В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бюрократов задушат законом. Назад
Бюрократов задушат законом.
Председатель комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией Михаил Гришанков рассказал, каким же образом законодатели намерены изводить продажных чиновников:

- Со всей определенностью можно сказать, что Россия не является родиной коррупции. Проявления коррупции характерны практически для любой страны, будь то авторитарные режимы или государства с развитыми демократическими институтами. Хотя причины коррупции могут быть различными, как и условия, и формы, в которых осуществляются коррупционные действия, сферы, где приходится с ней сталкиваться, универсальны: это область политики, государственный сектор экономики и частный сектор экономики. В общем, она возникает везде, где существует монополия чиновника на нужную услугу при отсутствии контроля за его деятельностью. Масштабы коррупции в современной России огромны, ежегодно, по разным оценкам, на коррупционные сделки расходуется от 30 до 60 млрд. долларов. Хорошо известны и сферы, где "процветает коррупция": распределение средств федерального бюджета, образование, здравоохранение, правоохранительная деятельность, ЖКХ, операции с землей. В соответствии с исследованием проведенным недавно Госстроем, согласования по отдельному строительному объекту могут занимать от полутора до 3 лет, число инстанций колеблется от 25 до 40, стоимость справок превышает официальные тарифы в 20 раз. В результате стоимость жилья у нас получается в 2 раза выше фактической.
Можно привести еще одну небезынтересную, на мой взгляд, статистику. Согласно проведенному агентством "РБК" опросу, из 4 тысяч участвовавших в нем граждан 27 процентов дают взятки чиновникам постоянно, 32 процента выступали в этой роли неоднократно, 5 процентов - один раз и лишь 36 процентов в коррупционные отношения не вступали. Признавая огромное зло, которое несет моздоимство бюрократов разных уровней, хотел бы также обратить внимание вот на что.
В общественном сознании образ коррупционера традиционно ассоциируется с чиновником, использующим свои возможности в частных интересах. В то же время участником коррупционных действий, как известно, является и вторая сторона: те, кто дают бюрократам взятки. Иными словами: есть спрос и есть предложение.

- Можно ли подсчитать, сколько денег съедает коррупция в стране?
- По некоторым данным, только на взятки малый и средний российский бизнес тратит более шести миллиардов долларов в год. На коррупционные сделки в этом сегменте экономики расходуется около 10 процентов получаемого дохода. Если к взяткам добавить платежи так называемым "крышам", а также коррупцию внутри негосударственного сектора, то суммарные потери малого и среднего бизнеса от коррупции могут измеряться суммой от десяти до двадцати миллиардов долларов в год.
Увы: значительная часть работающих на рынке компаний не склонны воспринимать внутреннюю коррупцию и взятки как серьезную проблему, влияющую на эффективность из работы. Многие вообще признают это одной из составляющих деловой культуры в России. Что это? Искреннее заблуждение? Или сознательный прагматичный подход?

- Коммерсанты говорят, что если стараться выполнять все законы, то можно разориться. Может, действительно коррупция спасает экономику?
- На мой взгляд, во многих случаях бизнес не заинтересован в существовании реальной конкуренции и прозрачности. Пользуясь спортивной терминологией, многие представители бизнеса и крупного, и мелкого, и среднего привыкли прибегать к использованию допинга, к которому в нашем случае относятся установление особых отношений с чиновниками. К сожалению, для многих такой допинг является единственным способом получить преимущество над конкурентами.
Можно ли изменить ситуацию? Я считаю можно, хотя это потребует времени и принятия непростых, нередко непопулярных решений. В первую очередь это формирование заслона на пути проникновения в принимаемые законы положений, создающих почву для коррупции.
Поэтому наша комиссия будет изучать законопроекты при подготовке их к рассмотрению Государственной Думой в первом чтении. Эксперты постараются выявить положения, способствующие возникновению и распространению коррупции. Свои замечания и предложения комиссия будет направлять в профильные комитеты Государственной Думы.

- А с действующими законами как быть?
- Комиссия займется исследованием действующего федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции. Мы подготовим предложения по совершенствованию существующих законов в области правового обеспечения противодействия коррупции, в частности в сферах административной реформы, а также формирования кодекса поведения государственных служащих.
С учетом того, что коррупция присуща не только федеральному уровню, но и получила широкое распространение в регионах, комиссия вправе анализировать решения, принимаемые федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, изучать практическое применение федерального законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов.

- Парадоксальный вопрос: не боитесь, что коррупцию вдруг удастся победить? Не рухнет ли экономика, если окажется, что законы слишком сложны и запутаны, чтобы предприятия могли по ним жить?
- Правила игры на рынке должны быть просты и прозрачны. У чиновника не должно быть возможностей для произвола. Для этого у него должен быть четкий алгоритм принятия решений. Все расписано по пунктам. Шаг влево шаг вправо не допустим. А коммерсант должен жить по закону. Вот над созданием такой правовой базы, когда легче работать честно и трудно брать взятки, мы будем работать.
У меня нет иллюзии, что мы сможем быстро победить коррупцию, но сделать все для того, чтобы ее уровень стал существенно ниже, мы обязаны. Для этого необходима компетентная и системная работа в тесном взаимодействии с исполнительной властью, бизнес-сообществом и общественностью.

Источник: "Российская газета" 21. 04. 04



Док. 283389
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 471

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``