В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`ПОДЛИННАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ - ОЖИВИТЬ ВНУТРЕНЮЮ ГАРМОНИЮ ЧЕЛОВЕКА` Назад
`ПОДЛИННАЯ ЗАДАЧА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ - ОЖИВИТЬ ВНУТРЕНЮЮ ГАРМОНИЮ ЧЕЛОВЕКА`
    Среди политиков последнего времени Наталия Алексеевна Нарочницкая ярко выделяется не только высочайшей культурой, энциклопедичностью знаний, мощностью логики, точностью аргументов. Прежде всего, - она стала олицетворением позиции гражданина, которому не все равно, что происходит с Россией сегодня. В том числе, и с ее системой образования и воспитания.
    Об этом и состоялся разговор главного редактора "ПЖ" академика АПСН Сергея Котова с заместителем председателя Комитета по международным делам Государственной Думы РФ, доктором исторических наук Н.А. Нарочницкой.

-    Наталия Алексеевна, в январе состоялись XIII Международные Рождественские образовательные чтения. Сотни людей из разных городов и весей - учителя, руководители школ, деятели церкви, политики, ученые - собрались вместе, чтобы говорить о судьбе страны, духовных проблемах ее теперешней жизни. Как Вы полагаете, может быть, такой подъем интереса людей к проблемам духовной жизни общества и человека можно считать реакцией на ту мощнейшую атаку, что ведется сегодня на основы традиционной российской культуры, этики и морали, на национальное сознание?
-    Безусловно. И еще - может быть, и запаздывающее, но все равно своевременное и спасительное - осознание того, что помимо определенного набора знаний гражданину нужно воспитание в определенной системе ценностей. Без этого человек со знаниями, но без внутренней этики, добивается успеха, не задумываясь о чести и порядочности, без сомнений нравственного порядка. Последствия такой "успешности" и приводят к деградации личности, а значит, - к бесчестью, исчезновение такого понятия как "благородный поступок" и "благородный" человек. На это сегодня уже все обращают внимание: коррупция, порок, обман, презрение обогатившихся к нужде и нищете бедных, отсутствие интереса "успешных" к судьбе страны и народа, и тому подобное.
Среди причин общего падения ценностей - снижение духовной культуры, последовавшее сначала за отменой в начале прошлого века преподавания Закона Божия, а в нынешней России - целенаправленное изъятие из программ общеобразовательной школы произведений мировой классики, воплотившей христианские традиционные ценности и остро ставящей перед человеком нравственные дилеммы. А ведь даже в атеистическом советском образовании, именно воспитание на классической литературе сохраняло те самые христианские понятия о добре и зле, чести и достоинстве! Крайне опасно, если очередные потуги "модернизации" и "реформирования" современного образования будут, как и в годы 90-е, направлены на то, чтобы системно изымать из образования, воспитания детей и подростков примат духовного над материальным.
-    Массовую атаку на русскую классическую литературу, вступавшую в острое противоречие с нарождающейся атмосферой "большого хапка", не смогли остановить усилия христиански ориентированной интеллигенции, натолкнувшейся на ожесточенное сопротивление в коридорах федеральной власти...
-    Между прочим, в этом своем рвении "атеистические либералы" могли сравниться с первыми большевистскими реформаторами, крушившими отечественную культуру "до основанья". Только позже в Советском Союзе произошла значительная эволюция в отношении к русской классической литературе, даже - к русским сказкам, которые по началу были объявлены большевиками "вне закона".
-    Ну, если либералы в 90-е годы и не ввели запреты на сказки, то те же русские сказки в их толковании выступили как основа для ёрнического осмеяния национального архетипа...
-    Да. Причем следует прямо сказать, что содержание этих самых сказок нашими "либералами" постоянно извращалось, им давалось совершенно не то толкование. В русских сказках действительно есть очень распространенный образ простого человека, который абсолютно безразличен к стяжанию. В народном идеале именно такому человеку - может быть в награду за это безразличие - и воздавалось! Кстати, он очень легко и расставался с тем, что получал, никогда не цепляясь за это богатство.
