В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
МИХАИЛ ГРИШАНКОВ: ЧЕМ КРЕПЧЕ МОИ ПОЗИЦИИ В МОСКВЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ДЛЯ ОКРУГА Назад
МИХАИЛ ГРИШАНКОВ: ЧЕМ КРЕПЧЕ МОИ ПОЗИЦИИ В МОСКВЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ДЛЯ ОКРУГА
6 сентября Государственная Дума РФ начала работу в осеннюю сессию. Накануне очередного законотворческого цикла мы в беседе с депутатом от Кыштымского округа Михаилом Гришанковым традиционно подводим итоги сессии весенней. Впрочем, на сей раз правильнее говорить об итогах первых восьми месяцев 2006 года, поскольку отпускного периода в деятельности нашего депутата, судя по всему, просто не было...

Путин сказал "делайте"

- Михаил Игнатьевич, в середине августа, в самый разгар депутатских "каникул", Вы представляли Россию на международной конференции по проблемам СПИДа. Настолько важным было мероприятие?
- Это была один из крупнейших мировых форумов по ВИЧ/СПИДу, который проводится раз в два года и собирает представителей более чем из 170 стран. На сей раз конференция проходила в Торонто и собрала около 30 тысяч делегатов. Уровень организации и статус участников - высочайший. В своем выступлении я рассказывал о той работе, которая проведена в России за последние полтора года в области ВИЧ/СПИДа. Весь мой рассказ касался политических решений, принятых у нас на высшем государственном уровне.

- Не секрет, что среди политиков федерального уровня Вы являетесь на сегодняшний день одним из наиболее активных участников в работе по двум направлениям: борьба с распространением ВИЧ-инфекции и противодействие коррупции. Какие, на Ваш взгляд, ключевые события произошли, какие знаковые решения были приняты касаемо каждой из этих проблем?
- Если говорить о борьбе со СПИДом, то за отправную точку можно взять сентябрь прошлого года, когда было озвучена идея о реализации в стране национальных проектов. Чуть позднее Президентом было дано поручение о выделении в рамках нацпроекта "Здоровье" более 100 миллионов долларов на 2006 год на решение проблем ВИЧ/СПИДа.
Очень большую роль сыграло заседание Госсовета под руководством Президента, где приняли решение о создании комиссии при Правительстве РФ по проблематике ВИЧ/СПИДа. Я, к слову, входил в рабочую группу по подготовке самого Госсовета и текста основного доклада.
Еще отмечу две организованные нами конференции. Это Московская международная конференция по ВИЧ/СПИДу стран Восточной Европы и Евразии - она имела очень большой резонанс. А также конференция парламентариев стран большой восьмерки плюс Индии, Китая и Бразилии. Поскольку это был первый опыт проведения в России столь серьезных мероприятий по ВИЧ-инфекции, работу нам пришлось провести немалую.

- Теперь переходим к теме борьбы с коррупцией...
- В 2006 году удалось ратифицировать две конвенции - Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Ратификацию данных конвенций считаю важнейшим итогом работы возглавляемой мною комиссии Госдумы по противодействию коррупции. Присоединение России к этим международным документам автоматически возлагает на нашу страну серьезные обязательства, поэтому, понятно, что требовалась поддержка на самом высоком уровне, и я ее получил. Когда 20 апреля Президент вручал мне Орден Почета, у нас состоялся индивидуальный разговор, в котором я обозначил Путину, что Дума готова к ратификации конвенции ООН, все необходимые документы подготовлены. Реакция Президента была достаточно простой, но именно той, какая и была нужна: "Делайте".
То же самое произошло и с Конвенцией Совета Европы. У меня было две встречи с руководством администрации Президента, затем 1 июля я встретился с Путиным в составе думской фракции "Единой России", а уже 2 июля он внес Конвенцию Совета Европы на ратификацию.
Теперь предстоит реализовать требования подписанных конвенций в нашем законодательстве. В связи с этим уже в августе я встречался с заместителем Генерального секретаря ООН Антонио Костой, и получил его полную поддержку. Он зафиксировал готовность авторитетных международных кругов поддерживать нашу антикоррупционную работу. Я считаю, что мы сделали серьезное движение вперед в нужном направлении. Хотя это первые шаги, предстоит еще очень многое сделать.
Но я хочу сказать, что после того как Владимир Владимирович Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию озвучил тему коррупции как одну из самых серьезных проблем в стране, оживились очень многие чиновники, руководители правоохранительных органов. Сегодня тема коррупции является, с одной стороны, в кавычках популярной, с другой стороны, - есть конкретные дела, конкретные факты привлечения к уголовной ответственности коррумпированных чиновников.

