В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глава УФСБ Москвы Виктор Захаров в эксклюзивном интервью `МК`: `Сейчас действовать террористам становится еще сложнее` Назад
Глава УФСБ Москвы Виктор Захаров в эксклюзивном интервью `МК`: `Сейчас действовать террористам становится еще сложнее`
Год назад указом Президента России был создан Национальный антитеррористический комитет и его подразделения на местах. О том, что было сделано за это время и как сегодня работает НАК, рассказал "МК" руководитель одного из таких подразделений - оперативного штаба в Москве, начальник столичного Управления ФСБ Виктор Николаевич ЗАХАРОВ.

- Виктор Николаевич, что нового принесло создание оперативных штабов?
- Собственно говоря, данная структура - оперативный штаб - сама по себе не является чем-то новым. Это обычный управленческий орган, в задачу которого входит планирование, подготовка и проведение контртеррористической операции, то есть комплекса специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению возможного террористического акта и обезвреживанию террористов. Новым во всем этом является сама управляющая вертикаль в лице Национального антитеррористического комитета.
- В связи с этим, как вы считаете, насколько обосновано было создание НАК?
- Я думаю, что ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что сегодня терроризм является одной из серьезных и, самое главное, реальных угроз для мирового сообщества. Не исключение и Россия.
Давайте определимся, для решения каких задач создан Национальный антитеррористический комитет. В его компетенцию входят организация взаимодействия, координация мер различных ведомств, привлекаемых к борьбе с терроризмом. Координация предполагает строгую иерархию, единоначалие, а самое главное - ответственность конкретных должностных лиц за выполнение поставленных задач. Принципиально важным является то, что к компетенции комитета отнесены все направления работы в сфере противодействия терроризму: профилактика терроризма, борьба с террористической деятельностью и ликвидация возможных последствий терактов.
Конечно, нельзя сказать, что раньше не было организаций, которые эффективно боролись с терроризмом. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом" работали антитеррористические комиссии. Однако обострение оперативной обстановки на данном участке в последние годы, появление новых угроз со стороны незаконных вооруженных формирований и международных террористических организации потребовали совершенствования созданной системы, необходимости привлечения более широкого круга задействованных сил. Тогда и было принято решение о создании нового органа под эгидой ФСБ, издан Указ Президента России No116 и принят Федеральный закон "О противодействии терроризму".
- И все-таки, как на практике осуществляется деятельность НАК?
- Координацию деятельности по профилактике терроризма возглавляют вновь созданные антитеррористические комиссии, руководителями которых стали главы субъектов Российской Федерации. За противодействие терроризму отвечают оперативные штабы субъектов Федерации. В московском регионе это оперативный штаб в г. Москве и оперативный штаб в Московской области.
За прошедший год созданная структура доказала свою эффективность. В целом по всей России за прошлый год была пресечена деятельность 150 организаций террористической и экстремистской направленности, 35 незаконных вооруженных формирований, 501 организованной группы, занимавшейся незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств. На сегодняшний день в России запрещена деятельность 17 международных террористических организаций.
- Каковы главные задачи оперативных штабов?
- Сбор информации, обобщение и анализ. Подготовка расчетов и предложений по проведению контртеррористических операций. Разработка необходимых документов, организация взаимодействия привлекаемых сил и средств ФСБ, МВД, МЧС, Министерства обороны и гражданских организаций. Введение и поддержание правовых режимов в зоне контртеррористических операций.
- Виктор Николаевич, вам приходится в одном лице соединять должности руководителя оперативного штаба как в Москве, так и в Московской области. Насколько это целесообразно?
- Учитывая территориальные особенности московского региона, это объединение представляется целесообразным по ряду причин. Во-первых, наши регионы по многим вопросам представляют единый механизм и нет необходимости разъединять их при решении столь важной проблемы. Кстати, в настоящее время заседания обоих штабов проходят совместно в силу идентичности стоящих перед ними задач. Во-вторых, такая система позволяет более мобильно осуществлять маневрирование имеющимися силами и средствами.
- Что, на ваш взгляд, является главной проблемой в плане террористической угрозы в Москве?
- Общеизвестно, что основной задачей террористов наряду с причинением людям физических страданий является нанесение морального ущерба, внесение элементов паники и недоверия общества к власти. И наибольший резонанс с данной точки зрения теракт получает в столице, где одним из главных объектов для террористов остается метро. А потому обеспечение безопасности метрополитена является приоритетной задачей сил правопорядка.