Вообще, по одним только сказкам можно судить о культурных особенностях того или иного народа. Почему, у тех же братьев Гримм, "когда в доме стало нечего есть, решили родители завести детей в лес и бросить их там"?.. Конечно, и в русских сказках нередко злая мачеха отправляет падчерицу в лес, но никогда - из-за денег, из-за того, что нечего есть. Из ревности - да. Из-за состояния страстей - да. Но никогда - из-за денег!.. Это совсем иная мировоззренческая рама!
Когда сохранялась единая мировоззренческая рама культуры - высокая культура и народная культура были едины в нравственном побуждении. "Честь дороже жизни" героев Шиллера и "двух смертей не бывать, а одной не миновать" "Ивана-крестьянского сына" - это один и тот же ответ! Фольклор и русская классическая литература были единым целым. Пушкин и вся плеяда классиков XIX века сохранила нам мир в той мировоззренческой раме, в которой жили русские люди до этого.
Конечно, мы долгое время были оторваны от веры, и тяга к вечным ценностям была не вполне осознанная. А потом был удар либерализма, которому было нужно, чтобы был воспитан не человек нравственный, а "прикладной элемент" к экономическим доктринам. Но, как выяснилось, овладеть наукой "бухгалтерского учета" советским людям оказалось не трудно: в одночасье они стали дилерами, маклерами, менеджерами, директорами банков, и, прямо скажем, очень успешно соревнуются со своими западными коллегами в этих областях. А вот навыки саморегулирования своих поступков на основе системы ценностей - это-то как раз было утрачено!
И мне кажется, сегодня подлинная задача воспитания и образования - восстановить ту утраченную, или может быть засыпанную пеплом внутреннюю гармонию человека, когда он способен к саморегулированию своих поступков, задумывается над их нравственным содержанием. Тогда не надо будет бить тревогу по поводу коррумпированности всех и вся, от вахтера до полицейского.
-    Возможно, что попытка включить православную культуру в воспитание детей и подростков на самом деле может и не удастся, поскольку массовая атака со стороны СМИ на христианские, гуманистические ценности - огромна по своей мощи. Откровенная "греховщина" охватывает практически все эфирное время...
-    На самом деле, я считаю, что сейчас телевидение стало чуть-чуть сдержаннее. Еще десять лет назад была просто вакханалия непристойностей. Но до сих пор вся философия наших основных СМИ (которые являются инструментами манипуляции общественным сознанием) совершенно не соответствует тем нравственным основам, которые в свое время создали русскую культуру и продолжали ее. Впрочем, не соответствуют она и классическим европейским нравственным основам, которые изначально не так уж и отличались от русских, потому что заданы были той же Нагорной проповедью и тем же "Отче наш"...
Сейчас СМИ все делают для того, чтобы изъять из сознания человека все ассоциации с высшими ценностями: религиозными, национальными, нравственными и, наконец, семейными. Я помню, что в начале 90-х годов какие-то модные учебно-воспитательные учреждения с восторгом декларировали с экрана ТВ, что они "учат детей не брать пример с родителей", потому что "среди них очень мало успешных людей". Меня это тогда потрясло! Во-первых, критерии успешности могут быть различными в зависимости от целей и ценностей бытия. Какое общество успешней: то, где ровнее газоны и больше компьютеров, или то, где меньше содомитов, транссексуалов, детоубийц, неверных супругов и обманщиков?
- Прошедшие Рождественские образовательные чтения показали, что в противовес силам, стремящимся дегуманизировать российское общество, вызревает мощный противовес - учительство вместе с национально- и государственно-ориентированной интеллигенцией, деятелями русского православия.
- Я думаю, что эти чтения, действительно, сыграют очень большую роль: здесь нащупывается и формулируется та мировоззренческая основа, в рамках которой и может формироваться личность нравственная, освященная идеями подлинного национального самосознания. Главным же компонентом этого самосознания является чувство исторической преемственности ко всей многовековой истории Отечества. Стержнем этой мировоззренческой основы вполне естественно выступают нравственные и этические традиции православия.
- Но даже на Рождественских чтениях прозвучали два подхода к этой проблеме. Подавляющее большинство участников было убеждено в необходимости использовать ресурсы православия в образовании и воспитании, а представители правительственных структур все также упорно возражали против этого, уверяли, что это вредит "демократическому гражданскому обществу", вызовет межконфессиональную и межнациональную рознь.
