В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
По мнению омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева, проблема с правами человека в республике приняла социальный характер Назад
По мнению омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева, проблема с правами человека в республике приняла социальный характер
Правозащитник - это не профессия
Должность уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике появилась чуть немногим более года назад. В феврале 2006 года указом президента Алу Алханова на эту должность был назначен Нурди Нухажиев. А в марте 2007 года чеченский омбудсмен оказался вовлеченным в скандальную ситуацию, когда на итоговую правозащитную конференцию в республике не приехали представители почти всех крупнейших профильных организаций. О собственной реакции на довольно резкую критику в адрес положения с правами человека в Чечне Нурди Нухаджиев рассказал в интервью Стране.Ru.

- Нурди Садиевич, в начале беседы не могу не спросить вас о ситуации в самом начале марта, которая сложилась в преддверии правозащитной конференции в Грозном и которую многие называли скандальной. Речь идет об отказе ряда общественных организаций принять участие в конференции. Что вы можете об этом сказать?

- Вы знаете, когда мы получили информацию о том, что представители "Московской Хельсинской группы", "Гражданского содействия", организаций "За права человека", "Мемориал", "Международная амнистия" и ряда других не примут участие в нашей конференции, нас, по большому счету, это и не удивило. Эти организации сами того, может, и не подозревая, действуют так, будто правозащитная сфера - их монополия. Они не принимают во внимание факт реального роста НПО в регионах России, пытаются удержать ту самую "монополию на истину в последней инстанции". А это, на мой взгляд, дело безнадежное и бесперспективное.

Вообще, названные выше организации в последнее время трансформировались в своего рода предприятия, где правозащитная деятельность стала просто профессией. Для них важны "большие" дела и "большие" проблемы. Кстати, скорее всего, именно этим можно истолковать их невнятное объяснение причин отказа участвовать в конференции. Мы же занимаемся сегодняшними, сиюминутными вопросами и проблемами граждан. Для нас защита прав человека - не просто профессиональное занятие, а вопрос жизни, и правозащитник, по моему мнению, это не профессия, а призвание. Своим решением представители вышеназванных организаций потеряли в глазах правозащитников Чечни тот ореол людей, которые при любых обстоятельствах поступают по совести. Для них оказался выше свой корпоративный интерес, а возможно, и мнение спонсоров. В общем, с ними или без них, мы в любом случае будем решать свои проблемы.

- В канун открытия конференции звучали мнения о том, что это мероприятие станет еще одним поводом "возвысить" Рамзана Кадырова, поднять его рейтинг, привлечь к его персоне общественное внимание?

- Да, действительно, представители некоторых организаций, объясняя свое отсутствие на конференции, заявили о том, что они не желают "пиарить" Рамзана Кадырова или появляться вместе с ним на телеэкране. Я ответственно заявляю: Кадыров в этом и не нуждается! Рамзан Кадыров - личность неординарная и самодостаточная. Это действительно лидер, нравится это кому или нет. Конечно, ему нужны соратники, конечно, он нуждается в помощи товарищей. Но лидеров отличает и другая черта - они идут по своему пути до конца, если даже они остаются одни.

Не могу не сказать о том, что именно Кадыров поддержал идею проведения конференции и предложил нам помощь в ее организации. Более того, он заявил, что закрытых вопросов для обсуждения не будет и выразил желание открыто пообщаться с правозащитниками. Видимо, это и оказалось неожиданностью для некоторых организаций, которые впоследствии выступили с такими половинчатыми заявлениями. На мой взгляд, если власть заявляет о желании взаимодействовать с правозащитниками, то это должно только приветствоваться. И в первую очередь - именно правозащитниками, если они таковыми являются. В нашей же ситуации получилось наоборот.

- Какие проблемы в области прав человека в Чечне, на ваш взгляд, наиболее актуальны сегодня?

- В наследство республике достались многие тяжелейшие проблемы. Самой сложной и самой болезненной является проблема установления места нахождения похищенных, без вести пропавших и насильственно удерживаемых граждан. На сегодняшний день, по нашим данным, таковыми по республике числятся более 2700 человек. За последние годы эта проблема много раз становилась предметом обсуждения как на федеральном, так и на республиканском уровнях. В июле 2005 года я поднимал этот вопрос на специальной Международной конференции в Кисловодске. С предложением о решении этой проблемы я также обращался в Госдуму, в Совет Федерации, в Генпрокуратуру и МВД РФ, к уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, к председателю Совета по развитию гражданских институтов и правам человека при президенте России Элле Памфиловой. Однако решение проблемы пока не продвинулось ни на шаг. Я считаю, что разрешению этого сложнейшего вопроса способствовало бы создание государственной межведомственной комиссии на уровне президента Российской Федерации.

