В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ Назад
ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ
    Менталитет и самосознание народа во многом формируются литературой и историей, вот почему современная политическая борьба и вокруг России, и в России велась и ведется вокруг содержания самих этих школьных предметов.
Об этом - состоявшийся диалог сопредседателя Правления Союза писателей России, доктора исторических наук, писателя Сергея Перевезенцева с главным редактором "Практического журнала" академиком АПСН Сергеем Котовым.


- Сергей Вячеславович, не кажется Вам, что влияние литературы на жизнь детей и подростков в последнее десятилетие сократилось недопустимо? Не оттого ли это происходит, что недопустимо сократилось и влияние литературы на жизнь взрослых - на родителей наших школьников, на семью? А ведь именно в семье формируются долгосрочные привязанности и интересы ребенка.
- Дело в том, что роль литературы (кстати, как и истории) оказалась не просто "сниженной"... Знаете, сейчас принято уверять, что это - естественный процесс. Мол, есть телевидение, другие электронные источники информации - то же Интернет, еще что-то, и еще... Человек, якобы, утопает в этом море информации, занят работой, и читать ему просто некогда. В этом есть своя правда, но в этом есть и своя кривда. С моей же точки зрения, роль литературы, повторюсь, как и истории (двух важнейших базовых мировоззренческих предметов) в последние пятнадцать лет целенаправленно снижают. Снижают целенаправленно и общественное внимание к восприятию современным человеком в России этих двух важнейших областей культуры.
    Мне, например, ясно - почему. Все достаточно просто: когда-то были поставлены задачи превращения России в сырьевой придаток так называемого "цивилизованного мира"...
- Вы полагаете, что подобные задачи существовали и реализовывались осознанно?
- И существовали, и существуют, и вероятно, будут существовать. Понимаете, страна, обладающая столь огромным запасом ресурсов, не может ни быть "подконтрольна" тем силам, которые сейчас, так и иначе, формируют мировое развитие...
- То, что называется "глобализованный мир"?
- Совершенно верно. За этим так интеллигентно звучащим термином стоят достаточно темные и страшные силы. На их совести в последнее время - и самая что ни на есть настоящая агрессия против суверенной Югославии, и ее расчленение. И агрессия в суверенном Ираке, который сегодня "утюжат" и "утюжат", а он - да, не цивилизованно, да, порой под странными для западного сознания лозунгами, - протестует и не сдается. И "оранжевые революции" в республиках бывшего СССР, антироссийская направленность которых лежит на поверхности. Да мало ли еще чего на совести творцов "глобального" (читай - американского) мира.
Так вот, мало того, что страна наша полна ресурсами на такой огромной территории, так еще, к сожалению и... обладает столь малым населением. С точки зрения сил, управляющих этим "глобализованным миром", такая территория должна быть ими контролируема.
    Как сделать так, чтобы те самые русские люди (несмотря ни на что, почти 80% населения нашей страны - русские люди), что называется, не дергаясь, не думая, выполняли те цели и установки, которые перед ними ставятся? Для этого нужно просто сделать так, чтобы люди по вечерам перестали сидеть на улице и смотреть на закат, любоваться им и думать о вечном. Нужно просто сделать так, чтобы в час заката они бездумно прилипали к телевизору и смотрели очередной мексиканский, американский, а теперь и российский сериал. Для этого нужно переделать сознание русского человека. Нужно изменить менталитет (хотя я очень это слово и не люблю!) народа. А менталитет и самосознание народа формируются литературой и историей. Если человек ощущает себя наследником своих предков и человеком, который будет предком для будущих поколений, если человек ощущает себя (при всем уважении к самому себе!) всего лишь передаточным звеном в цепи поколений, живущих на этой земле, оберегающих эту землю, если человек ощущает себя естественно в стихии языка и передает этот язык от прошлых поколений к будущим, то он, человек, органично воспринимает и впитывает традиции жизни на этой земле. А человек традиционный с подозрением, а то и - неприязненно относится ко всему тому, что ему кажется способным сломать эти традиции, помешать традиционной жизни.