- То, что борьба с коррупцией с недавних пор стала популярной в том числе и в кавычках, порой превращается в некую показуху - это вам в реальной работе не мешает?
- Я не обращаю на это внимания, воспринимаю как неизбежность нашего политического процесса. Как только появляется четкая политическая позиция наверху, многие руководители торопятся отчитаться о результатах.
Но реальная то работа тоже ведется, и я знаю об этой работе. И о том, что делает ФСБ, МВД, Генпрокуратура. Есть очень много заделов по конкретным делам, которые будут реализовываться. Но поймите правильно: посадка конкретного чиновника - это уже борьба со следствием. Очень важно сделать большое количество профилактических шагов, которые не позволят возникать коррупционным сделкам.
В этом контексте для меня было большой честью участвовать в 10-ом Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, где я выступал с докладом на "круглом столе", посвященном коррупции. Отмечу не только высокий уровень непосредственных участников дискуссии, но и тех кто просто слушал докладчиков. Сам по себе факт, что эта тема была поставлена на форуме как одна из самых серьезных - говорит о многом. В стране начались реальные сдвиги, пусть даже не все это пока видят.

Помогать людям, а не думать о выборах

- Жители Кыштымского округа, конечно, заметили серьезное повышение вашего статуса и политического веса на федеральном уровне. Можно порадоваться, что у нас такой депутат. Но с другой стороны возникает вопрос, а нашему-то округу есть от этого польза?
- Несомненно, это идет впрок. Не устаю повторять: главная задача и моя и моей команды помощников - это отработка для жителей Кыштымского округа всех проблемных ситуаций, которые возникают. Насколько успешно это делаем, оценку должны давать, конечно, избиратели, но сами мы периодически подводим итоги, и я с уверенностью могу сказать: все, что в наших силах, делаем. И чем мощнее становиться мой ресурс на федеральном уровне, чем крепче мои позиции в Москве, тем больше появляется возможностей добиваться положительного решения проблем жителей наших территорий. Таких примеров из моей повседневной работы можно привести очень много.
Так только в этом году можно говорить о выдаче ордеров на новые квартиры в Каслях, о проведении газопровода к домам пенсионеров в Кусинском районе, о запуске школ в Кыштыме и поселке Ук Ашинского района, которые начинали строиться при поддержке моей команды. Это результат успешной работы с федеральным центром по выделению дополнительных средств.
Можно говорить о проблематике Теченского каскада водоемов. Я просто искренне рад, что многие вопросы, которые долго не решались, сейчас решаются. Росатом уже принял политическое решение о переселении села Муслюмово, заявлено о выделении серьезных финансовых ресурсов и Росатомом и областью на решение многих вопросов реабилитации граждан, пострадавших от аварии на "Маяке". Мне приходилось писать на эту тему очень большое количество документов. Сегодня следует отметить, что тема эта активизировалась после прихода на пост руководителя Росатома Сергея Владиленовича Кириенко, с которым у нас выстроился конструктивный диалог.
Можно говорить о том, что наши юные таланты Кыштымского округа уже выступают на различных международных фестивалях, и это результат поддержки, которую получил наш проект "Москва-Кыштым транзит" ("Роза ветров") на уровне Министерства культуры РФ.

