В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Комментарии М.И. Гришанкова журналу `Эксперт-Урал`. Назад
Комментарии М.И. Гришанкова журналу `Эксперт-Урал`.
В настоящее время говорить о наличии в России стройной и устоявшейся системы антикоррупционного законодательства вряд ли возможно. Причин здесь несколько. Одной из таковых долгое время было отсутствие политической воли и желания властных структур последовательно бороться с коррупцией. Во многом сегодня мы вынуждены пожинать плоды середины 90-х годов, которые, по моему убеждению, стали "золотым веком" коррупции. Здесь я имею в виду не столько её масштабы, сколько формирование самих условий и благодатной почвы для расцвета коррупции.
Проведённые наспех рыночные реформы, в ходе которых государство понесло колоссальный экономический ущерб, а в выигрыше осталась горстка новых собственников российских недр, парад суверенитетов и передача по существу неограниченной власти на местах региональным элитам в сочетании с целенаправленным развалом правоохранительных органов и спецслужб, их хроническим недофинансированием и оттоком из них профессионалов, - всё это привело к возникновению устойчивого и весьма ёмкого рынка коррупционных услуг на федеральном и региональном уровнях.
Региональные элиты с энтузиазмом взяли столько предложенного им суверенитета, "сколько смогли проглотить", и сейчас не горят желанием расставаться ни с теми благами, которые они приобрели, ни с полученными, в том числе в результате сформированных устойчивых коррупционных отношений, дивидендами.
Вместе с тем в последние полтора-два года наметилась тенденция, и я уверен - она носит необратимый характер, свидетельствующая о готовности федеральных властей перейти к реальным шагам в сфере борьбы с коррупцией. Здесь я бы отметил недвусмысленные оценки, данные Президентом В.В. Путиным уровню коррупции в стране, нашедшие отражение в его Посланиях Федеральному Собранию в 2005 - 2006 гг., а также в его недавних высказываниях о состоянии коррупции в правоохранительных органах.
Важнейшим событием этого года является ратификация Россией двух основополагающих международно-правовых документов: Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Эти конвенции дают России реальную возможность внести в российское законодательство целый ряд правовых норм, апробированных и доказавших свою эффективность за рубежом. Такая работа по имплементации положений конвенций уже начата.
Представляется уместным в этой связи отметить и роль Комиссии Государственной Думы по противодействию коррупции, совместно с Советом Европы успешно реализовавшей в 2005 году проект под названием "Приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами". В рамках проекта российские и зарубежные эксперты провели сравнительный анализ действующей в России нормативной базы в сфере борьбы с коррупцией с положениями ключевых международных антикоррупционных документов и определили перечень законопроектов, подлежащих дополнению и расширению.
Некоторые шаги уже сделаны. Так, недавно в УК РФ был восстановлен институт конфискации имущества, в том числе за коррупционные преступления. Лично я считаю это очень серьёзной победой, поскольку принятие данных поправок даёт важные дополнительные инструменты в борьбе с коррупцией. При этом должен отметить, что наша работа натолкнулась на небывалое сопротивление со стороны и так называемых "либеральных правоведов", и представителей отдельных властных структур, пытавшихся максимально выхолостить содержание предложенных изменений. И это несмотря на то, что институт конфискации является обязательной нормой, прописанной в международных конвенциях, и присутствует в уголовном законодательстве практически всех государств мира. В качестве примера, кого именно защищают "либеральные правоведы", хотел бы привести следующую ситуацию. Недавно в одном регионе состоялся суд над чиновниками областной администрации, которые похитили, как доказано следствием, более 11 млн. рублей бюджетных денег при строительстве новой резиденции губернатора. В их собственности находятся несколько квартир и дорогостоящих автомашин. Судом они были осуждены на 4,5 и 5,5 лет, но приговорены к штрафу всего лишь в 500 тыс. рублей каждый. Таким образом, надо полагать, что после возвращения из мест лишения свободы они спокойно смогут воспользоваться преступно нажитыми и похищенными у государства и налогоплательщиков средствами, которые в десятки раз превышают упомянутый штраф.
В настоящее время ведётся работа по подготовке поправок, имеющих антикоррупционную направленность, в ряд других законодательных актов, включая, например, "Закон о государственной службе", "Закон о банках и банковской деятельности", "Закон об оперативно-розыскной деятельности". В этих целях принято решение о создании при Комиссии по противодействию коррупции рабочей группы с привлечением ведущих экспертов из Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, Минюста, Росфинмониторинга, Верховного и Высшего Арбитражного судов, которая уже в самое ближайшее займётся подготовкой соответствующих законопроектных предложений.