-     Как депутат Государственной Думы, могу Вам сказать: нам мой взгляд, нет никаких законодательных, конституционных препятствий для введения в школьное образование предмета "Основы православной культуры". Есть только страх перед истерикой наших "либералов". Принцип отделения церкви от государства здесь не подвергается нарушению - это будет добровольный выбор ребенка и его родителей. И никакой религиозной и межнациональной розни это вызвать не может. Как мы сегодня видим, национальное чувство неискоренимо, но если оно не освящено высшими ценностями, оно деградирует до зоологического этноцентризма. В этом состоянии человек не способен сформулировать ни одной цели и ценности национального бытия, не способен сформулировать за что он, он только ищет - против кого! Наоборот, человек, осознанный в своей культуре, знающий основы и высшие ценности своего народа, заложенные Святым писанием, сохраняя укорененность в своей культуре, становится куда большим универсалистом. И тогда национальное чувство становится побуждением к творческому акту и к постижению мировой истории и культуры, а национальные достижения человека становятся достижениями всего человечества.
Те уродливые плоды деградации национального чувства, которые мы наблюдаем именно в конце безбожного двадцатого века и в Европе, и порой у нас - как раз и служат обоснованием того, что необходимо людей погружать в высшие ценности собственной национальной культуры, которые пронизывают и литературу, и искусство. Они определяют и отношение человека к государству и власти... Оттого-то в одной цивилизации бессмысленно губительно навязывать доктрины, взятые из другой цивилизации, ведь те выработаны на основе совершенно иной системы ценностей.
Я убеждена, что изучение основ православной культуры в школе - это не насилие над личностью, а напротив - путь к формированию личности нравственной, важный фактор создания гармонического взаимодействия в обществе "я" и "мы". Но, по-видимому, наши либералы страшно боятся, что большинство людей нащупает свою основу бытия и начнет на ней строить свою жизнь. Это, в свою очередь, произведет мощное укрепление национальной идеи, освященной высшими идеалами, приведет к консолидации общества.
Думается, правильно главной темой состоявшихся последних Рождественских чтений стало соединение усилий семьи, школы, государства и общества в духовном, нравственном воспитании детей и молодежи. Именно семья является тем первичным и богоданным - естественным объединением людей, где, действительно, принадлежность к целому есть источник ценностей, несмотря на то, что один умен - другой не очень, один богат - другой не очень... В каждой широкой семье есть ведь и богатые, и бедные, и образованные, и простые, молодые и старые, есть свой небольшой конфликт поколений, но есть и преемственность.
И, если принадлежность к целому есть источник ценностей, то семья и есть первый образ единства. Не случайно в Государственном учении Филарета Московского в противоположность "Общественному договору" Ж.-Ж. Руссо написано о том, что государство есть общество семейного типа, это есть "разросшееся семейство". Сегодня порой непонятно, почему болельщики так рвутся на трибунах болеть за свою команду? Спрашивается: какая разница, какая из двух групп дяденек с накаченными мышцами загонит мяч в ворота? Мне кажется, что современный гипертрофированный фанатизм спортивных болельщиков - объясняется тем, что "боление" за родную команду - осталось практически единственной сферой, где люди могут открыто болеть за честь своей страны, потому что во всем остальном общество построено на атомизации, на разбиении на индивиды. Это действительно та отдушина, куда уходят чувства, которым нет выхода в других областях. А как учат наши либералы - так нельзя сочувствовать собственному правительству. Можно сидеть в Совете Европы и с удовольствием потирать руки от неудач собственного правительства, и радоваться. У Пушкина, кстати, есть стихотворение, посвященное российскому либералу. Он предвосхитил то, что мы видим сегодня!
Ты просвещением свой разум освятил,
Ты правды чистый лик увидел,
И нежно чуждые народы возлюбил,
И мудро свой возненавидел...
Ты руки потирал от наших неудач,
С лукавым смехом слушал вести,
Когда разбитые полки бежали вскачь,
И гибло знамя нашей чести...
    А с какой иронией Пушкин говорит о либеральных ценностях, ставших "священными коровами" сегодняшнего человека: "Недорого ценю я многие права, от коих не одна кружится голова..." Они заслонили то глубинное понимание внутренней свободы, которое и делает человека подлинно свободным от сиюминутных обстоятельств жизни, когда он способен поступать на основе абсолютной морали и нравственности, а не на основе этики целесообразности.
