В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ ИДТИ ПОД КОНТРОЛЕМ ДЕПУТАТА. Назад
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ БУДУТ ИДТИ ПОД КОНТРОЛЕМ ДЕПУТАТА.
2005 год выдался богатым на политические события - достаточно вспомнить, что мы пережили аж две масштабных выборных кампании - в марте и декабре. Настоящая кадровая революция свершилась в "Единой России", которая все активнее заявляет о себе как настоящая, а не декоративная партия власти. Серьезные изменения принес минувший год и в социальной политике государства - в начале года разгорелись страсти вокруг замены льгот денежной компенсацией, а осенью была озвучена идея реализации национальных проектов.
Эти и другие не менее важные темы стали предметом нашего обстоятельного разговора с депутатом Госдумы от Кыштымского округа Михаилом Гришанковым, который по традиции подвел итоги уходящего года и рассказал о задачах года наступившего.

Национальные проекты будут реализованы

- Михаил Игнатьевич, давайте начнем разговор с национальных проектов. Так хочется верить, что они действительно станут "локомотивом" социальных реформ и уровень жизни многих людей повысится. Как вы считаете, это реально, или будет по знаменитому выражению Черномырдина "хотели как лучше, а получилось как всегда"?
- Инициативу президента я оцениваю исключительно положительно. Действительно настала пора радикального решения многих вопросов, которые накопились в здравоохранении, образовании, на селе, в жилищно-коммунальном хозяйстве и обеспечении жильем.
Придание национальным проектам такого высокого статуса означает, что они несомненно будут реализованы. В этом я, откровенно говоря, уверен, потому что они находятся под личным контролем Путина. Сегодня произведены кадровые перестановки, и бывший руководитель администрации президента Медведев персонально отвечает за успешную реализацию этих проектов, поэтому, я думаю, они должны привести к реальному повышению уровня жизни.
Ясно, что не все идеи по улучшению ситуации, к примеру, в образовании нашли свою реализацию в этих национальных проектах. Но при этом мы видим, что проекты в их изначальном виде не являются догмой, постепенно они наполняются новым содержанием. Допустим, благодаря позиции фракции "Единая Россия" врачи скорой помощи тоже оказались в программе повышения заработной платы. Вот такие доработки по ходу выполнения национальных проектов будут идти.

- Какова ваша роль в этом процессе, как депутата Государственной Думы?
- При обсуждении бюджета, конечно, задача депутата - контролировать выделение средств, затем - контролировать их освоение на местах. Несомненно, очень важно получение обратной связи от граждан. И это одна из серьезнейших задач, решением которой будет заниматься вся команда моих помощников. Может случиться такое, что люди, которые попадают под реализацию проекта, например, не получили прибавки к зарплате. Значит, их боль нужно оперативно донести до руководства страны.

- Могут ли депутаты влиять на распределение средств по регионам в рамках национальных проектах, как это было при ранее существовавшей системе ФАИПов, когда каждый старался привлечь дополнительные деньги в свою территорию?
- Знаете, наверное, в рамках реализации национальных проектов я бы не торопился лоббировать интересы конкретной территории. Если проводить некую параллель с ФАИПами, то по большому счету каждый из четырех национальных проектов четко понятен - куда, сколько и каких ресурсов необходимо, поэтому перетягивать одеяло было бы не совсем целесообразно.
Другое дело, что можно и нужно своевременно доводить до руководства национальными проектами качественную информацию о своем регионе. Например, о том, что наша область обладает высоким потенциалом в лечении кардио-сосудистых заболеваний, и создание кардио-сосудистого центра необходимо делать именно на базе Челябинской области. Конечно, я лично, как житель области, как депутат, представляющий ее в Думе, заинтересован в том, чтобы такой региональный центр был построен в Челябинске.

- Когда южноуральцы увидят первые результаты работы по проектам?
- На самом деле первые результаты уже есть. Администрация области активно работает по нацпроектам, и переоснащение машинного парка скорой помощи, обеспечение сельских больниц машинами скорой помощи уже идет. Началось и повышение зарплаты. Но очень важно, чтобы также росло и качество оказываемых услуг. Надеюсь, что положительную динамику в этом вопросе мы увидим в ближайшее время.

