В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
On-line конференция депутата Госдумы Михаила Гришанкова. Назад
On-line конференция депутата Госдумы Михаила Гришанкова.
6 марта 2006 г., на сайте проекта "Медиакратия" состоялась Интернет-конференция первого заместителя председателя Комитета Госдумы по безопасности, председателя Комиссии Госдумы по противодействию коррупции, сопредседателя Комиссии Госдумы по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ, члена фракции партии "Единая Россия" Михаила Гришанкова.

Тема: "Ратификация Госдумой Конвенции ООН о противодействии коррупции".

Михаил Гришанков: "Ратификация Конвенции - это лишь первый, хотя и весьма важный шаг на нелегком пути корректировки российского законодательства в соответствии с требованиями и рекомендациями международного документа". Принципиально важными нормами Конвенции, подлежащими включению в законодательство, М. Гришанков считает положения, касающиеся порядка международного сотрудничества в целях конфискации и возврата доходов от коррупционных преступлений, предметов подкупа государственных (публичных) должностных лиц, определения признаков или перечня так называемых предикатных (основных) преступлений, доходы от которых могут являться предметом легализации (отмывания), установления уголовной ответственности для иностранных граждан, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации.

Михаил Гришанков: Добрый день!


Александра Белуза, газета "Ставропольская правда": Добрый день! По Вашей оценке, каковы в России размеры хищений бюджетных средств? И - в этой связи - помогает ли в борьбе с государственной коррупцией антикоррупционная экспертиза законодательства? Проводится ли она в регионах? По данным фонда "Индем", самой коррумпированной среди силовиков является милиция. Бизнесмены знают, что, скажем, возбуждение уголовного дела в отношении конкурента стоит столько-то тысяч долларов. Как, на Ваш взгляд, можно навести порядок на этой "кухне"?

Михаил Гришанков: Я оцениваю хищение бюджетных средств как широко распространенное явление. Например, наиболее активно хищение бюджетных средств идет в сфере государственных закупок.
В Государственной думе четвертого созыва после создания комиссии по противодействию коррупции введено понятие "антикоррупционная экспертиза". Ее методика разработана специалистами нескольких структур: Центра стратегических разработок, специалистами фонда "Индем", МЭРТ и специалистами Счетной палаты России. Наша комиссия, по поручению Госдумы проводила и проводит антикоррупционную экспертизу.
Могу привести несколько примеров, наиболее яркий, который увидели все жители страны это принятие поправок в закон "О рекламе", ограничивающих рекламу пива, при чем после проведения антикоррупционной экспертизы из него исключились требования, которые неоднозначно трактовали требования, также ужесточились требования к рекламе пива.
Мы проводили экспертизу законопроекта о внесении поправок в закон о лекарственных средствах, проводили экспертизу документов по обязательному страхованию особо опасных объектов, законопроектов об игорном бизнесе.
Позиция комиссии Госдумы по противодействию коррупции учитывается депутатами в принятии законопроектов, основная особенность ее работы - это открытость, публичность. Мы стараемся помочь, подсказать авторам законопроектов какие нормы могут создать предпосылки для коррупционных действий недобросовестных чиновников.
В части оценки уровня коррупции в правоохранительных органах, то это уровень достаточно высокий, и коррупция там представляет особую опасность для общества. Утверждение, которое сделано журналистом, задавшим вопрос имеет под собой очень серьезные основания. Я бы рассматривал коррупцию как системное зло в обществе. И, говоря о мерах по противодействию коррупции, хочется напомнить, что мы должны противодействовать коррупции в правоохранительных органах, судах, в области государственных закупок, во всех сферах нашей жизни. Говоря о работе правоохранительных органов, нельзя их всех строить под одну гребенку, немало офицеров правоохранительной системы работают искренне, они честно защищают граждан и государство, когда расследуют дела, связанные с коррупцией.
Мне известны случаи, когда оказывалось очень сильное давление, чтобы затормозить расследование уголовных дел. В нескольких интервью я приводил пример, что такой "сотрудник" органов детально предусматривает возможный сценарий: от того - кто его поддержит, до того - с чьей стороны может быть оказано давление. Телефонное право пока существует в России...