- Насколько известно, серьезную роль сыграла Ваша принципиальная позиция в конфликтной ситуации вокруг расположенного в Миньяре Биянковского щебзавода.
- Это одно из основных предприятий Миньяра, которое все последние годы успешно и качественно работало, росло количество людей, задействованных в производстве. Поэтому когда возник вопрос о возможной смене собственника, смене арендатора той площадки, где вырабатывался щебень, трудовой коллектив предприятия обратился ко мне с просьбой о поддержке. Усугубляло ситуацию то, что в процесс смены собственника были не совсем корректно вовлечены правоохранительные органы Самарской области и депутат Госдумы от Пензенской области.
Считаю, нам удалось добиться, чтобы была дана четкая правовая оценка ситуации и достигнуто взвешенное решение в интересах и государства, и граждан, и территории. Мне трудно подводить окончательные итоги, еще до конца ряд вопросов не решен, но само по себе движение идет позитивное. Я уверен, что Биянковский щебкарьер как работал, так и будет работать, и будет наращивать объемы выпуска продукции.

- Этим летом Вы приняли участие в разрешении еще одной конфликтной ситуации на территории нашего округа, но уже не экономической, а политической...
- Понимаю, речь идет о Верхнем Уфалее. После смены городской власти, которая состоялась по итогам выборов в марте прошлого года, естественно, я познакомился со всеми руководителями. С кем-то отношения установились более тесные, с кем-то - менее. Но не буду скрывать: ситуация в Верхнем Уфалее у меня изначально вызывала и вызывает сейчас серьезное беспокойство. 131-й закон о местном самоуправлении, в соответствии с которым в ряде территорий были изменены Уставы и появилась новая конфигурация власти, привел к тому, что теперь в Верхнем Уфалее есть избираемый глава городского округа, и есть сити-менеджер, который назначается. Так вот, в течение года было сменено уже несколько сити-менеджеров, и при этом постоянно возникали конфликтные ситуации между всеми руководителями и депутатами. Это, конечно, ведет, прежде всего, к торможению в развитии города.
Именно поэтому я поставил перед собой задачу объединить усилия всех политических сил, чтобы мы совместно определили основные возможности для развития города. Для достижения этой цели привлек и ресурс нового собственника Верхнеуфалейского никелевого комбината депутата Государственной Думы Зубицкого. Вместе с ним мы побывали в Верхнем Уфалее, встретились с местным руководством. Как я полагаю, мы нашли некие компромиссные решения, теперь вопрос в их дальнейшей реализации. Нынешний сити-менеджер Казаков, один из бывших руководителей Уфалейникеля, пусть скорее производственник, чем политик, но человек очень порядочный, и настоящий гражданин города - переживает за город, ищет любые варианты для его развития.
Словом, на мой взгляд, должна уйти далеко в прошлое какая-либо политическая борьба. Выборы завершились, и теперь нужно работать, каждый день доказывать жителям свою состоятельность как руководителей.

-Вы упомянули о состоявшейся смене власти на местах, и в связи с этим хочется обратиться к ситуации в Кусинском районе, где в октябре состоятся сразу двое внеочередных выборов. С учетом того, что прошлые выборы в Законодательное собрание по этому округу провалились из-за низкой явки избирателей, нет ли у Вас тревоги. Придут люди голосовать?
- Я, откровенно говоря, не сомневаюсь, что выборы состоятся, потому что люди должны выбрать главу, который будет отвечать за развитие района. В Кусе, к сожалению, тяжелейшая экономическая, тяжелейшая социальная ситуация, и вновь избранный глава возьмет на себя, конечно, огромный груз ответственности. Я готов ему помогать.
Также хочу напомнить, что в Кусинском районе была явка и на прошлых выборах депутата ЗСО. Просто у кусинцев единый округ с жителями Златоуста, и именно из-за пассивности соседней территории тогда выборы не состоялись.

