В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Главный по коррупции. Назад
Главный по коррупции.
Рабочая группа будет соблюдать международные соглашения.
Российским чиновникам и членам их семей придется в скором времени начать декларировать свои расходы. Ответственность за внедрение этой нормы и ряда других в отечественное законодательство возложена на очень влиятельного и близкого к президенту Путину человека - его помощника Виктора Иванова. Указом президента вчера была образована межведомственная рабочая группа, которую возглавил Иванов. Группа займется приведением законодательства РФ в соответствие с положениями конвенций ООН и Совета Европы против коррупции.

В указе президента говорится, что к 15 февраля должен быть представлен на утверждение состав рабочей группы, а к 1 августа эта группа должна предложить необходимые изменения в законодательство РФ и создать специализированный орган, который будет координировать антикоррупционную работу. Имена членов группы пока неизвестны, но возглавит ее Виктор Иванов, один из наиболее близких к Владимиру Путину сотрудников его администрации.

Деятельность рабочей группы будет направлена на исполнение требований Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, ратифицированных Россией еще в прошлом году, а также обязательств, принятых президентом на саммите G8 в Санкт-Петербурге при подписании декларации "О борьбе с коррупцией на высоком уровне".

В межведомственную группу, очевидно, войдут представители Генпрокуратуры, Минюста, МВД, Счетной палаты и Минэкономразвития. Уровень представительства будет не ниже министров и первых замов, иначе руководство не поручили бы Иванову.


Группе предстоит решить очень широкий спектр вопросов. Они связаны с пятью основными блоками законов, которые должен будет принять парламент. Во-первых, о публичном декларировании доходов и собственности должностных лиц. Во-вторых, о четком регулировании конфликта интересов, то есть об определении, чем может заниматься и в какой сфере работать чиновник после выхода в отставку. В-третьих, о принятии этических кодексов. В-четвертых, о введении в УК такого понятия, как "злоупотребление влиянием". И, в-пятых, законы, прописывающие декларирование не только доходов, но и расходов должностных лиц и членов их семей. "Декларация расходов, по идее, - самое важное звено антикоррупционной деятельности", - заявила "Газете" директор российского офиса Transparency International Елена Панфилова.

К этому перечню члены думской комиссии по противодействию коррупции добавляют свои два проекта законов - о сокращении перечня должностных лиц, имеющих депутатскую неприкосновенность, и о создании механизма взаимодействия с иностранными государствами по возврату активов.

Если все эти законодательные акты будут приняты, значительно расширится список чиновников, которых коснутся требования публичности доходов и расходов. В Конвенции СЕ государственным должностным лицом считается не только госслужащий, но и мэр, министр и даже судья.

В обязанности группы Виктора Иванова должна входить не только разработка поправок, но и отслеживание всех случаев нарушения антикоррупционного законодательства. Но здесь объем полномочий межведомственной группы может оказаться меньше, чем хотелось бы. Причина - неуклонно приближающийся март 2008 года и выборы президента. Вряд ли в их преддверии Кремль пойдет на такие кардинальные меры. Это чревато разбалансировкой "вертикали власти". "Бюрократия никогда не сможет сама себя декларировать. А в условиях круговой поруки даже принятый законопроект будет бездействовать", - заявил "Газете" директор Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. И скорее всего, группа ограничится принятием кодексов чести госслужащих и процедурных поправок.


Контроль за расходами возвращается

Контроль за расходами граждан - не только чиновников, но и всех россиян, - действовал в стране с 2000 года и был официально отменен с 1 января 2004 года. В течение этого времени банки, риэлторы, нотариусы и розничные торговцы должны были присылать в налоговые органы данные о покупках свыше $20 тысяч. Налоговая инспекция сравнивала их с размером дохода гражданина и в случае несоответствия просила в письменной форме объяснить, откуда взялись деньги.

Метод давно зарекомендовал себя как эффективное средство борьбы с преступностью. Аль Капоне, как известно, был осужден и оказался в тюрьме именно за неуплату налогов (доказательства были сформированы на базе контроля за его приобретениями).

В России граждане нашли "противоядие": ссылались на многолетние сбережения, не оформленное официально наследство. Опровергнуть их в массовом масштабе налоговики не могли. Сейчас за банковскими операциями россиян, превышающими 600 тысяч рублей, следит комитет по финансовому мониторингу при Минфине. Но и он в борьбе с коррупцией пока безмолвствует.

Вновь правительство заговорило о контроле за расходами граждан при принятии налоговой амнистии. Закон вступает в силу с 1 марта этого года и позволяет легализовать полученные до 1 января 2005 года доходы, с которых не уплачены налоги.


Как вы относитесь к идее "легализации коррупции", то есть назначения официальных расценок на услуги госслужащих, оказываемые гражданам?


Аркадий Баскаев, член комиссии Госдумы по противодействию коррупции:

Это абсолютно наивный вопрос и ответ на него один: "Не может быть такого, потому что просто не может быть никогда". Легализовать взятки невозможно, и ни в одной приличной стране никто такого не делал и делать не будет.


Александр Иоффе, президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:

Отрицательно. Это аморальная вещь. Другое дело, что коррупция у нас уже почти легализована, если говорить по-честному.

Законы, правоприменительную практику надо совершенствовать и не принимать коррупционных законов. Закон о туризме, который приняли в Госдуме, - вот блистательный пример того, что закон не был проверен на коррупционность. А он ведь, по сути, уничтожает малый и средний бизнес, монополизирует отрасль и создает возможность для сговора.


Геннадий Гудков, член комитета Госдумы по безопасности:

Коррупция не может быть узаконена, так как это преступление - не только по писаному закону, но и по нормам морали. Она похожа на предательство. Как можно узаконить коррупцию офицера-снабженца, продающего боеприпасы людям, которые их потом используют для взрывов или обстрелов? Я вообще считаю коррупцию угрозой номер один для национальной безопасности.


Владимир Южаков, руководитель проекта "Административная реформа" Центра стратегических разработок:

Это не новая идея, ее уже озвучивал кто-то из наших первых миллионеров. Чего мы добьемся, легализуя коррупцию?

Главный негативный эффект коррупции состоит в том, что она заменяет добросовестную конкуренцию между производителями и вообще между людьми в различных сферах (научной, педагогической и т.д). Заменяет конкуренцией за доступ к телу чиновника, распределяющего ресурсы. И люди, и хозяйствующие субъекты борются не за то, чтобы лучше работать, производить товар лучшего качества и с меньшей стоимостью, а за этот доступ к телу и ресурсам.

Если за это будут платить легально, проблема недобросовестной конкуренции и, следовательно, самой коррупции, снята не будет.

Чиновники, конечно, будут получать деньги, не мучаясь совестью (если она у кого-то болит). Но не думаю, что ради этого стоит идти по данному пути.

Источник: Газета No21 от 06.02.2007г.



Док. 283329
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 319

  • Баскаев Аркадий Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``