Руслан КОРКМАЗОВ, Северный Кавказ, газета "Карачай": Ратификация Конвенции ООН - дело, конечно, хорошее. Но что сейчас мешает бороться с коррупцией? Ведь есть и Уголовный Кодекс РФ. Например, все прекрасно знают о том, как процветает коррупция на Северном Кавказе. Коррупция помогает терроризму. Об этом тоже говорят. Но действенных мер нет. Как вы считаете насколько Конвенция ООН поможет в борьбе с коррупцией в РФ.

Михаил Гришанков: Руслан совершенно прав в том, что сегодня можно и нужно бороться с коррупцией, и для этого есть достаточно сильный инструмент - это Уголовный Кодекс РФ. Качество борьбы с коррупцией зависит от политической воли и профессионализма руководства правоохранительных структур в данном регионе.
В дополнение к УК, Конвенция ООН против коррупции дает широкий набор инструментов по противодействию коррупции. После ратификации Конвенции ООН мы должны оперативно комплиментировать нормы Конвенции в наше законодательство, и только тогда нормы Конвенции станут одним из действенных инструментов по противодействию коррупции.

Например, говоря говоря о введении норм Конвенции в наше законодательство, отмечу наиболее важные ее положения. Мы должны криминализировать преступления иностранных должностных лиц, связанных с коррупцией; мы должны вернуть в УК нормы конфискации имущества за преступления, связанные с коррупцией. В соответствии с нормами Конвенции, мы должны внести изменения в УК в части взаимодействия с иностранными правоохранительными органами в сфере возвращения активов, вывезенных из страны, вследствие коррупции.

Существующая на сегодняшний день норма в Уголовном Кодексе, связанная с конфискацией вещественных доказательств не дает в полной мере возможности конфискации имущества, полученного в качестве антикоррупционной деятельности. Простой пример. Конкретный чиновник похитил бюджетные деньги, оперативно перебросил их на счета оффшорных компаний за рубеж. Но быстро достать эти деньги из-за рубежа и получить все подтверждения - очень непростая работа. В некоторых случаях отследить это очень сложно, на это требуется время, если чиновника уже осудят за конкретное преступление и к моменту представления уголовного дела в суд деньги еще не будут найдены, то получив справедливое наказание от суда, и отсидев положенный срок, выйдя на свободу, он спокойно сможет воспользоваться средствами, которые он контролирует. Норма конфискации, как дополнительная мера наказания позволяет проводить розыск этих средств в течение всего срока отбытия наказания.


Вера Конюхова, газета "Владивосток": Здравствуйте! Ратификация Конвенции, появление законопроекта о противодействии коррупции - это похвальная тенденция или просто попытка "отвести глаза"? Не секрет, что большинству чиновников такой уровень борьбы с коррупцией, ну никак не нужен... Может ли так получиться, что теперь наказанию подвергнутся главным образом так называемые бытовые коррупционеры - в среде преподавателей, милиционеров и т.д., то есть те, кого проще всего привлечь к ответственности? А министры с миллионными взятками, для поимки которых требуются серьезные оперативные мероприятия, так и останутся безнаказанными?

Михаил Гришанков: Вопрос очень серьезный, он связан с эффективной работой правоохранительных органов. Сегодня расследуются уголовные дела, связанные с коррупционерами разных уровней: взяточники из правоохранительных органов и образовательной сферы, руководители крупных федеральных и региональных структур, первые замы губернаторов, мэры некоторых городов. И Конвенция ООН, которую мы ратифицировали и последние изменения законодательства должны стать очень серьезным этапом противодействия коррупции в России. С одной стороны, чиновники и недобросовестные бюрократы задумаются над тем, что в России началось системное противодействие коррупции, и лишний раз побоятся подходить к бюджетному портфелю. С другой стороны, это даст механизм противодействия коррупции правоохранительных органов и другим структурам.

Хотел бы отметить, что часто борьбу с коррупцией представляют упрощенно: расследование конкретного дела в отношении конкретного чиновника и, как следствие, конкретное уголовное дело. Противодействие коррупции включает в себя большой комплекс мер предупредительного характера, это и создание прозрачной системы работы государственных чиновников, это выработка системных мер в различных сферах нашей жизни. Это четкий регламент работы любой федеральной структуры, который должен быть известен гражданам, за что отвечает чиновник, его права и обязанности.

