В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад Блохиной Л.В. `Вклад женского предпринимательства в преодоление бедности через организацию рынка негосударственных социальных услуг в контексте реализации Россией Декларации тысячелетия ООН` Назад
Доклад Блохиной Л.В. `Вклад женского предпринимательства в преодоление бедности через организацию рынка негосударственных социальных услуг в контексте реализации Россией Декларации тысячелетия ООН`
26 апреля 2006 года в рамках деятельности рабочей группы Общественной палаты РФ по оценке условий для повышения конкурентоспособности женского предпринимательства состоялись общественные слушания. В процессе работы участники слушаний подняли вопрос о включении в процесс оказания социальных услуг в равных условиях как государственных, так и негосударственных организаций, коммерческих и некоммерческих. При этом было заявлено, что государство не должно поощрять иждивенчество, ему следует выступить в качестве интеллектуального информационного центра, который помогает сформировать среду самообеспечения.
По итогам работы были сформулированы конкретные предложения и выводы, часть из них, нуждающаяся в законодательном закреплении на федеральном уровне была направлена в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Полный текст стенографического отчета от общественных слушаниях>>

Вопрос преодоления бедности мы рассматриваем в связи подготовкой альтернативного отчета в ООН "О выполнении Россией Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и необходимостью выполнения обязательств России по реализации Декларации Тысячелетия ООН, принятой на саммите 2000 г., Россия обязалась работать в области сокращения бедности, обеспечения равного доступа к образованию, равноправия полов, детского и материнского здоровья, борьбы с ВИЧ/СПИДОМ и другими опасными заболеваниями, сохранения окружающей среды и т.д. Эти цели являются важными ориентирами для разработки конкретных мер государственной экономической и социальной политики.

По официальной статистике бедных в России около 30 миллионов, около 60 % семей с детьми относятся к бедным семьям, свыше 10% пожилых людей постоянно недоедают, более 90 % инвалидов имеют признаки нищеты. Еще более драматичная ситуация складывается с бедностью сельских жителей, женщин села. Перспективы ожидают нас более удручающие. В РФ 29,61 млн. чел. старше трудоспособного возраста. Доля пожилых людей в общей численности населения - 20,7 %, и она возрастет к 2010 году до 21,9 %, к 2016 году - до 24,5 %, превышая почти вдвое численность вступающих в трудоспособный возраст. Все больше людей будет нуждаться в оказании социальных услуг. Сегодня около 126 тыс. чел. нуждаются в услугах на дому, около 22 тыс. чел. - в социально-медицинском обслуживании в домашних условиях. В дома-интернаты стоят на очереди более одного года около 8 тыс. чел, но еще более недопустимо ожидание места в психоневрологические дома-интернаты.

Поэтому мы поднимаем вопрос о включении в процесс оказания социальных услуг негосударственных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих, наравне с государством. При этом не должны пострадать группы населения, которые не могут сами в полной мере оплачивать социальные услуги. Но общемировая тенденция роста объема и номенклатуры социальных услуг, развития инфраструктуры жизнеобеспечения показывает, что люди начинают все чаще обращаться к услугам, оказываемым на платной основе. И здесь вполне возможно участие мелкого и среднего предпринимательства, некоммерческого (добровольческого) сектора. Их участие в развитии инфраструктуры и расширении номенклатуры оказываемых услуг снизит затраты государства по ряду позиций и создаст для многих бедных людей дополнительные рабочие места.

Анализ сложившейся ситуации мотивирует целесообразность объединения усилий институтов гражданского общества - государства, предпринимательских структур, общественных организаций, добровольческого сектора, политических партий, всего населения в предоставлении нуждающимся людям социального обеспечения и помощи - ни государство, ни бизнес, ни граждане не могут "в одиночку" преодолеть бедность, социальную несправедливость и конфликты.

