В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на Байкальском экономическом форуме Назад
Выступление на Байкальском экономическом форуме
ОПЫТ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Добрый день, уважаемые коллеги.

Вынесение сегодняшней социальной темы нашей дискуссии на пленарное заседание экономического форума ещё раз показывает, насколько определяющим становится значение человеческого фактора для развития страны.
Очень важно, что в последнее время государство в своей деятельности поворачивается лицом к человеку, отходя от абстрактной "экономической политики ради экономической политики".
Развитие человеческого капитала прописано и в Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и в реализуемых сегодня национальных проектах в качестве одной из основных составляющих повышения конкурентоспособности страны.
Задача регионального руководства - всемерная поддержка такой политики, проявление инициативы и энергии в ее реализации.

Мы собрались на эту встречу из разных российских регионов. Условия жизни в наших регионах. Мне думается, что социальная и демографическая проблемы в центре страны и в сибирско-дальневосточных регионах имеют и одинаковые, и в то же время разные причины. И потому подходить к решению этих вопросов надо по-разному.
В Сибири и на Дальнем Востоке людей надо привлекать созданием намного лучших, чем для других регионов, социальных условий. Это позволяет повернуть миграционный "отток" вспять и повысить плотность российского населения на этой богатой территории. В центральных регионах и, в частности, у нас в Тверской области главной задачей становится качественное инвестирование человеческого капитала.
По основным социально-экономическим показателям наша область занимает позиции в пятом десятке российской "табели о рангах", и 8-е--10-е места - в Центральном федеральном округе.
На конец 2005 г. в области проживало 1 млн. 407 тыс. человек, объём валового регионального продукта составил 101 млрд. рублей, или 71,4 тыс. рублей на человека (это 9-й показатель по ЦФО), размер расходов консолидированного бюджета - 21 млрд. рублей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за декабрь 2005 г. составила 6,5 тысяч рублей, или 7-е место среди регионов ЦФО. Так же, как и большинство областей Центра России, мы не располагаем крупными запасами стратегического сырья.
В Тверской области - один из самых низких уровней плотности населения, при самой крупной в ЦФО площади: 84 тысячи квадратных километров. По последней переписи, из общего числа 9 с половиной тысяч населённых пунктов, в трех с половиной тысячах проживают меньше, чем по десять жителей. Возрастная структура населения, в силу идущих ещё из 19-го века демографических перекосов, также неблагоприятна: коэффициент демографической нагрузки на трудоспособное население в нашей области на 13% выше, чем в ЦФО. Следствие -- высокие удельные затраты на поддержание прежде всего социальной, а также инженерной и транспортной инфраструктуры.
Планируя стратегию действий, мы исходили из того, что в общероссийской системе координат наш регион является важным элементом транспортной, энергетической и экологической инфраструктуры страны, точнее -- её Европейской части. Он работает на обеспечение развития и жизнедеятельности Московской агломерации и одновременно является звеном инфраструктурного коридора, связывающего столицу с Северо-западной частью страны.

Основной целью стратегии мы определили максимально эффективное использование преимуществ положения и сложившейся роли Тверской области в региональном разделении труда для динамичного экономического роста и достижения высокого качества жизни населения.

Одним из способов решения всего этого комплекса проблем, на наш взгляд, является усиление работы по привлечению в регион инвесторов.

В середине 80-х Тверь была городом программистов. И потому особый упор мы делаем на привлечение в область высокотехнологичных предприятий, создание соответствующей образовательной, научной и научно-технологической инфраструктуры, формирование научно-производственных кластеров и технопарков. Два года назад на территории области открыт крупнейший в России торгово-посылочный комплекс группы французских компаний, затем из Москвы в Тверь перенесён Интернет-магазин "Озон.ру" и стремительно начали расти колл-центры. В качестве конкурентного преимущества помимо близости к Москве и качества коммуникаций, мы использовали то обстоятельство, что жители Твери имеют классическое русское произношение. В результате сформировался новый сектор, имеющий 5 тысяч занятых и занимающий до 35 % российского рынка колл-услуг. Следующим шагом станет перевод из столицы бэк-офисов крупных компаний и банков.
Создаются IT-бизнес-инкубаторы, которые привлекают талантливую тверскую молодёжь и заставляют её смотреть не только в сторону столицы.