Несколько слов о законе по противодействию коррупции. Он принят Госдумой третьего созыва в 1-ом чтении, его принятие было очень серьезным политическим заявлением депутатов. После этого была подписана Конвенция ООН, проводилась детальная работа по анализу законопректа и сегодня рабочая группа выявила ряд серьезных внутренних противоречий законопроекта. Для того, чтобы законодательство приводить в соответствие международным стандартам разработан ряд предложений, которые учитывают и нормы Конвенции и нормы законопроекта по борьбе с коррупцией. Поэтому после комплиментации законодательства к нормам Конвенции ООН судьба законопроекта будет определена в Госдуме. Он перекроет все нормы, которые у нас сейчас существуют.


Валентина Эрендженова, Калмыкия: Недавно президент России Владимир Путин подписал указ о создании Национального антитеррористического комитета. На ваш взгляд, необходимо ли для более эффективной реализации конвенции сформировать такой же комитет по борьбе с коррупцией?

Михаил Гришанков: Указ президента по созданию Национального антитеррористического комитета продиктован условиями нашей жизни и необходимостью создания четкой вертикали противодействия терроризму. В соответствии с нормами Конвенции, которую мы уже ратифицировали, а также в соответствии с Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, мы готовимся к ратификации последней Конвенции, и сегодня мы должны определить орган, который будет осуществлять координацию всех структур в области противодействия коррупции. Возможно, президентом будет определена какая-либо структура, которая будет отвечать за противодействие коррупции. Я полагаю, что это решение возможно в течение ближайшего года в рамках работы, которая будет проводиться в нормах законодательства по нормам Конвенции. Необходима четкая координация всех правоохранительных структур в области противодействия коррупции.
Практика расследования различных дел показала, что когда расследование ведется лучшими специалистами нескольких структур, оказание давления сводится к нулю. Поэтому я уверен, что какая-либо структура будет определена, как головная в борьбе с коррупцией.


Леонид Смирнов, "Росбалт", Москва: Как известно, одним из основных камней преткновения при обсуждении Конвенции ООН в наших властных структурах стал вопрос о конфискации имущества. Прокомментируйте, пожалуйста.

Михаил Гришанков: Я уже сказал, что необходимость наличия конфискации является обязательным требованием Конвенции ООН по противодействию коррупции. В настоящее время вокруг конфискации имущества идут бурные дискуссии в СМИ и среди правоведов, но все эти дискусси завершены ратификацией Конвенции. Хочу сразу отметить, что я и мои коллеги рассматриваем необходимость возвращения конфискации в Уголовный Кодекс по ряду преступлений: акты террора, наркоторговля, преступления, связанные с коррупцией. Но ни о какой общей конфискации всего имущества преступника речи мы не ведем, и пытаться пугать наших сограждан возвращением в советские времена, когда конфисковывалось все имущество, просто некорректно. Я думаю, что до конца года нам удастся привести все изменения нашего законодетельства к нормам Конвенции.


Поярков Дмитрий, Тула: Здравствуйте, Михаил Игнатьевич. Мой вопрос касается экономической безопасности Тульской области. Жертвами рейдеров или "профессиональных" конкурсных управляющих стали некогда крупнейшие предприятия своей отрасли Туласпирт, Тулабумпром, Ясногорский машиностроительный завод и др. На мой взгляд, проблема в том числе заключается и в несовершенстве законодательства. Ни одного дела о преднамеренном банкротстве или захвате предприятий до сих пор в области до конца не доведено. Как можно противостоять этой экономической атаке и что готов предпринять ваша комиссия для усовершенствования законодательства?

Михаил Гришанков: Вопрос очень серьезный, он стоит на повестке дня перед многими федеральными структурами, в том числе и правоохранительными органами. На коллегии Генпрокуратуры РФ, которая состоялась 3 февраля сего года президент страны одной из задач для прокуратуры озвучил задачу противодействия незаконному банкротству.

С учетом того, что рейдеры в своей преступной деятельности используют несовершенство законодательства, а также привлекают лучшие юридические кадры для своей работы, лучших юристов, то противостоять им, конечно, очень непросто.

Но хотел бы отметить, что положительный опыт есть и в различных регионах страны и, в частности, при полномочном представителе президента РФ в ЦФО. Здесь создан Координационный совет по вопросам обеспечения законности в сферах экономической деятельности, ранее он назывался Советом по борьбе с предотвращением фиктивных банкротств. Я принимаю участие в работе данного Координационного совета, и хочу отметить, что механизм, который выработан в результате его работы можно трансформировать и в другие регионы страны.