В чем мы видим проблему? В отсутствии рынка социальных услуг! Государство должно создать условия для его развития. Правовая основа рынка только начинает складываться. В Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) (распоряжение Правительства РФ No 1163-р от 15.08.2003 г.) в разделе 3.7 "Реформа межбюджетных отношений" обозначена возможность привлечения в социальную сферу негосударственных организаций. В Министерстве здравоохранения разрабатывается Концепция реализации Федеральной Программы по передаче на аутсорсинг административно-хозяйственных функций медицинских учреждений федерального подчинения. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ работает над новой редакцией Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В то же время мы видим, что уже на концептуальном уровне может быть заложено неравенство возможностей для государственных и негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги населению. Например, формулировка о контроле деятельности по предоставлению услуг, введения попечительских советов, процедурах сертификации услуг и аккредитации социального обслуживания (С. 5), введении дополнительных норм может быть отнесена только к негосударственному сектору, тогда как государственные организации оказывают социальные услуги не всегда оптимальным образом и контроль за их деятельностью должен осуществляться с обязательным участием общественности. Мы предлагаем организовать совместную разработку данного законопроекта и его последующую общественную экспертизу. На наш взгляд, необходимо законодательное закрепление на федеральном уровне равноправного партнерства между институтами власти и негосударственными организациями в сфере оказания социальных, образовательных и медицинских услуг.

Дифференцированность доступа к благам и услугам коллективного пользования могут находиться за пределами государственного сектора и быть связаны с использованием преимуществ хозяйствования в негосударственных секторах экономики, хотя мы понимаем, что предприниматели не смогут здесь извлекать высокую прибыль, а некоммерческие организации должны будут обеспечить хотя бы условия самоокупаемости, так как значительным препятствием является низкая прибыльность организаций, оказывающих социальные услуги, пассивность населения в решении задач социально-экономического развития территории и иждивенческая позиция общественных организаций, выступающих, как правило, в качестве просителя бюджетных средств и не умеющих привлекать другие ресурсы.

Нужно объединить усилия. Результатом такой деятельности может стать повышение уровня жизнеспособности населения и рост занятости. Сегодня это становится особенно важно для выживания и развития сельских территорий, развития конкурентоспособного предпринимательства, привлечения женщин к развитию сектора негосударственных социальных услуг в увязке с такими Целями развития тысячелетия ООН как борьба с бедностью в женской среде и расширение сферы применения потенциала женщин.

Что же реально можно и нужно делать? Во-первых, мы предлагаем отрегулировать процессы передачи отдельных функций государственного и муниципального управления коммерческому и некоммерческому негосударственным секторам, распределения полномочий между секторами (государственным, коммерческим и некоммерческим). Основная цель - эффективное использование бюджетных средств, обеспечение качественного предоставления населению социальных услуг, привлечение в социальную сферу частных инвестиций и заложить механизм постоянного развития инфраструктуры поддержки предприятий, оказывающих социальные услуги.

Для этого нужна правовая основа. Необходимо отрегулировать имущественные отношения, процедуры согласования и координации деятельности. На наш взгляд, следует ввести нормативы качества и финансирования каждой социальной услуги, которую государство должно в обязательном порядке предоставлять социально незащищенным гражданам. Программа социальных реформ на 1996-2000 гг. предусматривала разработку и утверждение государственных стандартов, устанавливающих основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Примеров разработки нормативов и определения качества услуг в российских регионах вполне достаточно.

В то же время обращаем внимание всех - общественности, органов власти всех уровней, что Россия, начиная процесс вхождения в ВТО, обязана выстраивать соответствующие правовые основы для этого. Федеральный закон "О техническом регулировании" был принят в декабре 2002 года. В соответствии с ним всевозможные ГОСТы, ОСТы и СНиП должны уйти в прошлое - их сменят специальные технические регламенты, имеющие статус федеральных законов. Следует отметить, что при такой схеме регулирования происходит разделение ответственности между бизнесом и государством. Федеральный закон "О техническом регулировании" должен помочь сделать процесс контроля за процессом производства и потребления продукции более прозрачным для западных партнеров и привести различные нормы безопасности к международным стандартам.

В соответствии правовыми механизмами ВТО регулирование технических условий и стандартов становится принципиально иным. Следует отметить, что на перестройку системы регулирования было выделено всего 7 лет. Этот процесс, судя по всему, идет далеко не так гладко, как хотелось бы. Но не решив его, нельзя создать полноценные рыночные механизмы. Применительно к сфере социальных услуг нам потребуется создать Национальные стандарты, которые должны быть разработаны и приняты сообществами производителей услуг, участвующих в данном секторе рынка. Мы готовы поработать над созданием технологии разработки национальных стандартов, учитывающие правила, принятые в Евросоюзе.

Кроме того, введение принципа нормативного финансирования позволит предприятию, оказавшему услугу, не только рассчитывать на свои инвестиции, но и получить от государства соответствующие нормативно закрепленные ресурсы и финансирование. Примеры этому есть - финансирование среднего образования в Самарской области, когда деньги "следуют за учеником", введение оплаты за строго определенные услуги по социальной карте москвича или пластиковые карты на оплату конкретных услуг, введенные в Санкт-Петербурге.