Надеюсь, что в конце этого - начале будущего года нам в Государственной Думе удастся принять пакет инициатив, которые позволят привести российское антикоррупционное законодательство в соответствие с международными стандартами.
Чего нам сегодня не хватает, так это последовательности и системности в работе на данном направлении. Значительная часть госаппарата и на федеральном уровне, и, в особенности, в регионах не только не заинтересована в переходе к эффективной борьбе с коррупцией, но и оказывает этому серьёзное сопротивление. К большому сожалению, в реальной борьбе с коррупцией зачастую не заинтересован и крупный бизнес, поскольку для крупных предпринимателей это предполагает отказ от использования сформированных годами связей с коррумпированными чиновниками, обеспечивающими им сегодня необходимые преимущества в конкурентной борьбе.
Несколько слов о судьбе отдельного закона "О противодействии коррупции". Как известно, в первом чтении он был принят ещё Государственной Думой третьего созыва. Положения этого законопроекта во многом носят декларативный характер, немало в нём и внутренних противоречий. Это, кстати, признают и авторы законопроекта. Ясно и то, что в таком законе невозможно прописать нормы прямого действия.
Сегодня после ратификации Россией международных антикоррупционных конвенций, как я отмечал выше, идёт напряжённая работа по насыщению нашего законодательства положениями этих конвенций, что даст возможность и правоохранительным органам, и нашей судебной системе эффективно бороться с этим опасным явлением. Одновременно руководством Госдумы принято решение и о завершении работы над рамочным законом "О противодействии коррупции", основной целью которого, на мой взгляд, является продемонстрировать приверженность органов власти курсу на последовательную и системную борьбу с коррупцией.
Таким образом, мы сможем решить две важные задачи: законодательно оформить готовность и решимость государства бороться с коррупцией и прописать в законах целый ряд норм, в том числе и новых для нас, которые образуют новый набор действенных правовых инструментов для предупреждения, профилактики и противодействия коррупции.
Важным элементом реализации Россией взятых на себя международных обязательств в сфере борьбы с коррупцией является выработка национальной стратегии. Сегодня у нас её нет, и поэтому исполнительной и законодательной ветвям власти необходимо оперативно провести работу по её разработке. Международный опыт в этой области имеется, и именно поэтому 17 октября с.г. Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции совместно с Советом Европы и Европейской Комиссией запустила новый проект "Разработка законодательных и иных мер предупреждения коррупции", одним из важнейших направлений которого является изучение лучшего зарубежного опыта в области формирования и функционирования национальных антикоррупционных стратегий, в том числе опыта создания специализированных органов, отвечающих за координацию государственной деятельности в сфере предупреждения и противодействия коррупции. Надеюсь, что реализация проекта внесёт свой вклад в создание национальной антикоррупционной стратегии и специализированного государственного органа по предупреждению и противодействию коррупции.
В целом я весьма скептически отношусь к различного рода рейтингам коррупционности, т.к. нередко критерии оценок, используемые авторами таких исследований, к сожалению, весьма размыты и субъективны. Конечно же, не стал бы всерьёз относиться и к заявлениям некоторых экспертов, утверждающих, что размеры взяток в России, например, сопоставимы с уровнем нашего ВВП. Однако, в то же время, если в целом говорить об уровне коррупции в России, то он, безусловно недопустимо высок.
Не принципиально, находимся ли мы по коррупции на 90-м или 126-м месте в общемировом рейтинге. Важно другое: то, что практически все сферы нашей жизни, начиная от распределения бюджетных средств, и заканчивая здравоохранением, образованием, строительством, ЖКХ, госзакупками, - все они в той или иной степени поражены этим недугом.
Особую общественную опасность представляет собой коррупция в правоохранительных органах, прокуратуре и судебной системе. Она подрывает веру людей в законность, справедливость, способность государства отстаивать права своих граждан. Сегодня мы вынуждены пожинать горькие плоды системы, созданной в начале и середине 90-х годов, когда многие профессионалы были выдавлены из спецслужб, прокуратуры, МВД.
В этой связи хотел бы отметить, что наша Комиссия вышла с предложением сделать более глубокой предварительную проверку всех кандидатов на работу в правоохранительных органах, спецслужбах и судебной системе, вплоть до проведения в отношении них обязательного обследования на т.н. "детекторе лжи". Уверен, что не все воспримут эту инициативу "на ура", но, думаю, рано или поздно мы всё равно к этому придём.
