская область и автономные округа уже два года назад перешагнули за тот рубеж максимального советского потребления энергии. Раньше, помните, мы в школе сравнивали: в 1937 году страна стала столько же выпускать хлеба, сколько в 1913. У нас примерно такая же ситуация. Мы сегодня достигли тех пиков промышленных нагрузок, которые у нас были в 1989-90-ые годы. Энергетика была сориентирована на тот уровень. На Урале ситуация несколько другая. Екатеринбург, да, перешагнул этот рубеж. Но Свердловская область пока на 80% потребления от советских времен. То же самое по Челябинской области. Южноуральская промышленность пока, к сожалению, далека от оптимального уровня развития, который был в советские годы.

Можно ли объяснить пристальное внимание энергетиков к Тюменскому региону еще и тем, что здесь добывается большая часть российской нефти и газа?

Это естественно и ничего удивительного нет. Мы не скрываем, что страна ориентирована на сырьевой экспорт. Это регион нефте - и газодобычи и является локомотивом российской экономики. Но не только тот хорошо живет, кто качает нефть. Мы наблюдаем прирост бытовых приборов, услуг. Начинают освещаться города, кондиционироваться помещения, полы с подогревом и т.д. Строятся новые дома. Население начинает сразу больше потреблять. Еще один пример, который меня лично очень радует. Там, где население начинает больше получать, там фактически нет краж электрооборудования.

Чем Вы это объясняете? Там люди более сознательные?

Не думаю. Просто люди достаточно зарабатывают. У них больше возможностей легального зарабатывания денег.

Планируется ли что-то строить в рамках подписанного соглашения? Или все усилия и ресурсы будут направлены на повышение надежности уже существующих объектов?

Безусловно, соглашение имеет две грани. Первое - это увеличение надежности уже существующего оборудования и снижение отказов, которые есть. И безусловно, надо строить новые мощности. Сейчас идет большая стройка на юге Тюменской области, где возводится новый микрорайон, развивается строительство в районе нефтедобычи. Нам сейчас приходится ограничивать сырьевые компании. И всем надо принять совместное решение. Если говорить высоким штилем, то надо разрубить Гордиев узел, который сдерживает развитие компаний. Еще раз подчеркну, что регион растет не только качалками, но и всем, что сопутствует.

В связи с этим сырьевые компании будут участвовать в реализации подписанного соглашения?

Во-первых, компании всегда участвовали, и они никогда не сбрасывали эту финансовую ношу. Они строили свою инфраструктуру. На сегодняшний день сделано правильное, четкое, профессиональное разграничение интересов. Четко прописано, что строят нефтяные компании, что строим мы. Где мы сходимся, как происходит присоединение к нашим сетям, где к магистральным. Все эти вопросы насколько можно, отработаны. Думаю, что и нефтяники, и газовики внесут свой вклад.

А государство будет участвовать?

В незначительных объемах будут участвовать бюджеты регионов. ХМАО на моем веку лет 7 выделает деньги на строительство сетевой инфраструктуры. Это правильно, хотя это и не дело округа. Но специфика региона такова, что на больших расстояниях находится небольшой населенный пункт, который до сих пор на автономном питании. Тянуть туда линии с точки зрения бизнеса неэффективно. Здесь округ принимает участие: увеличивает надежность энергоснабжения и делать его современным и более дешевым. Централизованное энергоснабжение - это все-таки не уголь и не солярка.

На подписании присутствовал полномочный представитель Президента РФ в УрФО Петр Латышев. В связи с этим, можно ли говорить о том, что федеральная власть в лице федерального бюджета тоже будет участвовать в развитии энергетики Тюменского региона?

Петр Михайлович Латышев присутствовал на нем не как представитель финансового источника и федерального бюджета, а как представитель высшей государственной власти, которая координирует действия хозяйствующих субъектов и всех уровней бюджетов. Здесь он взял на себя координирующую, достаточно важную для власти роль.

Ну, а сами энергетики будут тратиться?

Сами энергетики будут тратиться. Причем больше, чем раньше. Все средства, которые у нас есть, расписаны до 2010 года. Принято решение, что "Тюменьэнерго" будет привлекать огромные средства на развитие своих сетей, будет заимствование с рынка, может быть, мы успеем в этом году взять облигационный займ, будем привлекать кредиты, плюс плата за присоединение. Такие примеры уже есть в Тюменской области. Значительный приток инвестиций с нашей стороны только в развитие сетевого хозяйства составит около 20-30 млрд рублей.

Накануне Вы подписывали соглашения с губернаторами регионов УрФО. В этих соглашениях тоже речь шла про развитие энергетики в ближайшем будущем. Эти документы - предисловие к тому большому соглашению в Москве?

Это важнейшая составляющая часть. На территории каждого субъекта работают оптовые генерирующие компании, территориальные генерирующие компании, муниципальные предприятия и т.д. Но сегмент, которые контактирует со всеми и понимает динамику развития - это мы, распределительные сети. Я не хочу здесь приуменьшать важность своих коллег. Какая бы красивая и эффективная станция не стояла даже в двух метрах, если нет распределительных сетей, нет возможности довести энергию до потребителя, то это не эффективно. Мы здесь выступали, если угодно, неким звеном, которое работает с каждым потребителем, с каждым производителем энергии. Эти соглашения мы подписывали в соответствии с планами развития регионов.

Вы сейчас обсуждаете инвестиционные программы региональных структур, входящих в "МРСК Урала и Волги". Это все из той же серии?

Здесь уже немного пошире. Это государственная политика в сфере энергетики. Здесь мы обсуждаем не столько кто построит, как построит и где. Мы обсуждаем такие вещи, как что построить. Требования, которые закладываются, достаточно высокие. Мы должны использовать оборудование не сегодняшнего, а завтрашнего дня. И здесь надо говорить не об объемах инвестиций, а насколько эффективно они будут использованы.


(ТК "Ермак", 8.08.2006)

Док. 284331
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 237

  • Бобров Алексей Олегович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``