Следовательно, литература, - которая с одной стороны развивает в человеке язык, а с другой формирует народное самосознание, - ломщикам традиционной жизни народа мешает. В самом деле, как без басен Крылова представить себе русские поговорки, их нравственный смысл? Крыловские строки давно вошли в наше сознание. Когда сегодня мы ищем какие-то метафоры, что-то с чем-то сравниваем, мы живо находим подсказки у Крылова. Например, кто-то у нас (или у нашего народа) что-то отнял: ну как тут не вспомнить "Лисицу и ворону"? Говоря об образе русской женщины, мы тут же вспоминаем пушкинскую Татьяну Ларину. Мы говорим о жертвенном подвиге человека во имя Родины, во имя любви, и нам приходит на ум Петруша Гринев...
- Не кажется ли Вам парадоксальным, что для изобличения "несовершенства российского менталитета" нынешние либералы активно используют ту же русскую классическую литературу? Ведь "любимыми персонажами" либеральных ухмылочек над историей, культурой, ментальностью русского человека являются литературные герои Салтыкова-Щедрина, Гоголя, других классиков, изображавших глупости и идиотичности окружавшей их действительности? Не кажется ли Вам поразительно хамским то, что "главными типажами" русской жизни объявляются сказочные Иванушка-дурачок, Емеля, сидящий на печи и ждущий, чтобы печка отвезла его к вратам Царствия небесного... Не кажется ли Вам, что в этом - поразительная подмена целей и ценностей русской жизни, призванная заставить поверить в то, что "таким народом" надо управлять, иначе-де толку не будет?!
- Я бы, Сергей Андреевич, обратил внимание на одну деталь. Даже те люди, которые стремятся к изменению народного менталитета, народного самосознания, народной самоидентификации, наконец, они все равно пользуются (вкладывая в них иное содержание) метафорами и образами, традиционными для России, иначе их не поймут. Такая ситуация уже была в России XVIII века. Государь Петр I, ломая "старину", насаждал и новые реалии общественной жизни, и быт русского народа. Он нарушал традицию, а народ насаждаемое воспринимал. Почему? Да потому, что одна из самых главных традиций на Руси - это вера в царя-батюшку, самим Господом помазанным на царство, и знающим, как надо. Петр, опираясь на традицию, саму же традицию и ломал.
    Люди, желающие впихнуть Россию в глобалистический мир, используют традицию, традиционные исторические и литературные образы, для того, чтобы "обличить" и "изменить" нашу жизнь. В этом случае традиционная классическая русская литература и классическая русская история крайне опасны для всех радетелей глобализации...
-... видимо потому, что они формируют некий набор нравственных ценностей, которые вступают в острое противоречие с целями и задачами тех людей, которые сегодня осуществляют так называемую "либерализацию России".
- Это тоже причина, но одна из них. Да, нравственные ценности - это коренная категория для процесса воспитания. Но тут есть еще другой момент. Литература и история передают исторический опыт, опыт жизни на этой земле. Счастливой жизни. Да, были горе и беды. Но сколько было радости! Это мы находим в той же литературе, в том же языке, в тех же отношениях человеческих, в образах, понятных своей значимостью и ценностью большинству народа, и оттого - образах народных, которыми можно гордиться, используя их как пример жизни для юных поколений. Известнейший факт: когда Иван Гончаров начинал своего "Обломова", он хотел обличить это русское качество, то, что потом условно начали называть "обломовщиной". Поначалу для Ивана Александровича Штольц был положительным явлением, но что в итоге? А в итоге он влюбился в своего Обломова, потому, что Обломов - это часть его. Точно так же, как и Штольц - часть его, как и большинства русских людей: и то, и другое в нас всех есть.
    У Василия Васильевича Розанова есть потрясающее рассуждение о русской лени. Приведу я его своими словами: лежит на печи русский мужик, подбегает к нему иностранец, начинает пихать его ногами, и призывать "Пошли делать прогресс!". А мужик повернется к нему левым боком, а там написано большими буквами "Лень". Убежит иностранец, прибежит опять, давай мужика пинать ногами, да призывать "Пошли делать прогресс!". Повернется к нему мужик правым боком, а там написано большими буквами "Лень". Плюнет на него иностранец и убежит делать прогресс. Мужик полежит-полежит, вдруг услышит звон - Бог зовет! И встанет русский мужик, и пойдет, и увидит невиданное, и услышит неслыханное, и сделает несделанное. Потому судьба и жизнь его зовется - Святая Русь.
    Дело в том, что само понятие лени кардинально для русского мировосприятия и русского сознания. Русская лень - она безумно продуктивна. Это период осмысления сделанного и того, что нужно сделать. Если русский человек не видит смысла в поступке, он или будет делать очень плохо, или делать не будет, а убежит куда-нибудь. Русский человек может думать очень долго, но не о технологии предстоящего делания, а о том, зачем это нужно. Ответив себе на этот вопрос, русский человек встанет с печи, и свернет горы.
