В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Председатель ЗС Тверской области Андрей Епишин: `Отмена строки `против всех` в бюллетенях послужит развитию партийной системы в России` Назад
Председатель ЗС Тверской области Андрей Епишин: `Отмена строки `против всех` в бюллетенях послужит развитию партийной системы в России`
Андрей Николаевич, ваша инициатива об исключении строки "против всех" из бюллетеней на выборах вызвала достаточно большой общественный резонанс. Большинство политиков и экспертов высказались "за", и в итоге депутаты Госдумы приняли соответствующий закон. Тем не менее, звучали и голоса против. Что вы можете сказать критикам закона?
- У внесенных изменений в федеральное законодательство есть значимые положительные стороны. Во-первых, отсутствие графы "против всех" уменьшает риск срыва выборов в случае так называемого протестного голосования и траты дополнительных бюджетных средств на повторные выборы. Во-вторых, это стимул как для избирателей, так и для кандидатов. Первым - повышать активность, вторым - продуктивнее работать с электоратом.
Могу сказать, что мировой опыт в большинстве случаев склоняется к отмене графы "против всех", потому что она не сочетается с европейскими правовыми нормами, с системой так называемых "старых демократий". Рабочая группа, занимавшаяся выборным законодательством, анализировала плюсы и минусы современной региональной системы выборов как на федеральном уровне, так и в регионах. По нашему мнению, графа "против всех" - порождение молодых демократий нового времени. В России эта графа появилась во время перестройки.

Все признают, что в развитых демократиях аналогов этому нет, поскольку там предложения на политическом рынке всегда превышают спрос. Мы считаем, что сегодня Россия также готова к этому, у нас в стране уже сформировалась развитая политическая система. Например, в прошлогодних выборах в ЗС участвовало более 10 партий. Политический спрос в Тверской области обеспечен - есть из кого выбрать. Сейчас в нашем Законодательном собрании представлены 6 партий - "Единая Россия", КПРФ, "Родина", ЛДПР, "Народная воля", Аграрная партия. И все они подписались под инициативой об отмене графы "против всех".
Думаю, что россияне в подавляющем большинстве не ходят голосовать против всех. Проблема в другом - у нас много неопределившихся. У кандидатов нет внятных политических программ, поэтому избиратели просто не понимают, за кого и за что голосуют. И принятые изменения станут стимулом, чтобы кандидаты лучше доносили свои предложения до электората.
Я считаю, что говорить об уменьшении объема демократии в стране в случае отсутствия графы "против всех" - однозначно нельзя. Это органично вписывается в систему формирования зрелого гражданского общества в России и столь же зрелой партийной структуры.

- Сегодня активно обсуждается вопрос об усилении роли партий в политической жизни страны. На укрепление политических партий направлены введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу и смешанной системы выборов в региональные законодательные органы. Ваша точка зрения - стоит ли распространять такую практику на муниципальный уровень?
- Мы прописали изменения в Избирательном кодексе области (в осеннюю сессию предстоит его третье чтение), согласно которым в муниципалитетах с населением более 10 тыс. человек выборы будут проводиться по смешанной, пропорционально-мажоритарной системе. Половина депутатов будет избираться по округам, половина - по партийным спискам.
Что касается небольших муниципальных образований, муниципалитетов первого уровня - городских и сельских поселений, голосование по партспискам в них, на мой взгляд, сегодня нереально. Дело в том, что даже на уровне муниципальных образований второго уровня - районов и городов далеко не везде есть фракции и местные региональные отделения даже крупных партий. А в муниципалитетах первого уровня, которых у нас более 300, серьезные сложности заключаются в том, чтобы вообще найти кандидатов.
Проблема в том, как сформировать эти органы власти, не говоря уже о выборах по партспискам. Поэтому мы предложили - на уровне сельских поселений оставить голосование только по одномандатным округам, мажоритарную систему выборов.
А в Твери и других крупных муниципалитетах - ввести смешанную систему выборов. Думаю, что это достаточно взвешенное решение и оно пойдет на пользу развитию партийной системы в нашлем регионе.
Вообще мне представляется, что то внимание, которое сегодня уделяется формированию, развитию партийной демократии в России, абсолютно оправдано. Партия - это самая организованная форма политической работы. Могу сказать, что мы в ЗС очень много вопросов решаем, сначала согласовав их с партией, у нас полноценно работает фракция "Единой России".

- Продолжая разговор об усилении роли политических партий - может ли Россия в перспективе перейти на схему формирования правительства партийным большинством в Госдуме?
- Я бы в обозримой перспективе не ставил вопрос о партийном правительстве в России. Задачи, которые стоят перед правительством, отличны от того, что делают партии. Считаю, что у нас в стране должно быть неполитизированное правительство. Таким образом будет обеспечиваться система сдержек и противовесов федеральных исполнительных и законодательных органов власти. Вообще, на мой взгляд, России нужна твердая вертикаль власти - таков уклад нашего государства.

