В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Деловые династии в России Назад
Деловые династии в России
В: Россия семейная. Понятие семья в нашей стране сегодня практически потеряло прежний политический смысл. О ельцинском правящем клане уже никто не говорит. События последних месяцев окончательно обнулили тему. Во власти теперь новые люди. Недавно еще скандальные разговоры о званиях и погонах высших чиновников уже никого не раздражают. Ни самих чиновников, ни население. И те, и другие, похоже, привыкли. Сегодня понятие семьи становится бизнес-термином. В России вспомнили, что в основе процветания западных рынков лежит семейный бизнес. Семейные фирмы - это 80 процентов всех предприятий мира. В США они обеспечивают более половины ВВП и около 60 процентов рабочих мест. Главный плюс - преданность делу, скорость принятия решения и постоянное инвестирование средств в развитие. Ведь бизнес унаследуют потомки. Главный минус - семейные ссоры, ставшие причиной самых громких банкротств 20 века. По статистике 30 процентов семейных компаний возглавляют дети основателей, внуки - это 12 процентов, правнуки - это менее 3 процентов. Деловые династии в России - явление уже не редкое, но еще и не массовое. Об отцах и детях российского бизнеса Айрат Шевалиев.

А.ШЕВАЛИЕВ: Тишину торговых залов нарушают искусственные крики тропических птиц. Мимо золотых колонн и сверкающих бассейнов, пугая покупателей, скользит электромобиль. Это семейство Агаларовых объезжает свои бескрайние владения.

А.АГАЛАРОВ: У меня есть очень близкий друг - Муслим Магомаев, который мне как-то сказал, что ты такие большие магазины строишь, что по ним невозможно ходить пешком.

КОР: 15 лет назад вместо гигантского магазина был крохотный подвал. Там уроженец Баку Арас Агаларов заработал свою первую тысячу долларов.

А. АГАЛАРОВ: У нас там была маленькая лавчонка, где мы торговали компьютерами.

КОР: После лавчонки была лавка, потом две, потом сеть. Сегодня это гипермаркеты на окраине Москвы, любимые из которых проектировал лично хозяин.

А. АГАЛАРОВ: Это не мол, это музей, музей моды.

КОР: Его вообще называют самым нескромным бизнесменом столицы. Агаларов живет в доме имени себя. Это его первый строительный проект.

А. АГАЛАРОВ: Это говоря такая, говоря советским языком, общественная приемная.

КОР: Последние 2 этажа в Агаларов-хаус хозяйские, остальные он продал достойным людям.

А. АГАЛАРОВ: У нас Зураб Церетели - 3 квартиры, он, дочь и, по-моему, мастерская.

КОР: На столике в общественной приемной лежит журнал "Форбс" - сотня богатейших людей страны, Агаларов на 66 месте.

А. АГАЛАРОВ: Мы не контролировали никаких потоков, ни газовых, ни нефтяных, ни электрических. Все, чем мы апеллируем, оно построено в чистом поле.

КОР: Если верить "Форбс", Агаларов-младший является наследником 360 млн. долларов. Там, где у отца золотой камин, у сына этажом выше модный аквариум. 24-летний Эмин учился в Нью-Йорке и даже начал там продавать обувь, пока сыновний долг не призвал на родину.

Э. АГАЛАРОВ: Этих возможностей у меня бы не было, естественно, если бы я это делал самостоятельно, допустим, в Америке.

КОР: Теперь у Эмина вместо одного магазина на 4-й Авеню сотни бутиков на Волоколамском шоссе. Благодаря ему скоро у электромобилей появится новый маршрут.

А. АГАЛАРОВ: Чартерные такие электромобильчики между молом и причалом, который мы откроем, я думаю, в течение месяца.

КОР: Хозяйство семьи Борцовых не осмотришь на электромобиле. Кортеж представительных машин объезжая канавы мчится по дорогам Липецкой области. (Звучит музыка). Николай Борцов - мужчина в соку: апельсиновом, яблочном, персиковым. Не каждой карте обнаружишь город Лебедян, а местный консервный завод сегодня контролирует четверть российского рынка соков.