- Собственно, так и предлагали строить идеологию отечественного образования многие из участников Рождественских чтений: учить и воспитывать детей в опоре на христианское наследие, а не на фундаменте атеистического либерализма и индивидуализма.
- Я совсем не предлагаю строить российское и русское национальное образование на основе сугубого антизападничества. Не надо антизападничества, но надо детям объяснить, что великая европейская культура, в основе своей христианская, дала в истории две мощные ветви. И как раз знание нашей собственной культуры и религиозно-философских корней всеевропейской культуры побудит детей понимать, что великая христианская культура - это и культура православной ойкумены, понять не только отличие, но и изначальное единство. Не надо антизападничества, но ведь христианская Европа - это и мы в том числе. Правда, сейчас нас хотят отодвинуть на задворки и сделать православие этакой этнографической деревней - музейным экспонатом в Европе.
    - Вы, наверное, обратили внимание на то, что в ходе борьбы с традициями и культурой православия предпринимаются попытки навязать обществу некую альтернативу православной этике и нравственности - "воспитание на основах толерантности". Есть даже государственная программа, на это тратятся огромные деньги российских налогоплательщиков. При этом делается вид, что традиционное русское общество абсолютно не толерантно, его надо этому учить. А это значит, что православие - не толерантно? Традиции русской культуры - не толерантны?
- Назовите мне какие-нибудь явления в прежней России, которые свидетельствовали бы о нетолерантности русского человека тогда, когда он неоспоримо был носителем православия и русской культуры? Российская империя, объединившая десятки и сотни народов, и сохранившая их все - это уже такой образец толерантности, которая была и несвойственна западным обществам. Последние изначально шли по пути создания монотеистических, монокультурных и мононациональных государств. Чего стоит принцип "Чья страна, того и вера" - принцип Аугсбургского религиозного мира 1555 года, на котором пытались основать "толерантность" между католиками и протестантами - это было бы немыслимым насилием над свободой совести в средневековой Руси. Что, если к России присоединялась какая-либо территория, так народ должен был сразу перекрещиваться, переходить в веру нового владетеля? Да такая мысль и в голову русскому человеку не приходила! Не приходило это в голову и русской церкви. А ведь на Западе именно так и было: в ходе войн между католиками и протестантами половина населения Центральной Европы была истреблена именно под этими лозунгами. Когда русский народ был укоренен в своей вере и культуре от мужика до аристократа, в государстве не было межнациональной розни. Элита всех входивших в империю народов была интегрирована в правящий слой. Татарские мурзы имели право иметь, и имели русских крепостных. По статистике Дворянского собрания грузинские, армянские и прибалтийские дворяне составляли огромный процент от всех дворян России - к началу I-й Мировой войны 40% российского дворянства составляли не русские (а если учесть, что тогда русскими дворянами считались и малороссийские, и белорусские, то значит, процент чисто не русских еще более возрастал!). Так о какой нетолерантности русского народа можно говорить?!
    Все примеры нетолерантности являют нам сегодня как раз обезбоженные общества в Западной Европе, где мы видим уродливые и острейшие проявления национальной и культурной розни.
Не надо отождествлять толерантность с культурным нигилизмом. Практически под видом "толерантности" от нас требуют отказаться от своих национальных наследий и стать некими "общечеловеками". Это культурный нигилизм, это не толерантность! Знаете ли Вы самых выдающихся представителей национальных культур, которые были бы нетолерантны? А вот низко культурные люди - они-то как раз мало толерантны. Именно потому, о чем мы говорили: они не способны сформулировать цели и ценности бытия, и только ищут врага...
    Вообще, нынешние "постсоветские западники" являет собою пример ужасающей безграмотности не только в собственной культуре, но и в великой западной культуре, они ничего о ней не знают.
- Я тоже думал об этом: видимо то, что "новое западничество" представлено сегодня, как правило, выходцами из кругов "экономистов", "старших экономистов", да плюс некоего небольшого количества технократов, и породило микросоциум, в котором нет гуманитариев, нет широко образованных людей. Отсюда - непонимание всех сложностей функционирования общества, этот "экономический экстремизм".