На совете рассматриваются конкретные примеры захвата предприятий, привлекаются специалисты всех правоохранительных структур, надзирающих и контрольных органов и, когда ситуация выходит из компетенции одной структуры и попадает в сферу компетенции объединенной группы, она становится известна всем. А если это ситуация с конкретным захватом предприятия, то, во-первых, сами рейдеры начинают опасаться, так сказать затихают, с другой стороны, вырабатывается консолидированная позиция и федеральных и региональных структур, ищутся выходы из непростых юридических ситуаций.

Могу привести пример по московскому заводу счетно-аналитических машин имени Калмыкова. Это оборонное предприятие, выполняющее государственный оборонный заказ, соответственно, получившее госфинансирование, стало предметом атаки, в ходе которой, главная цель была смена руководства, получение под контроль финансовых потоков, которые идут через предпиятие, размывание акций, уменьшение государственной доли в этом предприятии. Публичное обсуждение на координационном совете приостановило эту атаку и сейчас и руководство предприятия, и сотрудники полпредства стараются взаимодействовать, чтобы сохранить это предприятие и обеспечить защиту интересов государтсва.

Говоря о законодательстве, в котором имеются пробелы, всегда нужно говорить о каком-либо конкретном законе, и я, как депутат Госдумы, готов услышать любые предложения по этой теме.


Александра Иорик,"Медиакратия", Москва: Здравствуйте! Месяц назад в своем выступлении перед партийным активом партии "Единая Россия" Владислав Сурков заявил, что необходимо продолжать бороться с коррупцией. "В прошлом году было расследовано 7000 дел по коррупции. И не верьте, когда говорят, что наше общество как-то в большей степени коррумпировано, чем большинство обществ мира. Нам пытаются вдолбить это в голову, чтобы дискредитировать власть и внушить нам, что мы люди, малоспособные к цивилизованной жизни. Это не так. Но зло это есть - оно пронизывает все системы нашего социального организма", - заявил Сурков. Скажите, насколько эти тезисы совпадают с вашим личным мнением и реальной действительностью? И еще, прокомментируйте главную мысль выступления замглавы администрации президента РФ "суверенитет - это политический синоним конкурентоспособности".

Михаил Гришанков: В чем-то я согласен с позицией Владислава Суркова. Считаю, что уровень коррупции в стране очень высокий и граждане сталкиваются с коррупцией в различных сферах нашей жизни. Это подтверждают данные практически всех соцопросов и поэтому, признавая уровень коррупции, мы должны вырабатывать меры противодействия этому явлению. Коррупция действительно не побеждена ни в одной стране. Но уровень ее конечно отличается. Поэтому я считаю, что нельзя преуменьшать угрозу коррупции для общества и для государства. Говоря о суверенитете, могу сказать, что только суверенитет дает возможность поступательного развития современного государства.


Антон Мелихов, Читинская область, "Забайкальский рабочий": Прокомментируйте пожалуйста изречение: "Коррупция начинается с непомерно выскоких зарплат наших депутатов". Спасибо.

Михаил Гришанков: Вопрос о зарплатах, один из серьезнейших проблем в области противодействия коррупции и зарплаты, конечно, не только депутатов. Несомненно, что достойное денежное содержание государственных чиновников должно быть одним из стимулов и мотивов, чтобы они не брали взятки. Но при всем при том, высокая зарплата не является гарантией того, что человек не будет посягать на бюджетный карман, вместе с повышением зарплаты как чиновникам, так и сотрудникам правоохранительных органов, необходимо повышать ответственность.
Но и для справки могу сообщить, что денежное содержание депутата Госдумы составляет 17 тысяч 982 рубля и в соответствии с указом президента о совершенствовании оплаты труда чиновников на эту сумму идет еще дополнительная надбавка. В итоге зарплата депутата без налогов составляет 88 тысяч рублей. Она исчисляется, исходя из положения о том, что депутат Госдумы в денежном содержании приравнивается к министру. Конечно, я считаю, что это высокая и достойная зарплата. И такая зарплата дает возможность не задумываться о том, чтобы искать где-либо дополнительный доход. К сожалению, такой вопрос о дополнительных доходах объективно встает перед сотрудниками правоохранительных органов, прежде всего, милиции. И, конечно, зарплату им надо повышать.