Надо сказать, что террористы замечают, как изменился уровень нашей подготовки, поэтому они и опасаются проведения своих акций непосредственно в метро. Достаточно вспомнить взрыв у станции "Рижская". Тогда террористка просто не решилась войти в здание станции именно из-за бдительности милиционеров. А сейчас действовать террористам становится еще сложнее.
- 17 января была объявлена террористическая угроза в Москве и сообщалось о возможности осуществления терактов как раз в метрополитене. До сих пор в прессе обсуждается вопрос о том, насколько реальна была угроза.
- Информация от зарубежных коллег действительно была получена, но подтверждения не получила. А практика широкого оповещения населения о возможности проведения теракта была использована впервые.
Проводившиеся до этого профилактические меры преследовали цель нейтрализовать негативную реакцию населения, не создавать паники и излишней нервозности в транспорте, являющемся и без того местом повышенной опасности. Однако события, произошедшие в том числе в лондонском метро, показали всем необходимость задействования не только специальных служб, но и всего населения мегаполиса. Поэтому помимо сотрудников МВД, ФСБ, МЧС, сотрудников метро к обеспечению безопасности подключились и сами пассажиры, совместными усилиями которых, по нашему мнению, и был создан надежный заслон от террористов. К работе было привлечено большое количество людей. Проводились комиссионные проверки станций, вестибюлей Московского метрополитена, прилегающих подземных переходов и коммуникаций. Осуществлялся осмотр всех электропоездов перед выходом на линию, вагоны проверялись на конечной станции. По громкой связи передавался специальный текст для пассажиров.
В целом же горожане восприняли объявление террористической опасности и действия властей с пониманием, проявляли повышенную бдительность. За три последовавших за 17 января дня на телефон "02" ГУВД Москвы поступило 209 сообщений о подозрительных лицах и обнаруженных бесхозных предметах. Много было звонков и на телефон доверия ФСБ.
Террористы в такой ситуации испытывают на себе психологический прессинг, нервничают и совершают действия, благодаря которым их можно выявить и нейтрализовать. Данный фактор может заставить их отказаться от своих преступных замыслов.
- За всю Москву отвечает один оперативный штаб? Он способен охватить мегаполис?
- Необходимо отметить, что для оперативного штаба как управленческого органа не имеют значения размеры самого объекта управления. Основная работа по минимизации последствий чрезвычайных ситуаций выполняется на местах. И от того, насколько быстро и профессионально будет получена первичная информация и выполнены первоочередные мероприятия, зависит жизнь конкретных людей. В настоящее время нами проведена соответствующая подготовительная работа: определены должностные лица, ответственные за проведение таких мероприятий, конкретизирован их перечень, осуществлен расчет необходимых сил и средств, которые будут задействованы в мероприятиях по проведению контртеррористических операций, подготовлены типовые планы по проведению операций.
На ближайшее время наша задача - создание кризисно-ситуационного центра, где будет работать оперативный штаб. В случае террористической угрозы ему будет совершенно не обязательно выезжать на место основного события. В таком центре будет сосредоточена связь со всеми задействованными подразделениями, включая правительство Москвы, Министерство обороны и так далее.
- Были ли за этот год случаи, когда оперативный штаб был вынужден принимать не только профилактические меры?
- К счастью, в боевом режиме оперативный штаб не собирался. В настоящее время в ходе проходящих плановых заседаний решаются в основном организационные вопросы. Запланированы командно-штабные учения в целях отработки практических навыков действий в условиях чрезвычайных ситуаций.
- После террористической угрозы 17 января вы вносили какие-то изменения в уже подготовленные разработки?
- Как я уже говорил, в период объявления НАК террористической угрозы нами был приведен в действие механизм отработки всего комплекса мероприятий в регионе. Результаты обсуждены и проанализированы, и на основе этого анализа разработаны и внесены требуемые коррективы в существующие планы.
Помимо этого было принято решение о необходимости более широкого информирования населения через СМИ, использования в этих целях других видов оповещения, например, объявления в общественном транспорте. Мониторинг ситуации показал, что много претензий со стороны общественности вызвало отсутствие достаточной информированности москвичей о том, как грамотно действовать в случае опасности. Ведь информирован - значит вооружен.

Московский Комсомолец
от 14.03.2007
    Олег ФОЧКИН

Док. 283639
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 529

  • Захаров Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``