Как потеряли 11 миллионов

- Вы подчеркнули, что вместе со своей командой делаете все, что в ваших силах. При этом, понятно, результат не всегда бывает положительным. Хотелось бы разобраться, почему так происходит на конкретных и актуальных на сегодняшний день примерах. Начнем с, наверное, уже тысячу раз поднимавшейся проблемы - пресловутого Указа No1563.
- Это действительно проблемная тема. Я за прошедшие годы, как говорится, прошел уже все круги, и вернулся к исходному.
Во-первых, совершенно очевидно, что издание Указа No1563 было важнейшим шагом по материальной поддержке работников ядерного оружейного комплекса. Когда издавали Указ, исходили из той конкретной ситуации, из тех средств, которые государство могло выделить. Но, как всегда у нас бывает, не всех заслуженных людей посчитали. Для меня совершенно очевидно, что ряд граждан не справедливо оказались за рамками действия данного Указа.
Со своей стороны я проделал очень большую работу. Несколько раз направлял документы в адрес еще прежнего руководства Росатома, дважды уже лично разговаривал с Кириенко, писал обращение на имя Президента и т.д. Граждане, которые пишут обращения в мой адрес, в то же время подают еще и заявления в суды, которые, к сожалению, им отказывают. И мы, таким образом, оказались в некоем правовом вакууме.
Так что у меня сейчас нет решения данного вопроса, но надеюсь, что примеры конкретных судеб, конкретных людей все-таки могут эту ситуацию переломить. Но очень важно, чтобы мои действия получили поддержку других заинтересованных сторон. На мой взгляд, профсоюзы, да и руководители наших предприятий ЗАТО, занимают достаточно выжидательную, пассивную позицию, боясь, видимо вступить в конфликт с руководством Росатома на эту тему.

- В недавней ситуации с потерей средств для строительства Кусинского спорткомплекса речь идет не о том, что депутат в одиночку не может решить проблему, а о том, что провал случается вопреки вашей работе ...
- Знаете, это очень больной вопрос. Для начала я просто хочу зачитать фрагмент ответа, который я получил из Росспорта: "Письмом от 28 февраля 2006 года Росспорт уведомил Правительство Челябинской области о необходимости в срок до 10 марта представить Росспорту как главному распорядителю средств федерального бюджета обосновывающую и проектно-сметную документацию по каждому объекту. В свою очередь Росспорту необходимо представить документы, подтверждающие наличие на 1 апреля утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, в Минэкономразвития и Минфин РФ не позднее 7 апреля. Сводное заключение Управления Главгосэкспертизы России по Челябинской области по рабочему проекту физкультурно-спортивного комплекса с бассейнами в г. Куса было утверждено Правительством Челябинской области 1 июня... Распоряжением Правительства РФ, предусмотренные на строительство ФСК в Кусе капвложения в размере 11 миллионов рублей сняты с данного объекта".
Какие тут могут быть комментарии? Мне огромного труда стоило, чтобы включить физкультурно-спортивный комплекс в Кусе в перечень строек, которые будут финансироваться за счет федерального бюджета 2006 года. И когда на уровне Москвы были подготовлены все необходимые документы, у меня состоялся отдельный разговор с руководителем Росспорта Вячеславом Фетисовым, который меня предупредил: "Михаил, у нас начинаются проблемы с этим объектом". Но все мои обращения остались безответными. В итоге из-за того, что курируемые вице-губернатором Дятловым подразделения областной администрации, которые отвечали за своевременное отправление документов в Москву, сделали это с опозданием на два месяца, деньги были потеряны. А ведь для Кусы 11 миллионов рублей это огромные средства.