-... Это "экономический демонизм". Они не вышли из коротких штанишек того же материалистического осмысления жизни.
- На Западе даже технократы уже поняли, что для серьезного научного прорыва нужно, чтобы человек получал не только солидную порцию знаний по естественным наукам, но и так называемые "ненужные", дополнительные знания - по истории, литературе, философии. А если будет реализована идея 25% сокращения содержания образования в школе, под нож пойдут, прежде всего, гуманитарные дисциплины. Российское образование будет неминуемо низведено до положения вторичного в мире не только потому, что его плохо финансируют, но и потому, что оно лишится гуманитарной составляющей!
- К сожалению, так и будет. Хотя, как писал русский философ Астафьев, история и философия "есть питомники идеалов человека и создатели его мировоззрения". На самом деле, каково мировоззрение человека, таков и совершаемый им исторический акт. Бесспорно, на современном производстве нужно владеть компьютерами, определенным набором знаний из естественных наук. Но для того, чтобы быть хорошим человеком, гражданином, нужно различать, что хорошо и плохо, знать историю, немного философии и истории политических учений, представлять себе место своей страны и своей культуры в системе мировой истории и культуры. Но это совершенно ускользает из сознания наших технократов.
    Что касается сокращения содержания образования - то это трагедия. При всей проблематичности положения во многих областях жизни нашей страны, уровень образования у нас всегда был очень высок. Неслучайно, до сих пор идет "утечка мозгов". Несмотря на идеологическую зашоренность в советское время сохранялась системность образования.
-    Заметили ли Вы, что все принципиальные вопросы изменений в системе образования вызревают сегодня в "закулисье": серьезного общественного обсуждения нет.
-     Все "презентации" (их даже и обсуждениями-то назвать нельзя!) очередных "новых проектов модернизации" российского образования, в конечном итоге привели к тому, что и Российская Академия наук, и высшая школа страны, и учительство с тревогой (если не сказать резче) воспринимают все навязываемые новшества. Например, то же странное желание свести фундаментальное образование к минимуму. Я даже не представляю себе, что произойдет, когда лет через пятнадцать вообще не будет квалифицированных кадров ни для одной сферы жизнедеятельности государства. Эта увлеченность технократическими и экономистическими методами в реформировании образования, действительно, вызывает огромную тревогу.
- Не покидает ощущение, что основное направление "реформирования российской школы" сводится к стремлению и у нас насадить приемы и стандарты обучения массовых американских школ, крайне посредственных. Нет бы ориентироваться на то, чтобы большинство наших школ оснастить материально и профинансировать на уровне американских!
- При гораздо меньшем, но надлежащем финансировании из очень-очень многих учреждений образования у нас можно было бы сделать элитное. Я сторонник того, чтобы у талантливых людей была возможность получения хорошего образования, чтобы их замечали, переводили на расширенные программы и вели к вершинам. Тогда - это подготовка к будущим вершинам научного знания, эрудиции, общей культуры поведения, чего так не хватает сегодня даже у талантливых людей! И элитных школ надо у нас много...
- ...страна-то большая.
- Страна большая! А если сейчас отменят льготы учителям, если не будет обязательной тарифной сетки (что позволит местным властям спустить зарплату учителя до каких-нибудь 800 рублей), да еще пойдет сокращение учителей...? А кто же пойдет работать на село, если не будет надбавок и привилегий за работу в сельской местности?! Разговор о сельском учителе - особый. Мы знаем, что материальная база сельской школы сегодня зачастую - средневековье: старые разваливающиеся здания, где плохо и с отоплением, и с тем, и с другим. Вокруг в мире - повальная информатизация, компьютеризация, а тут - туалет во дворе как в XIX веке, полы сгнившие, печки, лампочек не хватает... Представляете, сельская школа, глубинка, где и дома как XIX веке и люди до сих пор добывают хлеб насущный в поте лица в буквальном смысле... А на картинке телевизора ежедневно - только гедонистический подход к жизни: жизнь как источник наслаждений, и этим пронизано все: реклама, информационные программы, ток-шоу... А жизнь на селе просто предполагает в известной мере аскетическую установку. Без нее, без нравственного ограничения и при таких соблазнах, да еще с призывом "Бери от жизни все!" уже трудно не пойти убивать, грабить, обманывать, лишь бы быть "успешным". Это такое противоречие, которое повергает в чудовищные, мерзкие соблазны нашу молодежь... и как сельский учитель должен этому противопоставлять извечную бескорыстную тягу к знаниям, к высотам духа?    
