В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тезисы выступления на открытии V Форума женщин-предпринимателей России, Украины, Казахстана и Республики Беларусь Назад
Тезисы выступления на открытии V Форума женщин-предпринимателей России, Украины, Казахстана и Республики Беларусь
Уважаемые дамы и господа! Уважаемые коллеги!

Дорогие подруги и друзья!

Разрешите, открывая Пятый Форум женщин-предпринимателей, сердечно приветствовать всех Вас - участников и поблагодарить за то, что Вы нашли время и возможность для нашей совместной работы и человеческого общения.

Без преувеличения можно сказать, что наши форумы стали хорошей, доброй традицией, прежде всего, в отношениях между деловыми женщинами и женскими организациями стран-участниц.

Не менее важным, на мой взгляд, является и то, что наши форумы демонстрируют пример новой модели межгосударственного сотрудничества предпринимателей - пример конструктивного взаимодействия государственных и общественных структур, сочетая в себе не только деловое общение, но укрепление дружбы путем народной дипломатии.

За время, прошедшее с нашего Первого Форума, на котором присутствовали деловые женщины России и Украины, расширилась география участников. Сегодня с нами не только предпринимательницы России и Украины, но также Казахстана, Германии, представители Секретариата ЕврАзЭс, подруги из неправительственных организаций. Сложился и активно действует Международный Общественно-Экономический Союз женщин.

Могу сказать, что благодаря нашим совместным действиям далось на только повысить авторитет женского бизнеса, но и получить поддержку нашей деятельности на самом высоком государственном и международном уровне.

Это возлагает нас не менее высокую ответственность, но в то же время придает нашей деятельности мощный импульс и качественно новую, весьма обнадеживающую перспективу.

Хочу высказать слова благодарности Администрации Президента Российской Федерации, Общественной Палате Российской Федерации, при поддержке которых проводится наш Форум, представителям высшей законодательной и исполнительной власти России, Украины, Казахстана и Республики Беларусь оказавшим Форуму высокую честь своим присутствием.

Особую признательность за постоянную поддержку и помощь позвольте выразить представителям международных организаций и, в первую очередь, Организации Объеденных Наций. Благодарю за участие в нашей работе представителей посольств.

Столь высокое представительство на Нашем Форуме является свидетельством большого интереса к нему, свидетельством высокой важности и актуальности проблем женского бизнеса.

Дорогие друзья!

Женские общественно-экономические и неправительственные организации играют все более заметную роль в государствах СНГ, выступают общественным резонатором политических и экономических процессов.

Мировая практика показывает, что возрастает степень и эффективность участия женщин в управлении государством. Растет число женщин-предпринимателей, добившихся успехов во многих сферах предпринимательства, в том числе считавшихся сугубо мужскими.

Именно поэтому мы ставим в повестку дня вопрос о роли и месте женских общественно-экономических движений в процессах формирования единого экономического и таможенного пространства, общественному обеспечению решения экономических вопросов между государствами при формировании единого пространства стран ЕврАзЭс и СНГ.

Актуальность нашему Форуму придает проходящая сегодня в Киеве встреча Президентов России и Украины, на которой обсуждаемый круг вопросов весьма созвучен тем, которые мы с Вами сегодня намерены обсудить.

Уважаемые коллеги!

Переходя к содержательной части работы нашего Форума, хочу еще раз подчеркнуть - женское предпринимательство - это отдельная, большая, сложная социально-экономическая проблема, оказывающая все более возрастающее влияние на социально-экономическое развитие наших стран.

Достаточно сказать, что в настоящее время в России доля женщин-предпринимателей от общего числа бизнесменов достигает почти 40%.

Согласно исследованию Института социологии РАН, посвященному социально-демографическому портрету директоров и владельцев российских предприятий, женщин среди директоров госпредприятий больше, чем мужчин (52% против 48%). Зато среди владельцев и директоров частных предприятий намного меньше - всего 22% против 78%. Однако при этом женское предпринимательство развивается в последнее время гораздо более динамичнее мужского и превышает последнее по темпам роста в 1,5-1,7 раза.

Исследователи отмечают, что в ответах на вопросы о важности различных характеристик своей работы женщины-бизнесмены оказываются куда ближе к портрету директоров госпредприятий, чем к частным предпринимателям. Директора, как правило, демонстрировали менее либеральные настроения, чем бизнесмены, которые назвали главными характеристиками своей работы ее увлекательность и прибыльность. А директора из госсектора больше внимания уделяли надежности, стабильности и уверенности в завтрашнем дне.

Те же ответы характерны для женщин-предпринимателей, которые в целом более социально ответственны, более прагматичны и неконфликтны, стремятся к развитию пространства безопасности бизнеса.

Хорошо это или плохо?

Существует мнение, что в основе этого явления лежат социологические и демографические особенности России, которые заставляют российских женщин избегать любого риска.

Я не согласна с этим утверждением.

Напротив, включение женщин в сферу малого предпринимательства и бизнеса требует от них огромной перестройки мышления, развития навыков адаптации к новой ситуации, решения вопросов собственного трудоустройства, создания новых рабочих мест, постоянного повышения профессиональных знаний и умений. Не следует забывать, что Россия не всегда была страной с рыночной экономикой, но в короткий срок не только перестроила экономическую систему, но и сформировала целый класс предпринимателей - основу благополучия экономической системы. Уже это, само по себе, является чрезвычайно важным политическим и социально-экономическим феноменом, задающим соответствующий уровень проблеме женского предпринимательства.