- Все эти попытки переделывания "мужика из России" имеют, кстати, "импортные" корни. Возьмем стереотипы и мифы о россиянах, широко бытующие в Европе и Америке. В массовом сознании того же европейца утвердилось мнение о том, что в России живут ленивые, поголовно пьющие люди, малоспособные к продуктивной деятельности. И вот здесь мы походим опять к влиянию литературы и исторической науки на сознание и поведение людей. В Западной Европе подобные представления о России родились не сами по себе, а пришли туда через третьи страны. Один из путей этого "транзита" - Польша. Именно через ее литературу, через работы польских историков, через польскую публицистику сеялись русофобские мифы в Европе.
Все эти недобрые представления и стереотипы о русской действительности в Польше формировались в эпоху пребывания ее в составе Российской империи. Значительная часть польского общества ощущала себя в этой ситуации, скажем так, неуютно. К тому был ряд причин. Хотя в то же время такая часть Российской империи как Великое княжество Финляндское вполне сердечно прожило с Россией больше века, получив от российских государей большее количество привилегий и преференций, нежели коренное население метрополии.
     В духе "польской традиции" сегодня только ленивый "либерал" не обвиняет Россию в том, что ее имперская политика была направлена на угнетение народов присоединенных территорий, на подавление всего "нерусского" на имперских просторах и прочих "грехах". А есть ли у российского учителя сегодня возможность аргументировано рассказать учащимся о цивилизационной роли России в развитии, например, народов Средней Азии, Закавказья, других российских окраин? Да той же Финляндии, наконец?
- В научной и научно-популярной литературе таких материалов можно найти море. Суть дела в том, в отличие от всех классических империй в мире, в которых метрополия всегда жила за счет присоединенных территорий, в Российской империи все обстояло иначе. Даже становление капитализма в России происходило не так, как в метрополиях классических империй.
Сейчас об этом мало говорят, но вспомнить нужно: весь западноевропейский капитализм поднялся за счет ограбления всего остального мира - Африки, Востока, Южной и Северной Америки. Те же США поднялись в том числе и за счет того, что там было уничтожено миллионы индейцев - это ведь тоже факт.
    В России опять все было не так. В XVII веке, например, русский мужик всего лишь за сто лет освоил территорию от Урала до Тихого океана. Не уничтожив при этом ни один народ. В Российской империи окраинные территории всегда жили за счет метрополии.
Отвечая на Ваш вопрос, хочу сказать, что учитель истории может очень успешно использовать огромное количество работ отечественных историков на эту тему. А идеологически учителю истории надо просто уйти от лживой ленинской догмы, что "Россия - это тюрьма народов", внимательно посмотреть на факты, приводимые учеными, да рассказать об этом своим ученикам.
- То, что Вы говорите о наличии моря серьезных исторических исследований о положении дел в Российской империи, правильно. Но как сложилось так, что в России конца ХХ - начала ХХI века фактически нет исторической романистики, посвященной отечественной истории? Вспомним, еще совсем недавно были и Дмитрий Балашов, и Станислав Десятсков, и, конечно же, Валентин Пикуль. По разному можно относиться к творчеству того же Пикуля, да и сам я как историк имею к нему претензии. Но он, тем не менее, своими романами формировал у народа чувство гордости за свою страну, рисуя, прежде всего образ страны достойной. Страны, идущей своим путем в решении своих исторических задач.
А сегодня кто помогает народу, и, прежде всего молодежи, осознавать историческое величие России? Опять тот же самый учитель? А где же потенциальные властители умов - российские писатели? Что учитель истории, литературы может порекомендовать прочитать своим ученикам кроме академических монографий ученых?
- Хорошо, что Вы вспомнили Валентина Саввича Пикуля. Я его знал, бывал у него в гостях в Риге ... Замечательный был человек, чудный писатель, и тот прорыв на фронте исторического романа, который он сделал, был просто уникален.