Тем не менее, нельзя не констатировать, что в числе проблемных вопросов сейчас все чаще выдвигаются на первый план проблемы социального характера. С возвращением к мирной жизни население сталкивается с проблемами, которые в тот тяжелый, страшный период физического выживания не имели для них такого значения. Для нас это очень важная тенденция, так как еще два года назад основной поток жалоб касался нарушения права на жизнь

- А разве органы власти сами не в состоянии решать эти социальные проблемы?

- По нашему убеждению, основной трудностью в решении этих вопросов является недоступность для многих категорий населения юридических механизмов защиты своих прав. Это следствие несовершенства нашей судебной системы. Например, многие районные суды до сих не укомплектованы необходимым количеством судей. Такая неукомплектованность не позволяет на должном уровне проводить прием граждан. В результате уголовные и гражданские дела рассматриваются с нарушением процессуальных сроков. И здесь мне совершенно непонятно, почему Высшая квалификационная коллегия Верховного суда РФ не решает эту проблему неукомплектованности судебного корпуса Чечни? В этой связи я поддерживаю необходимость завершения в кратчайшие сроки процесса формирования квалификационной коллегии Верховного суда ЧР. Эта проблема уже не терпит отлагательств.

- А есть какие-либо конкретные результаты работы вашего аппарата в решении социальных вопросов граждан?

- Безусловно. К примеру, в минувшем году в аппарат уполномоченного по правам человека в Чечне обратились 209 граждан с заявлениями о нарушения прав на жилище. В результате проведенной работы восстановлены жилищные права 43 граждан. В том числе через судебные органы власти положительно решены 27 дел, через административные органы - 16. Сегодня специалисты аппарата уполномоченного по правам человека участвуют в рассмотрении 23 жилищных дел в судебных органах и органах власти. Остальные 133 гражданина получили от нас исчерпывающую консультативную помощь и подробные рекомендации, как восстановить свои жилищные права.

Вообще же в 2006 году нами было принято 1216 граждан, рассмотрено 420 письменных обращений. Более трети обращений решены в пользу заявителей. Еще по трети обращений людям разъяснены правовые средства защиты их прав. Часть обращений сейчас находятся в производстве, в том числе в органах государственной власти, в администрациях городов и районов республики. Анализ жалоб показывает, что характерными нарушениями стали нарушения личных и социально-экономических прав граждан, в том числе права мигрантов и внутриперемещенных лиц, жилищные, имущественные, трудовые права, права женщин и детей. Структура поступивших обращений позволяет нам сделать вывод о том, что в сознании жителей республики мир уже победил. А значит, созидательный процесс, который идет в Чечне, имеет необратимый характер.

- Существуют ли проблемы в республике, которые пока невозможно решить ни вашими силами, ни ресурсами госвласти?

- Да, такие проблемы, к сожалению, есть. И, прежде всего, они касаются восстановления социально-экономической инфраструктуры. Мы считаем, что это задача в большей степени все-таки федерального руководства. И нам совершенно непонятно, почему не выполняются программы, принимаемые на высшем уровне? Причем персональной ответственности за это никто не несет. Итогом такой деятельности стало то, что не восстанавливаются базовые отрасли экономики Чечни, в том числе и строительная индустрия, для восстановления которой в республике есть все необходимые условия. Вспомните, в единой стране ее разрушенную часть всегда восстанавливали усилиями всего государства. Без восстановления социально-экономической сферы, без создания рабочих мест, дающих конкретному гражданину и его семье возможность достойно жить, говорить о должном обеспечении прав и свобод граждан в перспективе, пожалуй, нельзя. Да, результаты деятельности республиканского руководства в деле восстановления региона впечатляющи. Но одних усилий местной власти здесь явно недостаточно.

Нурди Нухажиев, ранее возглавлявший Управление президента Чечни по обеспечению конституционных прав граждан, был назначен на должность омбудсмена в феврале 2006 года. Нухажиев - доктор экономических наук, имеет опыт работы в правозащитных организациях. он также работал в аппарате уполномоченного президента России по обеспечению прав граждан в Чеченской Республике Каламанова и Султыгова.

Нухаджиев неоднократно принимал участие в заседаниях ПАСЕ и других европейских структур при обсуждении проблем обеспечения гражданских прав в Чеченской Республике.

По просьбе комиссара Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблеса, с октября 2004 года до вступления в силу в феврале 2006 года республиканского закона об аппарате уполномоченного по правам человека в республике, в Чечне временно исполняющим обязанности уполномоченного по правам человека являлся Лема Хасуев.

13.03.07.
Хамзат Читигов

Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 283633
Опублик.: 14.03.07
Число обращений: 402

  • Нухажиев Нурди Садиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``