В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с председателем комитета по образованию и науке Н. Булаевым Назад
Беседа с председателем комитета по образованию и науке Н. Булаевым
КОР: Николай Иванович Булаев - председатель Комитета Государственной думы по образованию и науке, входит во фракцию "Единая Россия". Родился в 1949 году. Окончил физико-математический факультет Рязанского пединститута. Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации. С 1978 по 1990 год - директор Спасского педагогического училища, затем заместитель председателя Рязанского облисполкома. С 1994 года - ректор Рязанского института развития образования. Депутат Государственной думы 3-го и 4-го созывов.

В: Николай Иванович, мы сегодня имеем немало примеров успешного встраивания образовательных, научных учреждений в новую экономическую ситуацию. Можно назвать и МИГАиК, и МГУ, и многие другие примеры. Но все-таки этот процесс идет не так уверенно, не так просто, как хотелось бы, наверное. Что все-таки мешает нашей науке, образованию становиться конкурентоспособными?

Н.И. БУЛАЕВ: Я думаю, что все-таки очень большое значение играет человеческий фактор. Есть конкретные люди, которые сумели адаптироваться к ситуации, которые понимают, что в этой ситуации можно было бы делать, и для которых действующее законодательство вообще является достаточным. Если мы возьмем любой регион, то обязательно в этом регионе есть вуз, который в этих же условиях, что называется, продвинут, решает проблемы, конкурс и совершенно другое социальное обеспечение студентов, преподавателей даже. И рядом вуз, который падает, летит, и непонятно, как это падение остановить.

В: Президент в своем послании поднял очень злободневную проблему. Выпускники вузов не работают по специальности, и это происходит очень часто. Каким образом можно стимулировать, только ли принудительными мерами?

Н. БУЛАЕВ (пред. комитета по образованию и науке): Государство тратит значительные средства на подготовку специалистов и имеет право на востребованность этого специалиста, имеет право на , если это позволительно сказать, эксплуатацию в течение какого-то времени. Я думаю, что это право нужно закрепить законом. У нас 31 мая пройдет круглый стол о том, как решить проблему закрепления на какое-то время выпускника вуза, на подготовку которого государство тратит не один десяток, а близко к сотне тысяч рублей. Каким образом государство затем могло бы получить отдачу? На мой взгляд, решение одно - законодательно закрепить право государства на этого выпускника на предприятиях выполняющих очень важные госзаказы. Решение на самом деле очень простое. Вы хотите получить за счет бюджета образование, тогда заключайте договор, и не будет проблем с оплатой обучения, а если не идете работать, хотите сами работать, то государство вас не насилует, позволяет вам трудоустроиться, но вы должны вернуть часть потраченных на вас денег или все деньги государству.

В: Сегодня очень часто поднимается злободневный вопрос о доступности образования. Поступить молодому человеку из глубинки в столичный вуз, да даже и в областной не очень просто.

Н. БУЛАЕВ: В своем послании президент обозначил очень четко проблему. Первая проблема, да. Мы не можем сокращать мест в общежитиях. Это доступное жилье, и доступное жилье позволяет семье значительно уменьшить свои траты на обучение своего дитя. Это первое обстоятельство.

Второе - президент опять сказал об очень главном и важном - о социальных стипендиях, о том, что мы должны расширять эту как бы возможность для студента из малообеспеченной семьи - получать социальную стипендию, которая по своему размеру будет позволять ему нормально учиться.

Может быть, в какой-то степени позволяет решить проблему, ну, доступности, там, Единый государственный экзамен, хотя опять, возвращаясь к Ректорскому сообществу, оно настаивает на том, что ЕГ не может быть единственным мерителем. Есть другие, классические формы. Они очень склонны к тому, чтобы победителей олимпиад, в том числе и региональных, принимать без экзамена в вузы. Они правы. Олимпиады - ну, как сравнить. Ведь экзамены... В обычной школе олимпиада - это все равно, что один бежит 100 метров по гладкой дорожке, а другой - в гору. В гору - побеждает. Так кто же победитель? Олимпиада позволяет выявить наиболее талантливых.

Опять та же Бауманка, тот же МГУ. Они сегодня широко работают в регионах, они ищут талантливых людей, они себе их привлекают, и я думаю, что всё-таки, опять, опираясь на послание президента, четко и ясно видно, что государство понимает важность этой сферы, понимает, что 21-й век - это соревнование, может быть, не столько, там, каких-то экономических систем, сколько соревнование все-таки интеллектуальное. Тот, кто интеллект сможет не только сохранить, но и развить, в общем-то, и будет победителем.

В: В эти дни начинаются выпускные экзамены в школах. И те ребята, которые сегодня будут заканчивать школу, поступать в вузы, им и предстоит во многом жить уже в условиях новой России. Молодой человек через 10 лет - что он будет собой представлять?

Н.И. БУЛАЕВ (председатель Комитета по образованию и науке, фракция "Единая Россия"): Большинство людей молодых прекрасно понимают, что образование - это сегодня та ступень, которая позволяет в этой жизни чувствовать себя уверенно. Я думаю, что все-таки эти люди будут более умными, более тонко чувствующими связь и с обществом, и с природной, и с другим миром. Мы, наверное, жили в состоянии, когда ощущать свою связь с другим миром, за границами страны, мне кажется, мы были более сдержанными, холодными, может быть, даже. А они более открыты, они более доступны, и, может быть, менее защищены в этой части.

В: Я благодарю вас за участие в нашей передаче.


РТР Парламентский Час. МОСКВА.

30 мая 2004 г.



Док. 284078
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 274

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``