К необходимым ресурсам следует отнести безвозмездную передачу помещений под предприятия и организации, оказывающие социальные услуги согласно государственным стандартам. Возможно оформление субсидий или долгосрочных льготных кредитов для выкупа помещений этими предприятиями. В этой же группе вопросов оплата коммунальных услуг и оплата налога на землю предприятиями, оказывающими социальные услуги, иначе предприятия не смогут окупать свою деятельность, а помещения, проданные на аукционах, будут заняты игровыми автоматами или элитными ресторанами. Законодательно это более можно реализовать через совместное учредительство предприятий по оказанию социальных услуг.

Во-вторых, мы предлагаем стимулировать интеграционные процессы, создание совместных предприятий или предприятий с участием разных секторов экономики, гибких государственно-общественных и коммерческих организационных структур, социальные контракты как разновидность государственных субсидий для организаций-подрядчиков, формирующих новые компоненты социальной инфраструктуры.. На наш взгляд следует использовать современные формы экономической интеграции. Аутсорсинг -действенная форма совместной деятельности, позволяющая привлечь малое предпринимательство и некоммерческие организации к поставкам продукции, товаров (работ, услуг) для социальных нужд. Цель аутсорсинга - создание условий для концентрации деятельности социальных учреждений на основном направлении - предоставлении конкретных социальных услуг, а также повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, повышение качества административно - хозяйственного обеспечения социальных учреждений. Главное в аутсорсинге - передача непрофильных функции (т.е. не относящихся к основному виду деятельности, например функции хозяйственного обеспечения) другому предприятию, специализирующемуся в данной области и способному снизить издержки либо повысить качество оказания услуги. В аутсорсинге наиболее результативны организации, располагающие собственными ресурсами. Они могут внести значимый вклад для проведения какой-либо совместной деятельности.

Предприятия, оказывающие социальные услуги, могли бы передать на аутсорсинг профессиональную уборку помещений и прилегающей территории, производство и поставку экологически чистых продуктов питания, организацию питания, производство и поставку товаров для обеспечения производства социальных услуг (посуду, инвентарь, расходные материалы и пр.), эксплуатацию зданий и сооружений, охрану и др. Тем самым может быть организована сеть, связывающая многих производителей продукции, фермеров, транспортных организаций, которые будут гарантированно включены в процесс производства социальных услуг. Это придаст стабильность жизни жителей села и небольших городов.

Для развития аутсорсинга необходимо регламентировать процедуру выбора ком-паний, обладающих достаточными квалификацией и ресурсами, определить типовые соглашения (договоры) между участниками процесса, включающие соглашение об уровне сервиса, а также закрепить нормативно процедуру передачи объектов на аутсорсинг. Соглашение об уровне сервиса регламентирует процесс контроля качества оказания услуг согласно стандартам оказания услуг.

Наконец, выделим главное. Государство не должно поощрять иждивенчество, ему следует выступить в качестве интеллектуального информационного центра, который помогает сформировать среду самообеспечения. Для этого задействуются различные общественные структуры, объединяющие предпринимателей, представителей малого бизнеса, научных, финансовых, проектных организаций, фондов, их объединения и сети. Для информационного сопровождения создания системы социальных социальных услуг полезна организация независимых исследовательских центров (think-tanks, мозговые центры). Главная их миссия - отстаивание стратегических интересов развития социальной системы. Особенность этих организаций - тесная взаимосвязь с институтами власти при одновременном сохранении самостоятельности. Они бывают организованы по-разному: неправительственные, в которые набираются эксперты, работающие на долгосрочных контрактах с государственными структурами; внутриправительственные - для разработки долгосрочных проблем; независимые исследовательские центры при ВУЗах или НИИ; консалтинговые фирмы; независимые бесприбыльные центры, ориентирующиеся на исследованиях общественно значимых проблем и широкое распространение результатов своей деятельности.

Подведем итоги выступления. Обращение к новым ресурсам позволит изменить существующий сегодня стереотип, рассматривающий экономику как пополняющую доходную часть бюджета, а социальную сферу как расходную его составляющую. Возникает новое видение территории как сферы не только "реальной" или "социально-ориентированной" экономики, но и целостной "социальной экономики", что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.


Сайт Общественной палаты РФ

http://www.oprf.ru/

Док. 283296
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 916

  • Блохина Лидия Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``