Екатерина Сухова, Иркутск: 11 ноября 2005 года на сайте Бухгалтерия.ру было опубликовано интервью, где вы рассказывали о методиках и примерах проверки на коррупциогенность законопроектов отраслевых ведомств. И об инициативе Минэкономразвития о проведении антикоррупционной экспертизы законопроектов министерства. Чем закончился этот сюжет, и могла бы такая комиссия иметь полномочия для аудита всех законопроектов которые предоставляются на рассмотрение в Госдуму и Совет Федерации? Хотя бы на рекомендательном уровне?

Михаил Гришанков: Спасибо за вопрос. В какой-то части я на него уже ответил. Хочу добавить, что антикоррупционную экспертизу в настоящий момент проводит один из департаментов МЭРТа, я встречался с руководителем данного департамента Андреем Шаровым и мы договорились о взаимодействии в этой работе. Но скажу откровенно, мне сейчас сложно взять на себя ответственность за проведение антикоррупционной экспертизы всех законопроектов, которые проходят через Госдуму, это очень большая работа. С учетом этого, что многие законопроекты носят технический характер, может быть, и нет смысла проводить экспертизу. Но в законопроекты, которые имеют большой общественный резонанс, влияют на различные сферы нашей жизни - бюджетное, налоговое законодательство и т.д., я считаю, что они достойны того, чтобы проходить обязательную экспертизу. И комиссия проводит экспертизу все чаще и чаще. Мы предлагаем методику антикоррупционной экспертизы и региональным законодателям. Хочу отметить, что интерес к этой методике проявили законодатели Архангельской области. Надеюсь, что она будет интересна и многим другим регионам.


Елена Воробьева, "Иваново-Пресс": Осталась ли в России хоть одна некоррумпированная структура? Многие говорят, что это ФСБ. Можно ли с уверенностью так говорить? Спасибо.

Михаил Гришанков: К сожалению, за последние годы были отмечены различные скандалы, связанные с участием сотрудников различных правовых структур и спецслужб, поэтому сегодня на 100%, я думаю невозможно заявлять о чистоте какой-либо правоохранительной структуры или спецслужбы. Но несомненно, делая в том числе анализ и расследования уголовных дел и судебной практики, можно сказать, что ФСБ является наименее коррумпированной структурой.


Михаил Нестеренко, Удмурская Республика, журнал "Деловая Репутация": Законопроект о противодействии коррупции не один год готовится в недрах Госдумы. С чем связано столь долгое прохождение закона? И когда, на ваш взгляд, возможно прохождение всех законотворческих процедур и появление в России полноценного закона о борьбе с коррупцией. Судя по исследованиям международных организаций, граждане России весьма пессимистично смотрят на проблему коррупции. Одной из самых коррумпированных областей, по оценкам россиян, является политическая система (в частности, партии и парламент). Как вы прокомментируете выводы международных экспертов?

Михаил Гришанков: В части закона о противодействии коррупции, я уже комментарии дал. В отношении пессимизма граждан, то этот пессимизм основан действительно на реальной информации, которую имеют граждане. Может быть на неготовности самих граждан защищать свои права и свободы. К сожалению, уровень правовой культуры у нас оставляет желать лучшего.

В части оценки коррупции в политической системе, то не сомневаюсь, что она есть, так же, как и во всех демократических государствах мира. И одно из важнейших требований Конвенции ООН против коррупции - это прозрачное финансирование политических партий. За последние несколько лет в России немало было сделано в этом направлении. Прозрачное финансирование выборов любого уровня это задача, которая стоит как перед ЦИК РФ, так и перед руководством политических партий.


Юлия Скорнякова: Несколько дней назад в США продлено действие нескольких законодательных актов о противодействии мировому терроризму, большинство из них временных ограничений уже не имеет, и принято на постоянной основе. Многие скептики утверждают, что с их принятием значительно пострадали права человека: спектр действия спецслужб теперь практически не имеет ограничений. Каково ваше мнение по этому поводу? Возможно ли принятие подобных нормативных актов в России?

Михаил Гришанков: После терактов 11 сентября в США действительно произошло очень серьезное изменение законодательства. В том числе, и в части ограничений прав человека. Могу сказать, что сегодня в США гораздо проще процедура прослушивания телефонных переговоров, проведения многих других оперативно-розыскных мероприятий. На сегодняшний день в России закон об оперативно-розыскной деятельности четко определяет весь комплекс возможностей, которыми пользуются правоохранительные органы и спецслужбы, особых изменений, на мой взгляд, не требует, но сегодня у нас существует определенная группа граждан, которые являются так называемыми спецсубъектами права. В отношении спецсубъектов, проведение оперативно-розыскных мероприятий осложнено и усложнено, поэтому, конечно, необходима оценка эффективности и возможности качественной работы правоохранительных органов и спецслужб, например, в отношении депутатов различного уровня, адвокатов, представителей судейского сообщества.