В действиях правительства нет логики

- Работе президента страны вы даете положительную оценку. А что скажете по итогам прошлого года о правительстве Фрадкова?
- Взаимодействие Госдумы и Правительства это на самом деле очень сложный процесс. На сегодняшний день по законотворческой работе есть огромное количество вопросов к правительству. Да, правительство вносит много законодательных актов, среди которых бывают и достаточно качественно подготовленные. Но при этом идет очень серьезная задержка в подготовке заключений и отзывов на законопроекты, которые готовятся и депутатами Госдумы, и членами Совета Федерации, и регионами.
Честно скажу, иногда и логика в действиях правительства просто отсутствует. Приведу свежий пример. Законодательное собрание Челябинской области с участием моих помощников разработало проект закона "О социальных гарантиях гражданам РФ, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча". Стоимость реализации этого закона всего 80 миллионов рублей в год. Однако на него было получено отрицательное заключение правительства, так как эти расходы ранее не были предусмотрены в бюджете. При этом, когда ряд депутатов (в том числе и наш земляк Валерий Панов) вносят законопроект об обязательном страховании опасных объектов, который поддерживает крупнейшие страховые компании, правительство хотя и дает замечания на семи листах, но поддерживает закон, на который потребуется 9 миллиардов (!) рублей бюджетных расходов. Не отвергая саму идею страхования опасных объектов, хочу сказать, что этот проект откровенно лоббистский. Комиссия по противодействию коррупции, которую я возглавляю, уже дала свое заключение, что в нем содержатся нормы, которые могут способствовать коррупции.
Вот и получается, что на законопроект, который направлен на социальную защиту людей, 80 миллионов найти правительство не может, но 9 миллиардов, работающих в интересах страховых кампаний, считает возможным искать. Такие нестыковки, конечно, вызывают огромное количество вопросов.

- Если говорить о работе правительства, то первая половина 2005 года прошла под знаком монетизационной реформы, которая была воспринята обществом очень неоднозначно...
- Порой поспешность правительства, как в принятии решений, так и в их продвижении, приводит к тому, что все другие органы государственной власти вынуждены вмешиваться и исправлять ситуацию. В случае с монетизацией потребовались совместные усилия депутатов Госдумы, администрации президента, лично главы государства, чтобы исправить ошибки, которые допустило правительство, не продумав реформу.

- Летом прошлого года возникали опасения, что серьезные проблемы могут возникнуть и со вступлением в действие реформы местного самоуправления. Но в итоге был принята именно ваша поправка к закону, регионам не готовым к реформе отсрочить ее начало вплоть до 2009 года...
- Любая реформа должна проводиться продуманно, чтобы ее результаты обязательно были положительными. В рамках реформы местного самоуправления нам нужно было обеспечить максимально плавное "вхождение" страны в 131-й закон о местном самоуправлении. Именно для решения этой задачи я и добился принятия Госдумой поправки в закон о МСУ, предоставляющий субъектам Российской Федерации право приступить к реализации указанного Федерального закона, исходя из складывающейся в регионе ситуации и с учетом возможности его реализации.

- Тем не менее, Челябинская область возможностью отсрочки не воспользовалась. У нас новый закон о местном самоуправлении вступил в силу с 1 января этого года.
- Как автор поправки к 131-ому закону о местном самоуправлении, я, конечно, внимательно изучил ситуацию во всех регионах. Могу сказать, что в сравнении с большинством других субъектов Федерации ситуация в Челябинской области отличается в лучшую сторону. Администрация области и Законодательное собрание сделали многое, чтобы реформа МСУ у нас стартовала в полном объеме уже сейчас.