- На укрепление вертикали власти направлено еще одно решение тверских депутатов - на прошлой неделе Заксобрание внесло изменения в Устав региона, согласно которым губернатор имеет право распустить муниципальный законодательный орган или отрешить от должности главу муниципального образования в случае нарушения ими законов или ненадлежащего исполнения своих полномочий... Не связан ли этот закон со скандалом в Тверской гордуме, где целая группа депутатов в этом году оказалось замешанной в коррупционном скандале и подозревается во взяточничестве?
- Прямой связи здесь, конечно же, нет. Тем более, это ни в коей мере не означает, что губернатор сможет лично принимать решение о роспуске органов местного самоуправления. Для этого потребуется согласование ЗС и соответствующее судебное решение.
Нужно сказать, что поправки разработаны в соответствии с федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которым установлена ответственность органов местного самоуправления перед государством. Так что ничего нового здесь мы, в общем-то, не придумали. Подобная процедура также прописана, например, в Московской области, причем там она гораздо жестче, наши нормы более либеральны.
Согласно принятым поправкам, в случае если представительный орган власти муниципального образования или глава муниципального образования допустили грубое нарушение закона, что подтверждено соответствующим судебным решением, губернатор области имеет право внести в ЗС проект закона о роспуске местного законодательного органа или издать правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования.

- А как вы относитесь к предложению о назначении мэров - по подобию с новой системой утверждения губернаторов?
Думаю, что это правильное предложение, если вести речь о крупных городах, прежде всего - о региональных центрах. Потому что конфликты губернатор - мэр, существующие в некоторых регионах, конечно же, мешают развитию территорий. Такое решение было бы в интересах населения и ни в коей мере не мешало развитию местного самоуправления. Жители избирали бы местный парламент, который затем уже согласовывал утверждение мэра.
Кстати, я думаю, что такая схема нужна в первую очередь не губернаторам, а президенту РФ. Таким образом было бы логично завершено формирование вертикали власти и исключены никому не нужные конфликты и проблемы.

- Еще одно активно обсуждаемое сегодня предложение - об объединении и укрупнении регионов. В связи с этим можно услышать достаточно смелые идеи о возможном объединении Тверской и Московской областей. На ваш взгляд, целесообразно ли такое решение или же это идеи из области фантастики?
- Здесь нужно исходить прежде всего из интересов населения и экономической целесообразности. То объединение регионов, которое сейчас происходит в России - безусловно оправдано, потому что в Перми, Красноярске, Иркутске достаточно искусственно были отсоединены автономные округа. И объединение здесь - логичный и оправданный процесс.
Что касается нашей области, то я думаю, что нас меньше всего затронет перспектива объединения. Хотя в истории нашей земли был такой прецедент - с 1929 по 1935 годы существовал Тверской округ Московской области. Однако этот опыт оказался неудачным.
Сегодня Тверская область - самая большая в ЦФО, по площади она в два раза больше Московской. Думаю, что нельзя делать такого "монстра" по соседству со столицей. А с Московской областью у нас запланированы другие формы работы, в том числе сейчас формируется объединенная коллегия исполнительных органов. Эта идея одобрена руководством ЦФО.
Тем более, что у Подмосковья самая большая протяженностью граница - с Тверской областью. Нет нужды укрупнять регионы - мы будем строить объединение с Московской областью на иных основаниях, укрепляя экономические связи.

- Три соседние области - Московская, Ленинградская и Тверская выступили с инициативой о проведении налогового эксперимента, предлагая изменить сложившуюся практику выплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту работы. Предлагается выплачивать его по иному принципу - по месту жительства. Что это даст региону, какова цена вопроса?
- Нужно сказать, что НДФЛ обеспечивает значительную часть поступлений в бюджет. Так, только в прошлом году в консолидированный бюджет Тверской области вклад НДФЛ составил 4,8 млрд рублей. Сумма налога могла быть и намного больше, если бы те многие тысячи наших земляков, которые живут в городах и селах Верхневолжья, а работают в соседних областях, не оставляли свой налог по месту работы. Так требует существующее законодательство. И проблема эта актуальна не только для Тверской, но и для многих других областей Российской Федерации.
Более справедливым было бы применять при уплате НДФЛ другой принцип: платить налог по месту жительства. Это позволило бы более полно обеспечить налогоплательщика пакетом социальных услуг по месту жительства, способствовало созданию благоприятных условий для проживания граждан. Поэтому тверские парламентарии поддержали инициативу Мособлдумы о принятии федерального закона "О проведении эксперимента по распределению сумм налога на доходы физических лиц между бюджетами на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей".
Его идея состоит в том, что распределение сумм налога на доходы физических лиц будет происходить между бюджетами этих областей не через налоговых агентов, а через федеральное казначейство. Технически и организационно это вполне допустимо даже в рамках существующей системы, к тому же не требует дополнительного финансирования.
Закон об эксперименте в случае его принятия позволит повысить наполняемость региональных бюджетов, и в первую очередь Тверской области. Для нас это дополнительно свыше 100 миллионов рублей ежегодно. Новая система особенно актуальна в связи с проведением реформы местного самоуправления и будет способствовать укреплению налоговой базы муниципалитетов.
Надеюсь, что законопроект о налоговом эксперименте будет принят Госдумой, потому что он достаточно взвешен и проработан. Теперь нужна политическая воля. Я верю в успех этого эксперимента, и если он хорошо зарекомендует себя в наших трех регионах, это позволит распространить его на всю Россию.