Очень часто задают вопрос, способна ли вообще Россия победить коррупцию, нет ли у нас какой-то специфики, годами сформировавшихся традиций, которые делают борьбу с ней в нашей стране занятием бесперспективным. Кое-кто вообще пытается представить коррупцию российской национальной чертой и предлагает её узаконить.
Полностью изжить коррупцию не удалось пока ни одной стране, даже с самыми развитыми демократическими институтами. Нередко достоянием гласности становятся крупные коррупционные скандалы то в США, то во Франции, то в Италии... Но необходимо признать, что её уровень во многих странах сведён к минимуму, там эффективно работает законодательство и другие антикоррупционные инструменты, действия чиновников, уровень их доходов являются прозрачными, соблюдается принцип неотвратимости наказания.
Каких-либо объективных причин, которые мешали бы нам провести аналогичные преобразования и загнать коррупцию в России в такие же жёсткие рамки, по моему убеждению, не существует.
Безусловно, одним только ужесточением законодательства за коррупционные преступления добиться желаемого результата невозможно. Эта комплексная задача, предполагающая разработку и внедрение системы мер по предупреждению и профилактике.
Одной из таких мер является антикоррупционная экспертиза рассматриваемых Госдумой законопроектов. Наша Комиссия впервые в истории российского законотворчества начала целенаправленно заниматься такой экспертизой. Её главная цель - не допустить появления в принимаемых законах положений, которые затем могли бы быть использованы чиновниками разных уровней для извлечения личной выгоды. Экспертизу законопроектов проводит созданный при Комиссии Экспертный совет, в состав которого вошли многие авторитетные независимые специалисты, в том числе опытные юристы. На сегодняшний день Комиссия провела экспертизу целого ряда законопроектов, в результате которой некоторые из них были сняты с рассмотрения либо переработаны с учётом мнения Комиссии.
Так, серьёзные замечания были, в частности, высказаны по законопроектам "О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы "О лекарственных средствах", "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатировании опасного объекта", "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари", "О защите конкуренции".
Конечно, не всем по душе работа на этом направлении, так как она существенно затрудняет продвижение лоббистских интересов отдельных групп влияния. В то же время, я отдаю себе отчёт в том, что по-настоящему эффективной антикоррупционная экспертиза станет тогда, когда она приобретёт системный характер, и станет неотъемлемой частью парламентского регламента. Комиссия будет этого добиваться.
Серьёзным ресурсом является усиление гражданского контроля над органами исполнительной власти, который способствует тому, чтобы действия чиновников становились прозрачными и понятными.
Отдельно я бы выделил роль средств массовой информации, так как уверен, что открытость и публичность являются очень важными инструментами в противодействии коррупции, её предупреждении и профилактике. При этом надо отдавать себе отчёт в том, что публикации на темы, связанные с коррупцией, - это очень острый инструмент, и когда он попадает в руки нечистоплотных журналистов, он становится чрезвычайно опасным. Я говорю это потому, что сегодня коррупция проникла и в журналистику, и наряду с честными, подкреплёнными конкретной фактурой материалами, в газетах и журналах, на телевидении всё чаще появляются заказные статьи и выступления в интересах определенных структур и лиц, ими же проплаченные.
Ещё одним направлением профилактики коррупции является повышение правовой грамотности населения, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Для этого, в частности, под эгидой Комиссии предполагается издать специальную памятку, в которой будут подробно изложены права и обязанности чиновников, их полномочия во время проведения различного рода проверочных мероприятий. Это должно вооружить и лучше подготовить наших предпринимателей к контактам с различными контролирующими органами, которых у нас, как вы знаете, не мало.
Очень полезной является и проводимая МЭРТом работа по подготовке регламентов деятельности различных ведомств, которые будут открытыми и доступными для всех граждан и позволят чётче понимать, что может, а что не в праве требовать тот или иной чиновник.
Есть и другие меры, которые дают возможность существенно повысить эффективность противодействия коррупции.
Поэтому, несмотря на все имеющиеся трудности, я остаюсь оптимистом и твёрдо уверен: в российском обществе созрело понимание того, что коррупция является угрозой национальной безопасности страны, сдерживает её экономическое развитие, негативно влияет на инвестиционную привлекательность и имидж России, и у нас достаточно здоровых сил готовых к конкретным и решительным шагам по наведению порядка в этой области.

Источник: Эксперт-Урал" 02.02.2007


Док. 283365
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 485

  • Гришанков Михаил Игнатьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``