Екатерина Толасова, Кабардино-Балкария, "СМ": Какими, на ваш взгляд, методами средства массовой информации могут содействовать борьбе с коррупцией?

Михаил Гришанков: Конечно, я повторю банальную истину, свободные, независимые и объективные СМИ являются одним из важнейших элементов противодействия коррупции.


Александра Иорик,"Медиакратия", Москва: Скажите, насколько эффективной оказалась работа по ликвидации оффшорных зон, в частности, на Южном Урале, не станут ли подобными "оффшорными зонами" ОЭЗ (особые экономические зоны)? Спасибо!

Михаил Гришанков: Расследование дел по так называемым различным оффшорным зонам в России, на мой взгляд, выявило много пробелов в законодательстве. Результаты этих расследований учитывались при разработке законодательства об особых экономических зонах, но я уверен, что многие нарушения, которые были в 90-х годах в большей степени связаны с бесконтрольностью со стороны государственных органов, может быть, в том числе заинтересованностью конкретных чиновников. На сегодняшний день ситуация радикально изменилась, я не думаю, что у кого-то есть большое желание так нагло и цинично, как в 90-е годы исползовать схемы налогообложения, которые были "в ходу" в конце 90-х годов. Все-таки бизнес неизбежно становится более цивилизованным и многие руководители хотят работать открыто и "в белую", по четко установленным правилам, которые опять же не должны меняться в период реализиции каких-либо проектов. Непредсказуемость изменения правил в экономике иногда заставляет бизнесменов искать различные лазейки, таких ситуаций, конечно, должно быть как можно меньше.


Юлия Зоткина, Мичуринск, радио Мичуринска: В США лоббирование узаконенно. В РФ цивилизованного лоббирования пока нет. А ведь лоббирование, к тому же неподконтрольное, является точкой отсчета для коррупции. Когда же в РФ будет закон о лоббистской деятельности.

Михаил Гришанков: Вопрос о принятии закона о лоббистской деятельности очень актуален. Отличие цивилизованного лоббизма от коррупции заключается в том, что при законодательно определенном лоббизме все процедуры проходят открыто и публично, и не оставляют возможности для закулисных сделок. Эту проблему мы должны решать в Госдуме как можно быстрее.


Александр Иванов, ТРК "37 канал" г. Новочеркасск: В одном из своих интервью "Российской газете" вы сказали, что возлагали большие надежды на снижение коррупции в стране в результате административной реформы, но она их не оправдала. Что не сработало? Взятка - это как минимум, два человека. Не только тот, кто берет, но и тот, кто дает. Разрабатываются ли какие-либо PR-акции, акции социальной рекламы, назовите как желаете, пропагандирующие законные отношения чиновниокв и граждан? Что-то типа "не давай взятку!"?

Михаил Гришанков: Несомненно, что противодействие коррупции должно сопровождаться серьезной информационной работой, как информирование граждан о том, что делают правоохранительные органы и госорганы в области противодействия коррупции, так и формирования стойкого неприятия коррупции в обществе. К сожалению, многие воспринимают коррупцию как неотъемлимую часть функционирования государственного механизма, это на мой взгляд недопустимо. И, говоря о пиар-акциях и об информированности граждан, в качестве примера хочу привести конкурс, который объявил журнал "Человек и закон" на лучшую публикацию, посвященную проблематике коррупции. Я думаю, многие участники нашего сегодняшнего общения могут принять в нем участие.


Гришунина Наталья, газета "Известия Мордовии": Ратификация уже подписанной Россией Конвенции затянулась надолго. В чем причина? Не в том ли, что в самых высших эшелонах власти достаточно людей, абсолютно незаинтересованных в ужесточении борьбы с коррупцией?