- Еще одна проблемная стройка - Каслинская медсанчасть.
- В августе я побывал в Каслях, обсуждал с руководством района наиболее актуальные проблемы, вместе вручали решение районной администрации о выделении новых квартир их счастливым обладателям. Это было праздничное событие.
Но, не буду скрывать, мне было не очень радостно, когда я в тот же день побывал на строительстве медсанчасти Каслинского района. Строительство ведется уже давно. Несмотря на то, что выделены деньги из федерального бюджета, работы выполняются не в те сроки, в которые должны. Из разговора с администрацией у меня сложилось совершенное четкое понимание, что организация с громким названием "Южно-Уральское управление строительства", которая выполняет работы, просто физически не справится с реализацией поставленных перед ней задач. При этом, со слов руководства района, все предложения по подключению к работам дополнительных подрядчиков, субподрядчиков, получают отказ от ЮУУС. Как говорится в классике, "собака на сене" - и сам не могу, и никого не пущу.
Я уже направил официальное письмо в адрес руководства области, чтобы оказать установленное законом воздействие на 100-процентное выполнение федерального закона о бюджете на 2006 год. Если больница не будет достроена, это будет по большому счету огромный срыв и для Каслинского района и для всей области.

Появятся "подводные камни"

- Михаил Игнатьевич, традиционный для начала сентября вопрос о планах на предстоящую осеннюю сессию.
- Как всегда, предстоит работа по многим направлениям и в Москве, и в округе. Попробую назвать самые важные из них.
Конечно, первоочередное внимание будет уделено работе над федеральным бюджетом 2007 года. Я входил в рабочую группу фракции "Единая Россия" по подготовке бюджета к внесению в Государственную Думу. Иными словами принимал участие в так называемом "нулевом чтении".
Уже ясно, что в новом бюджете будут увеличены расходы на социальные нужды по многим позициям. Отмечу, что серьезные дискуссии были об увеличении финансирования дорожного строительства. Это важнейшая задача, которая была поставлена Президентом, и она будет реализовываться.
И хотя "нулевое чтение" проведено, правительство проект бюджета в Думу внесло, предстоит еще очень много работы. При так называемом нулевом чтении было много вопросов, которые, казалось бы, как то урегулированы, но мой жизненный опыт и практика подсказывают, что при рассмотрении отдельных статей обязательно появятся подводные камни, которые были не видны в общем потоке.
Естественно, применительно к округу, я буду биться за то, чтобы были выделены федеральные средства на завершение строительства либо реконструкции ряда важнейших для округа объектов. В частности речь идет о Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в Миньяре, о школе No2 в Усть-Катаве, об акушерско-гинекологическом корпусе в Сатке, о физкультурно-спортивных комплексах в Кусе и Нязепетровске, о реконструкции здания детского сада под среднюю школу и детсад в поселке Луговой Красноармейского района.
Само собой предстоит принятие большого количества решений в рамках антикоррупционной деятельности и борьбы со СПИДом, с распространением наркотиков. Кстати, работы у меня может еще добавиться. Председатель межпарламентского союза, а это организация в которую входят парламенты всех стран мира, обратился к руководству Госдумы с просьбой о включении меня в консультативную группу союза по ВИЧ/СПИДу. Туда будет входить всего 12 человек из парламентов разных стран.
Я обязательно буду продвигать принятие Думой "маяковского" закона, который еще весной вносило Законодательное собрание Челябинской области. Нам предстоит серьезно побиться за этот закон, хотя мною уже достигнуты предварительные договоренности с руководителем профильного думского комитета.
Ну, и, наконец, будут продолжены все депутатские программы, которые я реализую в округе. Так, например, проект социальной поддержки людей пожилого поколения "Школа мудрости" придет в те территории Кыштымского округа, которые до сих пор им охвачены не были.

Александр МЕЛЬНИКОВ

Источник: "Кыштымский округ", No 7-8 (106-107) сентябрь 2006.



Док. 283367
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 494

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``