Государство должно поддерживать женский бизнес, который сосредоточен в секторе малого и среднего предпринимательства, занят в основном развитием социально-значимых услуг населению, как правило, социально ориентирован, менее коррумпирован, находится под меньшим давлением криминальных структур, строится на более высоких этических стандартах.

Развитие женского предпринимательства, обладающего такими характеристиками, способно в целом оказать оздоравливающее влияние на весь бизнес и экономику.

Женщины-предприниматели ждут от государства, прежде всего, правовой и информационной поддержки, направленной на укрепление и повышение статуса женского предпринимательства.

Умеренный консерватизм, склонность к устойчивым деловым стратегиям, социальная ответственность, характерные для женского предпринимательства, могут служить для государства своеобразным гарантом защищенности государственных инвестиций в женское предпринимательство.

Дорогие подруги!

Женское предпринимательство в наших странах уже сложилось как социальное предпринимательство.

Словосочетание "социальное предпринимательство" звучит непривычно, поскольку в нем сочетаются совершенно разные понятия. С одной стороны, социальное обслуживание, социальная услуга большинством населения воспринимаются с иждивенческих позиций, а в органах власти сложился устойчивый стереотип снисходительно-патронирующего отношения к социальной сфере как к расходной составляющей бюджета любого уровня.

Предпринимательство же рассматривается как деятельность, направленная на извлечение прибыли, никак не соотносящаяся со сферой социальных услуг.

В то же время социальное предпринимательство в других странах - это активная деятельность со своей идеологией и определениями. Так, в странах Северной и Южной Америки социальным предпринимательством называется предпринимательская деятельность неприбыльных негосударственных организаций, доход от которой используется на уставные цели организации. В Европе социальное предпринимательство определяется как бизнес или предпринимательство с социальной миссией. Каким образом это возможно, если критерием эффективности предпринимательской деятельности всегда служили финансовые показатели и прибыль в первую очередь?

А, например, в британской модели социального предпринимательства приоритеты расставлены иным образом. На первое место выходит социальный аспект или социальный эффект от предпринимательской деятельности, а уже потом финансовая эффективность. Важным критерием социальных предприятий в Британии является коллективная форма собственности, а направление деятельности - в пользу территориальной общины. Таким образом, субъектом социального предпринимательства здесь выступают бизнес-предприятия с социальной миссией.

Еще одно определение социального предпринимательства вытекает из специфики общественных фондов, созданных ради развития и популяризации этого направления социально-экономической деятельности.

Например, такие фонды, как Schwab Foundation for Social Entrepreneurship (Швейцария), Skoll Foundation (США), Ashoka Foundation (Индия) определяют социальное предпринимательство как инновационную предпринимательскую деятельность ради улучшения положения общин и восстановления социальной справедливости.

Наиболее важное в этой концепции - роль социального предпринимателя, являющегося лидером, новатором и движущей силой социальных преобразований в общинах.

В чем мы видим проблему в развитии социального предпринимательства? В отсутствии рынка социальных услуг! Государство должно создать условия для его развития. Правовая основа рынка только начинает складываться. В России ведется работа над новой редакцией федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

В то же время мы видим, что уже на концептуальном уровне в законе может быть заложено неравенство возможностей для государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению. Например, формулировка о контроле деятельности по предоставлению услуг, введения попечительских советом, процедурах сертификации услуг и аккредитации социального обслуживания, введения дополнительных норм может быть отнесена только к негосударственному сектору, тогда как государственные организации оказывают социальные услуги не всегда оптимальным образом и контроль за их деятельностью должен осуществляться с обязательным участием общественности.

На наш взгляд, необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне равноправного партнерства между институтами власти и негосударственными организациями в сфере оказания социальных, образовательных, медицинских и т.д. услуг. Но при этом не должны пострадать те группы населения, которые не могут сами в полной мере оплачивать социальные услуги.

Общемировая тенденция роста объема и номенклатуры социальных услуг, развития инфраструктуры жизнеобеспечения показывает, что люди начинают все чаще обращаться к услугам, оказываемым на платной основе. И здесь вполне возможно участие мелкого и среднего предпринимательства, некоммерческого (добровольческого) сектора. Их участие в развитии инфраструктуры и номенклатуры оказываемых услуг снизит затраты государства по ряду позиций им создаст для многих людей дополнительные рабочие места.

С нашей точки зрения в первую очередь следует отрегулировать процессы передачи отдельных функций государственного и муниципального управления коммерческому и некоммерческому секторам, распределение полномочий между секторами. Основная цель этого - эффективное расходование бюджетных средств, обеспечение качественного предоставления населению социальных услуг, привлечение в социальную сферу частных инвестиций, формирование механизма постоянного развития инфраструктуры поддержки предприятий, оказывающих социальные услуги.

Во-вторых, необходимо отрегулировать имущественные отношения, процедуры согласования и координации деятельности. На наш взгляд, следует ввести нормативы качества и финансирования каждой социальной услуги, которую государство должно в обязательном порядке предоставлять социально незащищенным гражданам.

В-третьих, должны быть созданы соответствующие европейским национальные стандарты, которые должны быть разработаны и приняты сообществом производителей услуг, участвующих в данном секторе рынка.

Мы, как сообщество социальных предпринимателей, готовы активно участвовать в такой работе совместно с государством.

Я убеждена, что на нашем Форуме мы можем всесторонне обсудить эти проблемы, обменяться опытом и поучиться друг у друга.

Дорогие подруги!

Давайте используем с выгодой время совместной работы и сделаем его продуктивным, насколько возможно.

Успехов всем нам!

22/12/2006, "Президент-отель", Москва

http://www.oprf.ru

Док. 283308
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 789

  • Блохина Лидия Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``