    Знаете, к счастью и сегодня эта линия исторической романистики продолжается. Другое дело, что этим писателям не дают времени на телевидении, не пишут о них в популярных газетах, не представляют (не "раскручивают", как теперь говорят) их в массовых кругах потенциальных читателей. Мы в Союзе писателей по мере сил и возможностей поддерживаем их, "открываем" их читателю, возим их по всей стране... Конечно, такая "раскрутка" не может сравниться с тем, как "раскручивает" телевидение "своих" (не "грешащих" патриотизмом) литераторов. Но это происходит потому, что на большинстве телеканалов остались работать те же люди, что в 90-е годы как раз и занимались тем, что рьяно, с поразительной страстью делали все для того, чтобы народ забыл великую историю Отечества. Естественно, они на дух не терпят всех тех, кто противится вколачиванию в умы молодежи идеи, что будущая судьба России - судьба "банановой" республики...
    Между тем, повторюсь, у нас замечательные писатели, работающие в жанре исторической романистики. Например, Александр Сегень, достаточно молодой писатель (ему за сорок), автор потрясающих исторических романов. Назову только два из них: "Державный", посвященный Ивану III , и "Александр Невский". Продолжает работать ставший знаменитым еще в советские времена Владислав Бахревский. Только-только у него вышли новые романы - о патриархе Тихоне, об истории XVII века. Не буду называть всех романистов, но еще раз скажу: есть исторические писатели! Нет к ним внимания государства и общества. Государство их как будто бы не замечает.
    ... Как-то беседовал я с одним искусствоведом, и он точно заметил: жанр исторической картины в живописи (которого сейчас тоже практически нет, лишь Глазунов в своей академии старается его поддерживать) расцвел в России в XIX веке, в период подъема империи. Это был имперский жанр, это был жанр, который поддерживался государством. Картины покупала императорская фамилия. Картины покупали меценаты, которые мыслили себя русскими патриотами, любили Россию. Они не покупали абы что...
- ..."Черный квадрат".
- Например, "Черный квадрат". Так вот, к сожалению, в нашем сегодняшнем государстве оказалось утерянным (и не только за последние пятнадцать лет, но и за последние годы советской власти) чувство великой страны, любви к своей стране и чувство служения стране. Более того, в течение последних 15 лет любовь к своей стране не была частью государственной идеологии. Соответственно такое же отношение было к литературе, истории, искусству и... народу. Для российского государства 90-х годов народ России был чужым народом, о котором было необходимо сочинять всякие мифы на темы его лености и природной тупости. Государство 90-х годов, сообразно той идеологии, которую оно проводило, было бы счастливо народ поменять, поселив здесь каких-нибудь голландцев, которые бы "раз-раз" и аккуратненько расчертили всю эту землю на квадратики, и определили, где будут расти тюльпаны, где картошка...
- ... а где конопля.
- Очень уважаемая в Голландии культура!.. И все в "этой стране" (пользуясь терминологии наших либералов) будет замечательно, еще больше будет она давать прибыли для утроения количества долларовых миллионеров. Все будет как в Америке, до самозабвения любимой нашими "либералами". Все будет по либеральным нравственным правилам. Кстати, недавно узнал, что в той же либеральной Голландии официально зарегистрирована партия... педофилов. Одно из ее программных требований это требование, чтобы сексуальные отношения были бы в либеральной Голландии разрешены с 12 лет. За это и будут бороться! Вполне демократично и либерально: сначала официальное узаконение гомосексуализма, а теперь - педофилии. Имеет право требовать всего свободный человек!
    ... У нас же подобное, слава Богу, пока невозможно.
- Знаете, за это "невозможно" всем нам нужно быть, я думаю, благодарными и нашим педагогам, нашим школам, которые в значительной мере взяли в 90-е годы на себя борьбу за нравственность детей и подростков. Сохранили тот духовно-нравственный фундамент, то духовно-нравственное начало, на котором и строится вся ментальность нашего народа.
Сохранили не благодаря поддержке государства, а вопреки. Государства, которое позволяло ерничать ("оттягиваться"!) над историей Отечества, издеваться над национальным архетипом, паясничать над национальной литературной классикой. Государства, которое не мешало проводить "реформы школы", направленные своим острием на вынос на пределы школьной жизни всего, что могло бы утвердить в сознании школьников представления о своей Родине как о великой стране.
Сегодня государство как бы не мешает патриотическому воспитанию в школе. Более того, государство, участием ряда своих высших персон, как бы разделило и поддержало решения последнего, десятого по счету, Всемирного Русского Народного Собора, направленные на коренные изменения в духовно-нравственном воспитании народа, его молодого поколения...
- Я очень положительно отношусь к тому, как были восприняты решения и идеи этого Собора в общественном сознании, какой они получили общественный резонанс.