- Вот и бюджет трех закрытых городов Кыштымского округа уже начал формироваться через бюджет области.
- Да, но при этом Минфин, после наших неоднократных обращений по целому комплексу проблем, вытекающих из новой системы финансирования, занял достаточно выдержанную позицию. Сегодня в правительстве РФ есть понимание, что нельзя автоматически переносить все нормы бюджетного финансирования "обычных" территорий на закрытые города. Поэтому в федеральном бюджете-2006 заложены значительные суммы для целевой поддержки ЗАТО.

"Единая Россия" должна идти в народ

- Если оценивать деятельность Государственной Думы в 2005 году, то, наверное, правильно говорить о том, насколько эффективно наладила работу фракция "Единая Россия". Ведь ваша партия имеет в Госдуме квалифицированное большинство и полностью контролирует работу парламента.
- Я считаю, что нашей фракции удалось организовать эффективную работу. Сегодня позиция "Единой России" не просто слышна в правительстве, в обществе. Нам удается корректировать действия других органов власти, когда они допускают серьезные ошибки. Приоритеты "Единой России" - это решение тех же самых проблем, на которые направлены национальные проекты. Поэтому "Единая Россия" занимает, на мой взгляд, очень достойное место на политическом поле.

- Как оцениваете итоги работы местной "Единой России", которая в прошлом году участвовала в двух выборных кампаниях?
- На мартовских муниципальных выборах был допущен ряд очень серьезных ошибок, и это было обусловлено реальной слабостью партии на тот момент. К концу декабря нам удалось консолидировать здоровые силы и достигнуть очень серьезной победы на выборах в Законодательное собрание области. Теперь главное не расслабляться. Невысокая явка показала, что люди не в полной мере доверяют самому выборному процессу и тем силам, которые в нем участвуют. Надо делать выводы. Да, "Единая Россия" победила, но это только первый шаг.

- 2006 год получается для партии переходным - местные выборы уже позади, федеральные будут только в декабре 2007 года. В связи с этим, какие ключевые задачи должны стоять перед "Единой Россией" в нынешнем году?
- Главная задача для партии в области - это активная работа с людьми, продвижение идей "Единой России" в массы. Необходимо привлекать в ряды партии людей с активной жизненной позицией, чтобы своей энергией они наполнили деятельность партии конкретным содержанием.

- Уже в статусе члена президиума регионального политсовета "Единой России" вы провели множество встреч с жителями Кыштымского округа. Насколько реально выстроить комфортный диалог с людьми, увлечь их идеями партии?
- Вполне реально, и нужно обязательно этим заниматься. Надо приходить к людям и рассказывать, что мы хотим сделать. Мои встречи с жителями округа подтверждают эффективность такой работы.
Не буду скрывать, когда я вступил в партию, в отдельных трудовых коллективах мне говорили: "знаете, мы выбирали вас беспартийного". Но ведь моя позиция ничуть не изменилась. Просто я, с одной стороны, усиливаю деятельность партии своими депутатскими программами, а с другой стороны, получаю дополнительную поддержку моих проектов со стороны партии. При таком подходе жители округа остаются только в выигрыше.
"Единая Россия" - это партия, которая стремится к максимально быстрому позитивному развитию страны, и я готов помогать ей в этом.

Начата работа над комплексной программой

- Депутатские каникулы уже закончились, очередная весенняя сессия началась. Какие законопроекты будут приоритетными в ближайшие месяцы?
- Во-первых, нам надо принять четыре пакета законопроектов, направленных на поддержку каждого из национальных проектов.
Во-вторых, сейчас находится в разработке еще целый ряд законов, направленных на решение социальных проблем. Например, готовится к внесению в Думу пакет законопроектов по повышению в течение трех лет не менее чем в 1,5 раза заработной платы учителей, врачей, работников культуры, науки, военнослужащих и приравненных к ним категорий. При этом областным властям будет предоставлено право повышать зарплату бюджетникам опережающими темпами.
В-третьих, планируется принятие важнейших законов, формирующих экономическую политику государства. Речь идет о Лесном и Водном кодексах, законах о недрах, о рекламе, о федеральных энергетических системах.
Наконец, в четвертых, непосредственно под моим кураторством готовятся к принятию законы, связанные с решением вопросов безопасности и борьбы с коррупцией.