Пожалуй, единственная из всех объявленных Министерством образования идей, мне по душе замысел сделать сельские школы центрами культуры, где можно и лекцию послушать, и пообщаться приятно без бутылки в руке, и книжку взять почитать, и посмотреть фильм из золотого фонда и в актовом зале постановку местного театра, гастрольный концерт. Для всего этого требуются средства, и не такие большие... Но может быть, и это воспрепятствовало бы бегству молодежи из деревни, умиранию русской деревни...
- ...которая уже сегодня стоит на пороге демографической катастрофы, контингент учащихся сельских школ тает.
- Это - огромная и на самом деле - главная проблема. Все, что мы с Вами сейчас обсуждаем, может быть бессмысленно через двадцать пять лет: население в стране уменьшается на миллион в год! Никакой программы, которая могла бы приостановить этот процесс, нет. А проблема эта сложная: здесь вложения - от материальных до нематериальных - не могут принести успех на следующий год и даже через пять.
Демографическая проблема тоже связана с образованием. По оценке демографов, такая катастрофа связана вовсе не с урбанизацией, а в большей мере с общей утратой смысла жизни у народа, который ощущает себя вытесненным на обочину мировой истории. Поэтому восстановление уважения к собственной истории, своей культуре, к стране препятствует утрате одного из главных инстинктов - инстинкта к продолжению рода. И спасать ситуацию здесь должна школа: воспитанием и образованием детей и подростков на основе верных целей и истинных ценностей.
- Между тем, жизнь российского учителя сегодня - жизнь много работающего, но мало зарабатывающего человека, у которого от зарплаты до зарплаты не хватает. Может быть, уже пришло время государству задуматься над этим?
- Действительно, последствием катастрофической либеральной политики последних десятилетий стало погружение в так называемую структурную бедность целых категорий граждан и профессий. Речь идет не о безработных и не о ненужных профессиях, а именно о работающих в нужных и огромных по занятости отраслях! Это бедность не по случайным обстоятельствам (сироты, убогие, погорельцы и прочие), а бедность, запрограммированная созданным типом экономики. Тут сколько не работай, сколько от государства подачки по 300-500 рублей не получай, не выбраться из практически средневековой нищеты. Порой у людей нет денег на билет, чтобы съездить на похороны своего родственника! Это полное средневековое прикрепление к земле.
И учителя, и другие бюджетники принадлежат к данной категории, которая попала в эти клещи. Они остались в своих социальных слоях в отличие от люмпенизированных сезонных рабочих, но, как и те лишены социальной энергии и социальной перспективы. Я ведь это хорошо знаю - до депутатства я получала на руки как доктор наук в крупном институте Академии Наук - 2917 рублей!!!
Разговоры об этом сейчас пробиваются, в том числе и в Думе, но я пока не вижу предложений, которые бы принципиально изменили ситуацию. Попытки незначительных повышений зарплаты не меняют структурной бедности - нужны структурные изменения в бюджете и внутри бюджетных разделов. А ведь учитель сейчас - это единственный для страны якорь, который тянет к "разумному, доброму, вечному" и поддерживает нравственную, интеллектуальную и культурную планку, которая снижается и снижается - далее одичание. Практически, как врач - за жизнь больного, учитель борется за жизнь души и сознания. Учитель сегодня на самом деле остается спасителем Отечества, ему надо памятник ставить.
- Что пожелаете на прощание российскому учителю?
-    Веры, надежды, любви. И конечно - бороться за свои права. Конечно, я вовсе не хочу, чтобы наши "либералы" руками голодных стариков и нуждающихся учителей устроили нам "березовую революцию". Этого, как раз, люди нашего мировоззрения никак не хотят, так что нужно поступать ответственно и исторически мудро... Но бороться за свои права - нужно.

Опубл.: "Практический журнал для учителя и администрации школы", No 2 (февраль), 2005.



Док. 283166
Опублик.: 13.03.07
Число обращений: 732

  • Котов Сергей Андреевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``