- Вы такого не ожидали?
- Честно говоря, не ожидал. Собор ведь существует с 1993 года, его постоянно "задирали", о нем не писали, ничего праведного не говорили. Только в последние годы начались какие-то изменения в этом плане. Хотя на протяжении последних многих лет мы, участники собора (а я являюсь членом Совета Собора), говорили в принципе о том же, о чем говорили и на последнем. И о демографии говорили раньше, и о духовном растлении народа, и о целенаправленном разрушении культурного архетипа... Говорили и о том, что тот путь, который Россия избрала для себя в начале 90-х годов, это путь, который ведет к физической смерти народа и страны.
    Но я бы хотел здесь немного сместить акценты. В данной ситуации я не говорю о том, что-де "вот какой гадкий Запад", строит нам козни, и ему эти козни удаются, и Россия падает. Беда в другом: ведь главный наш враг - не "противный иностранец", который загребущими руками нас под себя подгребает. Главный наш враг - мы сами. Потому что мы - граждане Российской Федерации - сами позволяем себе не жить по тем нравственным законам, которые нам дарованы предыдущими поколениями россиян. Да, есть враждебная стране пропаганда, да есть попытки нас духовно и нравственно надломить. Но если мы на все это "клюем", значит, мы сами внутренне не готовы восстановить свои традиции? Мы можем, но почему-то это не делаем...
Одрынское иго властвовало над Россией почти триста лет. Страшное иго, в период которого страна потеряла миллионы людей. Но ведь выжили, выстояли, вытерпели, создали великую империю...
- Может быть потому, что тогда основополагающими ориентирами были христианские ценности?
- Во время ига мы (наши предки, - но я здесь не разделяю нас - это наша единая история, единое сознание, наше единое бытие) выстояли потому, что вдруг начали ощущать себя православными людьми. Откуда взялось слово крестьяне? Это христиане. Само понятие "крестьянин" как земледелец, возникает на рубеже XIII-XIV веков, в самые страшные годы ордынского владычества. Почему? Потому что, разделенная на огромное количество враждующих между собою княжеств, Русская земля сохраняла единство благодаря русской православной церкви. Внутренне осознание этого единства было в вере: мы - православные люди. И земледельцы (в то время около 95% населения страны) вдруг начинают осознавать себя не просто владимирцами, не просто новгородцами, и даже не просто русскими людьми, а, прежде всего, - православными христианами. "Крестьянами" по-древнерусски. Так и возникло знаменитое русское крестьянство, которое было становым хребтом все Российской империи: оно ее кормило, оно ее и защищало, ибо именно из крестьян набирали солдат.
    Нам не хватает сегодня осознания себя как православных людей. Вера - это естественное состояние человека, когда благодаря тем нравственным законам и нравственным принципам, которые в вере есть, человек не будет совершать неблаговидных поступков. Верующий человек осознает пределы своей воли, что можно делать, а что нельзя, ибо это - грех. А у нас сегодня нет осознания греха! Вот мы смотрим телевизор, тупо радуемся какой-нибудь идиотической передаче, и не понимаем, что мы - грешим. Мы ругаемся нецензурными словами (впрочем, сегодня они стали как бы вполне цензурными!) на улице, и спокойно взираем, когда эти слова употребляют наши ученики в школе... До тех пор, пока в наше сознание не вернется понятие греха и такое кардинальное понятие, как страх Божий, я не уверен, что что-то изменится в нашей жизни.
- Недавно один учитель истории мне говорил: "Что же удивляться нашей жизни, те же процессы происходят и в Европе: теряются христианские ценности, идет отвержение классической литературы, задающей моральную планку поведения человека. Ничего не попишешь". Синхронно глобализируемся?
- Сама потеря внутренней потребности в христианских целях и ценностях - а именно на них и была создана западноевропейская и русская культура - это следствие того пути развития, по которому пошло человечество примерно 500 лет назад. Тот самый капитализм, объявивший человека Богом, и сместивший цели и ценности, дал человечеству возможность более комфортно (и даже дольше) жить. Но оказалось, что общество-то умирает. Потихонечку, шаг за шагом, и в итоге - вырождается (вспомните современную демографию Западной Европы). Наследники того, христианского общества сегодня вымирают. И мы сегодня вступили на этот путь. Это одна сторона дела. Есть и силы, которые это процессу способствуют, и их немало. Есть люди, которые подталкивают человечество к последней черте.