- Вы говорите о ратификации Конвенции ООН против коррупции?
- В первую очередь, конечно, предстоит ратификация Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В связи с принятием конвенций мы внесем изменения и в наше антикоррупционное законодательство. На сегодняшний день комиссия по противодействию коррупции очень серьезно проработала все вопросы. Есть четкое понимание, какие законопроекты надо принимать. Сейчас мы обсуждаем тактику и стратегию прохождения этих законопроектов в Думе.
Также в феврале, надеюсь, будет принят в окончательной редакции закон о противодействии терроризму, одним из авторов которого я являюсь. В первом чтении этот закон Госдума одобрила еще 17 декабря 2004 года, но затем он был отложен в долгий ящик. И вот сейчас, спустя более чем через год, удалось убедить все заинтересованные стороны в необходимости принятия такого закона.

- Помимо законотворческой работы, вы занимаетесь реализацией многих серьезных проектов. В конце прошлого года прошла информация о ваших переговорах с руководством Газпромбанка по возобновлению строительства атомной станции. Какова ситуация на данный момент?
- Газпромбанк - это очень солидная финансовая структура. В его активах есть предприятия, работающие и на атомную энергетику - машиностроительные заводы, Атомстройэкспорт. Поэтому я обратился к руководству Газпромбанка с предложением об инвестировании банком средств в строительстве ЮУАЭС. Газпромбанк положительно отреагировал на мое обращение. Создается рабочая группа, которая будет обсуждать и прорабатывать данный вопрос. Я буду продолжать эту работу вместе с руководством области.

- В последнее время вы очень активно занимаетесь вопросами противодействия СПИДу. Какие задачи стоят сегодня в этом направлении?
- В этом году будет проходить на самом высоком уровне комплекс мероприятий, посвященных борьбе с ВИЧ/СПИДом.
Так, в марте состоится заседание Госсовета по проблемам ВИЧ/СПИДа. Я вхожу в рабочую группу по подготовке этого Госсовета. При моем участии уже подготовлен основной доклад, сейчас готовим предложения о необходимых решениях на федеральном уровне.
Также тема СПИДа будет обсуждаться на встрече лидеров стран большой "восьмерки". На нас это обстоятельство накладывает дополнительную ответственность, поскольку Россия в этом году председательствует в "восьмерке". Кстати, уже одобрена инициатива и получено согласие Министерства иностранных дел на организацию встречи парламентариев стран "восьмерки" для обсуждения темы СПИДа.
В мае будет проходить первая московская международная конференция стран СНГ и Азии по ВИЧ/СПИДу. Я вхожу в состав оргкомитета этой конференции.

- Фестиваль "Москва-Кыштым транзит" в этом году будет проводиться в пятый раз. Чего вы ожидаете от юбилейного конкурса?
- Не сомневаюсь, что еще больше ребят приедет, что еще выше будет качественный состав участников. Огромный интерес наш фестиваль вызывает у профессионалов, специалистов. Я знаю, что многие ведущие педагоги выразили готовность работать в этом году в составе жюри. Это, дополнительно поднимет статус и уровень нашего конкурса. Уверен, что он как всегда пройдет успешно.

- Весной планируется подведение итогов вашего нового проекта "Твой закон - на благо страны", уже объявлено о старте очередной акции в рамках проекта "Книги - Кыштымскому округу", будут проведены новые этапы "Школы мудрости". Количество и масштаб проектов растет?
- Проблем в округе немало, поэтому всегда есть поле для все новых депутатских проектов. Жизнь не стоит на месте, и я стараюсь организовать работу исходя из современных реалий. В настоящее время я вместе с помощниками и экспертами приступил к разработке комплексной депутатской программы, в рамках которой будут реализовываться все существующие, а также новые проекты. Предварительное название этой программы "Кыштымский округ - 21-й век". Главная цель остается прежней - добиваться реальных позитивных перемен в жизни людей и общества.

Александр МЕЛЬНИКОВ

Источник: "Кыштымский Округ" Янарь 2006 г.


Док. 283382
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 500

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``