- После Послания президента Федеральному Собранию демографическая проблема у всех на устах. Что уже делается и что планируется сделать в Тверской области для ее решения? Тем более, что демографическая ситуация в регионе крайне сложная - ежегодно население Верхневолжья сокращается на 30 тысяч человек?
- Решать эту проблему нужно тремя путями - во-первых, развивать здравоохранение, бороться за увеличение продолжительности жизни, снижение смертности. Тверская область является одним из лидеров в реформе здравоохранения - у нас создано уже более 150 офисов врачей общей практики, формируются межрайонные медицинские центры для оказания качественной медицинской помощи населению, разрабатываем программу по строительству и реконструкции роддомов, закупаем оборудование для медицинских учреждений... Плюс к этому - существенная поддержка оказывается региону по нацпроекту "Здоровье". Второе направление - стимулирование рождаемости, эти меры озвучил президент.
И, наконец, третье направление - миграционная политика. Здесь у нас также позиция очень активная. Мы вошли в 12 пилотных регионов, где будет реализована программа добровольного переселения соотечественников из-за рубежа. Тверская область должна до 1 сентября представить в правительство РФ проект соответствующей региональной программы. И средства на ее реализацию мы обязательно заложим в бюджете 2007 года.
При разработке программы предстоит изучить потребности региона. Понятно, что мы должны привлечь в первую очередь трудоспособное население. Необходимо выявить точки, где нам необходимы трудовые ресурсы. Нам нужны специалисты рабочих профессий. Чрезвычайно нуждается в специалистах отрасль АПК, причем эта проблема была актуальна еще с советских времен.
Поэтому мы готовы повсеместно развивать интенсивное фермерское хозяйство и не просто давать работу мигрантам, а активно помогать им, создавать под них даже производственные ресурсы. Если к нам приезжает семья, которая готова поднимать какую-то ферму - пожалуйста, мы в рамках нацпроекта "Развитие АПК" дадим по лизингу необходимое оборудование, выделим средства по ипотеке на строительство жилья. Государство обеспечит мигрантам проезд, для них будет действовать упрощенная система получения гражданства. Планируем давать мигрантам так называемые подъемные, чтобы была возможность обустроиться на новом месте.
Кроме того, в области сейчас создаются промышленные зоны. Первая такая зона организована в поселке Редкино, там строятся новые предприятия, создаются сотни рабочих мест. Мы планируем принять закон о промзонах. Думаю, что в них тоже будем привлекать мигрантов - под конкретные потребности предприятий.
Считаю, что Тверская область в перспективе способна принимать несколько тысяч мигрантов в год. Для нашего региона это будет очень существенно, особенно - для села. Что касается ближайших планов, то думаю, что на следующий год мы сумеем обеспечить заявку на 1 тыс. переселенцев.

- Тверская область заявила о намерениях претендовать на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на озере Селигер. Насколько реально создание крупного туристического центра в регионе средней полосы, в условиях сезонного, преимущественно, летнего туризма? Какие меры планируют предпринять тверские законодатели для развития отрасли?
- Думаю, что шансы на создание ОЭЗ неплохие. Селигер по праву называют жемчужиной России, в 70-е годы это был один из центров массового туризма в России. Сейчас наша задача - возродить былую славу Селигера, привлечь сюда новых туристов. Для этого, конечно, же необходимо развивать туристическую инфраструктуру, модернизировать существующие и строить новые отели, создавать различные развлекательные комплексы, повышать ассортимент и качество оказываемых туристам услуг... Создание особой экономической зоны, безусловно, позитивно скажется на развитии озерного края. Что касается сезонного туризма - это не проблема, есть примеры по успешному развитию этой отрасли в таких северных странах как, например, Финляндия. Нужно развивать экологический туризм, охоту, рыбалку...
Законодательное собрание готово оказать максимально возможную поддержку этому проекту. Мы можем давать налоговые преференции инвесторам, работающим на территории ОЭЗ. Можно ввести особую форму управления этой территорией. Готовы выделять бюджетные средства на проектные стратегии по развитию Селигера, на проектирование и строительство инфраструктурных объектов...
Мы будем развивать Селигер, независимо от того, станет ли он особой экономической зоной. Но нужно понимать, что создание ОЭЗ даст огромный плюс, большой импульс в развитии тверского туризма.


Интерфакс
10.07.06

www.epishin.ru/?sw=1&id=12&id_nws=5

Док. 283043
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 314

  • Епишин Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``