НИКОЛАЙ БОРЦОВ: Тогда было в Райкомпартии направлено, тогда еще отстающий заводик местного значения.

КОР: От того комбината уцелел только памятник Ленину ПИВЗАВОДУ УПРАВЛЕНИЕМ. За спиной вождя революции полное торжество капитализма - евроремонт и дорогие машины.

НИКОЛАЙ БОРЦОВ: У меня был плано-убыточный завод. 200 тыс. в год у меня было запланировано убыток. И если я делал 150 тыс., то как бы 50 тыс. это уже считалось прибылью.

КОР: Когда стало можно, Борцов свой заводик выкупил. И первым в стране начал разливать соки в бумажные пакеты.

НИКОЛАЙ БОРЦОВ: В советское время вообще понять не имели реклам, какой-то дизайн или какие-то там маркетинги. Такие слова, которые вообще-то мы их не использовали в своей работе.

КОР: Сегодня Николай Иванович проходит по заводу ни как хозяин, а как гость. Полгода назад Борцов-старший ушел из бизнеса. Разумеется, в политику и, конечно, в "Единую Россию". Повесив на грудь депутата Госдумы, соковый олигарх оставил дело проверенному человеку.

НИКОЛАЙ БОРЦОВ: Кому я мог доверить, чтобы тоже не украл.

КОР: В этом особенность семейного бизнеса по-русски. Отцы доверяют детям потому, что другим доверять бояться.

ЮРИЙ БОРЦОВ: Были такие прецеденты, когда отдавали, потом старого руководителя новая команда увольняла.

КОР: Уже при Борцове-младшем оборот семейного бизнеса достиг 270 млн. долларов в год.

КОР: В советские времена висеть бы этой трудовой династии на Доске Почета за спиной бронзового Ленина. У рабочих Людмилы Чубатюк тоже получилась хорошая смесь - бетонная. Для бизнеса Людмилы Николаевны это очень важно. Людмила Чубатюк знает здесь все трещинки. Это ее семейная фирма реставрирует Шуваловский дворец в Петербурге.

- Шелковый штоф надо будет менять.

КОР: В Синей гостиной дворца читает лекции Жорес Алферов. Нобелевский лауреат рискует жизнью - дворец в аварийном состоянии. Реставрация продлится не менее десяти лет. О более крупном и престижном заказе мечтать трудно.

Л.ЧУБАТЮК: Начинала я мастером на стройке. Электросварку делала, четвертый разряд получила по тем временам.

КОР: Позади участие в реставрации Петропавловской крепости. Впереди безграничный фронт работ. В Петербурге ремонта требует каждое второе здание.

Л.ЧУБАТЮК: Очень много еще и маленьких зданий, и больших дворцов, которые в аварийном состоянии.

КОР: Семейный совет решил - Людмила Чубатюк реставрирует, а Антон Чубатюк будет строить. Это первый самостоятельный проект 25-летнего наследника - коммунальный дом в центре Петербурга он должен превратить в трехзвездочный отель. Людмила Николаевна уверена - хотя бы про третье поколение ее семьи будут говорить: эта семья Чубутюков - владельцев известной сети гостиниц.

Л.ЧУБАТЮК: В каждой стране мира я вижу, что основой является семейный бизнес.

КОР: Этот человек с топором в руках - представитель самой влиятельной трудовой династии прошлого - династии Романовых. С одной стороны, плохой пример для подражания. Потомки царя-плотника не смогли удержать в руках семейный бизнес.

КОР.: С другой стороны, в России и сегодня держать в руках не только силу труда топор, но и символ власти - державу. Тогда можно стать семьёй с большой буквы.

Айрат Севалиев, Павел Лихолетов, Игорь Смирнов.

Телекомпания НТВ.


НТВ Личный Вклад. МОСКВА.

12 июня 2004 г.




Док. 284021
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 496

  • Борцов Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``