Михаил Гришанков: Между подписанием Конвенции ООН в декабре 2003 г. и ратификацией объективно прошло не так много времени. Из стран "восьмерки" Конвенцию ратифицировали Франция, Англия и Россия, то есть этот срок объективен. Но отмечу, что неоправданно затянулась работа по подготовке к ратификации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной Россией в 1999 г. Я думаю, конечно, необходимо понять и разобраться, кто тормозит работу по данной конвенции. Комиссия Госдумы по противодействию коррупции со своей стороны подготовила все предложения по изменению законодательства в соответствии с ООНовской Конвенцией и Конвенцией Совета Европы. Я думаю, что в ближайшее время, несмотря на некоторую бездеятельность со стороны правительства, мы сумеем привести наше законодательство в соответствие с мировыми стандартами в течение 2006 года.


Аладина Наталия, Ставропольский край, "Ставропольские губернские ведомости": Ратификация Конвенции ООН на федеральном уровне даст большой импульс в российские регионы, где на сегодняшний день практически не проводится целенаправленная работа по предупреждению и нераспространению коррупции ни силовиками, ни законодателями. А если проводится, то она носит временный характер. Как лично вы оцениваете деятельность Комиссии Госдумы по противодействию коррупции в региональном разрезе? Есть ли ее представительства в субъектах РФ?

Михаил Гришанков: Мы стараемся тесно взаимодействвать с регионами, но, к сожалению, вынужден констатировать, что мы никого не можем заставить вести антикоррупционную работу. Там, где есть заинтересованность конкретных политиков работа несомненно ведется более активно, в качестве примера могу привести антикоррупционную комиссию в парламенте Бурятии, по материалам которой проводятся очень серьезные проверки правоохранительными органами. Я не думаю, что есть смысл открывать некие наши комиссии в регионах, я считаю, что лучше вовлекать в эту работу региональных политических лидеров, с тем, чтобы консолидировать усилия и на уровне регионов и на уровне федерации.


Анна Калинина, Калуга, ТРК "НИКА": 131-й федеральный закон о местном самоуправлении увеличил число лиц, наделенных властью в разы. Беда нашей страны, как известно, это не только дураки и дороги, но и так называемые мелкие удельные князьки. Связывался ли этот закон при разработке с еще большим ростом коррупции?

Михаил Гришанков: Принятие 131-го закона о местном сомоуправлении действительно увеличило и количество депутатов различного уровня, и количество чиновников исполнительного звена. К сожалению, прямой перенос норм и правил, которые существуют в местном самоуправлении европейских стран и США на российскую почву не дал тех плодов, о которых задумывались авторы закона. Прежде всего, потому что, дав определенные полномочия на уровень муниципалитета, денег на реализацию данных полномочий муниципалитетам не выделили, поэтому есть проблема с реализацией этого закона, и именно поэтому в 2005 г. я вносил поправку (и ее поддержали) по поэтапному введению 131-го закона, в зависимости от готовности конкретного региона.

Антикоррупционную экспертизу данного законопректа мы не могли проводить в тот момент, потому что это было еще в прошлом созыве.


Максим Перцев, Москва, Интернет-издание: Наверняка Вы знакомы со статистикой: кто чаще берет взятки мужчины или женщины?

Михаил Гришанков: В ходе ратификации Конвенции ООН против коррупции было выступление Владимира Жириновского, где он заявил о том, что мужчин к коррупции двигают женщины. На мой взгляд это полный бред. Статистики по соотношению мужчин и женщин в коррупционных действиях, конечно, никто не проводит.
И я хотел бы заступиться за наших российских женщин. Я всегда говорил и буду повторять, что женщины работают лучше мужчин, правда мое утверждение не всегда нравится моим помощникам - мужчинам. В моем штабе, основная часть которого в Челябинске, большинство моих помощников - женщины.
И сегодня, я хочу воспользоваться возможностью и поздравить всех женщин с удивительным праздником весны. Желаю, чтобы всегда было тепло и уютно в вашем доме, чтобы вас всегда окружали любящие мужчины, которые дарят вам цветы не только 8 марта и, конечно, пусть исполнятся все самые невероятные желания!

Мои отдельные поздравления женщинам-журналистам. У вас очень непростая работа и в приоритете моих взаимоотношений со СМИ женщины стоят особо, всегда готов с вами работать.


Михаил Гришанков: К сожалению, нам не удалось в силу временных ограничений ответить на все поступившие вопросы. Но хочу адресовать вас к сайту комиссии, который будет запущен в ближайшее время, его открытие мы обязательно анонсируем. На многие вопросы я постараюсь ответить на той площадке. До свидания!

Источник: "Медиакратия" 6 марта 2006 г.



Док. 283379
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 491

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``