- Неужели не хватает интеллектуальных ресурсов той же Европе, чтобы понять пагубность того пути, по которому она идет?
- Никакие интеллектуальные ресурсы этой проблемы не решат. Человечество развивается под воздействием очень важного, но опасного качества - любопытства. Ради любопытства, а то и просто ради денег, неких корыстных целей человек способен совершать открытия, в том числе и в науке. Негативные последствия многих из этих открытий человек-творец может и понимать, но не придавать этому значения (та же атомная бомба). И вот именно в этот момент человеку нужны не интеллектуальные, а духовные ресурсы. В этот момент нужен духовный фактор в жизни общества, а те самые темные силы, о которых мы говорили, и пытаются его уничтожить. Почему такая атака на церковь, и не только в России, но и везде по миру? Духовность мешает бездумному в жизни человечества.
    Духовный фактор, духовное осмысление собственного бытия и позволит человечеству - в том числе и нам в России - понять и нас сегодняшних, и нас завтрашних.
- Так же как на церковь идет атака и на русскую классическую литературу, на сокращение часов на нее в российской школе.
- Русская классическая литература - это важная часть русского духовного наследства. Даже в советские времена лучшие произведения литературы - взять того же Валентина Распутина, Василия Белова, раннего Виктора Астафьева, Константина Паустовского, - в основе своей построены на христианских идеалах - идеалах любви и добра.
Отсюда - атака и на этот пласт отечественной литературы. Отсюда - вымарывание имен и названий из учебных программ школ и вузов. Вместе в вымарыванием целых периодов отечественной истории из учебных программ последних, их "перелицовывание" - это реализация целенаправленной программы духовного уничтожения народа. Вспомним, историю с проектом базисного учебного плана по истории, принятым в 1993 года. Там не было истории вообще! Предполагалось изъять ее из школьной программы. Поскольку все успехи России на ее историческом пути были построены на иных ценностях, чем те, по которым собиралась жить российская "элита", российская власть 90-х годов. Вот в чем все дело.
- Какие линии русской литературы, на Ваш взгляд, невозможно исключить из школьного курса русской литературы? Те линии, без которых он не будет осознавать себя человеком, рожденным на этой земле, впитавшим вкус ее национальных побед, ощутившим историческую масштабность этой страны?
- Я, например, считаю, что в школьном курсе литературы есть огромное белое пятно, из-за которого совершенно непонятна русская классическая литература. Это - древнерусская литература. Во-первых, это потрясающий язык. Он понятен без перевода.
Тысяча лет отечественной литературе, если отсчитывать от древнерусских летописей, от "Слова о законе и благодати" митрополита Илариона. Из этой тысячи семьсот-то занимала древнерусская литература! Как же без нее? Это первое.
Второе. В школе должна глубоко изучаться русская классика XIX века. Все, что начинается с раннего Карамзина (та же "Бедная Лиза"), и Жуковский, и Крылов должны быть в классе на уроке. Пушкина, как мне думается, следует изучать каждый год. На новой уровне, с появлением в программе все более сложных произведений.
Что касается литературы ХХ века, то мне представляется ненужным особое внимание к поэтам "серебряного века". Период декаданса, что он даст ребенку, подростку? Посеет ростки нигилизма, цинизма, упадничества? А вот то, что нужно серьезно изучать в школе, так это военную прозу, возникшую после Великой Отечественной войны. Эта война - единственное событие советской истории, которое объединяет весь народ, все народы бывшей советской империи. А великий праздник 9 мая, День Победы, объединяет и все социальные слои общества, и представителей всех политических направлений (кроме отморозков разных мастей). Это был общий подвиг народа, всех народов бывшего Советского Союза.
И еще. Наши дети должны знать так называемую "деревенскую прозу", хотя конечно никакая она не деревенская. На самом деле, это - новое явление классической русской прозы, обращающей пристальный взор на жизнь маленького человека, на его боли и радости.
- Остается надеяться, что еще теперешнее поколение учителей-словесников обретет возможность сможет так и строить свою работу со своими воспитанниками.
- Рад был бы этому безмерно, желаю успехов на этом пути всем, кто разделит наше видение литературной жизни в школе, как и наши представления о духовном и нравственном строительстве нашей жизни в целом.

Опубл.: "Практический журнал для учителя и администрации школы", No 5 (май), 2006.


Док. 283899
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 814

  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``