В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.Леонтьев: `Минэкономразвития может испортить даже самую благую идею` Назад
М.Леонтьев: `Минэкономразвития может испортить даже самую благую идею`
На днях правительственная комиссия под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева наконец-то утвердила концепцию передачи в собственность Русской православной церкви (РПЦ) имущества религиозного назначения. К сожалению, данный проект в законодательном формате поручили подготовить Минэкономразвития. МЭРТ может даже самую благую идею испортить.



Программа еще даже не вступила в силу, но уже разработчики проекта из МЭРТ заявляют, что, получив имущество в собственность, церковь сразу же кинется в коммерцию. И именно поэтому МЭРТ готов внести поправки в закон "О свободе совести", которые обяжут церковь в своей предпринимательской деятельности следовать исключительно религиозным целям.



Еще не успели вернуть землю, а уже устрашают



На подобные заявления уже отреагировала РПЦ, чего и стоило ожидать. Естественно, Православной церкви нужны земли не для того, чтобы бизнес делать, а чтобы не нищенствовать. Если бы у РПЦ была основной целью нажива, то, я думаю, она бы в перестроечные времена смогла бы реализовать этот план. Однако когда все воровали в 90-х годах, Церковь только-только начала приходить в себя. Получается, что еще не успели вернуть землю Церкви, а уже устрашают народ.



Ранее даже сообщалось о том, что РПЦ взялась за строительство элитной недвижимости: жилых домов и офисных комплексов - это вообще бред редкостный.



Сегодня Д.Медведев предлагает, надо сказать, по поручению В.Путина передать Церкви в собственность имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном бессрочном пользовании. Речь идет не только о культовых зданиях и сооружениях с относящимися к ним земельными участками, но и о внутреннем убранстве церквей, включая предметы, необходимые для совершения богослужения.



Понятно, что церковной реституции технически быть не может, как не может быть какой-либо стопроцентной реституции - в этом вся проблема. Сегодня, кстати, этот юридический прецедент создает возможность требовать огромное количество самых разных земель, история которых весьма различна.



Но мне кажется, что как раз Церковь наша тем и отличается, что с ней договориться легче. У церковных людей существует некая этика взаимоотношений, в отличие от просто государственных деятелей. Во всяком случае в Московской патриархии, а речь идет в первую очередь о землях Русской православной церкви.



В отношениях Московской патриархии и нашего государства можно найти достойную формулу сотрудничества. Но вопросов много вокруг этого разговора.



Нет никакого сомнения, что земли, которые находятся под культовыми сооружениями непосредственно, они и должны принадлежать РПЦ и самим храмам. Примыкающие земли, которые могут быть полезными для хозяйственного оборота, тоже должны принадлежать церквям. Сейчас, конечно, ходит слишком много слухов и возникают все новые и новые условия для возврата земель в собственность храмам. В частности, чтобы они и сама РПЦ доказали необходимость прилегающих территорий для храмов.



Нужно вернуть земли, и отнятые Екатериной



Вообще, Церковь может быть хорошим собственником во всех смыслах этого слова. Правда, это возможно, если бы не было проблем, а их очень много. Но эти дополнительные трудности пытаются еще и создать. Помимо того что их и так может быть много в связи с разным способом наследования: здесь могут быть уже реальные и добросовестные собственники, в том числе и частные.



Если же серьезных проблем нет, то в этом случае Церковь может априори свои земли выкупать, если у нее есть на то средства. Но вообще, у меня нет сомнений, что, вовлеченные в хозяйственный оборот, эти земли будут использоваться хуже, чем какие-то другие структуры.



Ну не было примера, чтобы церковное имущество, церковное хозяйство находилось бы в каком-то запустении и неухоженности. Надо сказать больше: территории храмов всегда более ухоженные, чем окружающее их пространство и рядом находящиеся объекты.



Но существует еще одна немаловажная деталь. Во всем этом сыр-боре есть еще очень интересная вещь. С одной стороны, конечно, невозможно вернуть Церкви все земли, принадлежавшие ей до революции, до большевистской экспроприации. Напомню, что до революции 1917 года Православная церковь была крупнейшим экономическим субъектом Российской империи. Новая демократическая Россия сначала не стала возвращать Церкви собственности, незаконно экспроприированной у нее большевистской властью. Собственность значительная, и распорядиться ею надо во благо современной церковной экономике, а также экономики всей страны.



Но с другой стороны, есть проблемы возвращения Церкви земель, изъятых у нее проклятым царским режимом, а точнее, Екатериной. Потому что колоссальная и, надо сказать, абсолютно насильственная, игнорирующая любые церковные нужды, интересы и т.д., в том числе и духовно-исторические, секуляризация земель была проведена именно Екатериной.



У нас сейчас есть монастыри, возрожденные не после большевиков, а после Екатерины. Первое, что приходит на ум, - под Белгородом есть Холковский монастырь, где пещеры абсолютно уникальные. И таких мест очень много! Холковский монастырь был экспроприирован еще государыней.



Это огромное количество земель, которые принадлежали РПЦ, было подарено дворянам. Ей нужно было им чем-то платить и раздавать земли своим дворянам, и для этого она изымала церковное имущество. Нужно вернуть земли, и отнятые Екатериной.



В этом смысле, если государство, российская власть вообще, народ в ее лице сформулирует задачу возвращения значительной части земель и прочего имущества, необходимой для Церкви, изъятого у РПЦ светскими или безбожными властями начиная с 18 века, - это будет выглядеть достойно и красиво.



Кстати, этот шаг будет основанием отказаться от какого-то тотального принципа. Абсолютно понятно, что возвращаются Церкви не все земли, которые были изъяты большевиками, но и не все земли, которые были изъяты Екатериной.



Чтобы услуги церкви были бесплатными, у нее должен быть налажен быт и хозяйство



Сегодня, чтобы омрачить честь и достоинство Православия, распускают разные слухи и истории, о том, что Церковь водкой торговала и т.д. Вот особенно в СМИ сейчас часто говорят, что при президенте Борисе Ельцине Церковь получала льготы при продаже алкоголя, табака и нефти и что чуть ли не бордели при ней были.



В списке получателей взяток от Саддама Хусейна в виде нефти по мнению отдельных "экспертов", наряду с ЛУКОЙЛом, Роснефтью, "Газпромом", Сибнефтью числилась и РПЦ!



Церковь имеет всякие фонды, льготы и т.д., это была варварская форма решить в действительности абсолютно насущные проблемы Церкви. И по большей части подобная информация является наветом.



Вообще, известно, что Церковь живет не на государственные средства. С одной стороны, она в России живет подаянием всегда, испокон веков Церковь жила своим хозяйством. Кстати, то, что она живет своим хозяйством, соблюдается со времен стоглавого собора, это канонически признано.



Церковь должна иметь на выполнение своей миссии достаточные средства, которые дают ей возможность действительно совершенно свободно исполнять все нужды верующих бесплатно.



Сегодня же Церковь просто вынуждена брать деньги. Хотя за религиозные обряды брать деньги - с канонической точки зрения, этической, религиозной - абсолютно неприемлемо. Но она вынуждена, так как сейчас ее хозяйство в оскудении: чистенько, но бедно. Чтобы Церковь не брала денег за исполнение своей работы, в том числе и для того чтобы не брать деньги со страждущих и нуждающихся, за требы церковные, у нее должен быть налажен быт и хозяйство.


Михаил Леонтьев, тележурналист
http://www.km.ru/magazin/view.asp?id=4BCDE28A8EFF44A894179D10BBF98639

Док. 284267
Опублик.: 15.03.07
Число обращений: 726

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Леонтьев Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``