Что же нужно сделать для повышения конкурентоспособности наших трудовых ресурсов?
Один из путей решения проблемы - миграционная политика. Необходимы законодательные меры и создание условий для миграции в Россию людей с высокой культурой труда и высоким уровнем образования. В Тверской области разработана и успешно реализуется комплексная миграционная программа, предусматривающая целый комплекс мер от переселения до трудоустройства.
Но одна только миграционная политика, безусловно, не сможет на сто процентов восполнить недостаток трудовых ресурсов.

Основные усилия государства и бизнеса должны быть сосредоточены на повышении образовательного и профессионального уровня россиян - тех, кто трудится сейчас и тех, кто будет работать здесь в будущем.
Повышение качества человеческого ресурса в России должно основываться, прежде всего, на образовании. Важнейший аспект здесь - подготовка качественного менеджмента.
Тверская область самым активным образом участвует в Президентской программе подготовки управленческих кадров.
В числе немногих других регионов страны наша область в рамках Президентской программы получила право на организацию Регионального ресурсного центра, деятельность которого осуществляется в сотрудничестве с федеральными министерствами и авторитетными международными организациями: Еврокомиссией Европейского союза, фондами InWent (Германия) и ISTUD (айстьюд) (Италия), Японским центром и другими. Столь представительная поддержка позволила нашему Региональному ресурсному центру готовить специалистов высочайшего уровня в различных сферах управления. А также стать центром по распространению современных знаний в этой сфере для тверских предприятий, организаций, госорганов.

Подготовка качественных управленцев - это стратегическая, долгосрочная задача, на решение которой нам понадобятся ещё годы.
Между тем, в краткосрочном плане нам необходимо научиться как можно более эффективно использовать тот человеческий ресурс, которым мы располагаем сейчас, эффективно работать с тем, что у нас есть. В настоящее время ог¬ромное количество людей в малых городах и селах практически не участвуют в экономической жизни, то есть их потенциал попросту не задействован в развитии страны.
Приведу пример из нашей Тверской об¬ласти. В одном из районов проживает 15 тысяч человек, из них половина в селе, в 18 хозяйст¬вах. Общий годовой объем про¬дукции этих 18 хозяйств - 21 миллион рублей, то есть менее З тысяч рублей на человека в год! Но неэффективность использования человеческого ресурса - проблема далеко не только сельскохозяйственная.
Для решения этой проб¬лемы региональные и местные власти должны доходить до каждого населенного пункта и применительно к су¬ществующим там условиям помогать создавать там предприятии, на продукцию которых был бы спрос. Это и бу¬дет реализация конкретной местной "модели" использования имеющегося человеческого ресурса.

Наша социальная политика, учитывая специфику региона, направлена на повышение качества жизни населения обеспечением единых стандартов социальных услуг на всей территории области, независимо от места проживания гражданина, имею в виду сельскую местность. Для этого проводится реструктуризация сети социальных учреждений с повышением эффективности использования бюджетных средств и разрабатываются специальные программы социально-экономического развития сельских районов.
Разработаны системные меры, направленные на улучшение демографической ситуации: есть региональная программа по привлечению соотечественников, проживающих за рубежом, ведётся строительство родильных домов и детской областной клинической больницы, создан областной неонатальный центр.
Наметилась тенденция к увеличению рождаемости: за два года -- с 8,8 промилле до 9,3 (ЦФО - 8,8 промилле). За это же время с 24,1 промилле до 23,1 снизилась смертность.
За то же время реальные располагаемые доходы граждан выросли на 43,5%. Если в первом квартале 2004 г. душевые денежные доходы в среднем превышали прожиточный минимум в полтора раза, то в первом квартале 2006 г. - уже в 1, 9 раза.
Уровень бедности за два года сократился более, чем на треть.

Жилье, работа, развитая инфраструктура, возможность хорошего образования, квалифицированная медицинская помощь - да, все это стоит больших денег. Но это и есть реальные стимулы роста человеческого капитала.
Здесь должны быть сведены воедино и усилия политиков, всех уровней власти, всех институтов общества, необходим комплексный подход.
Поэтому сегодняшняя дискуссия на площадке Байкальского форума, надеюсь, станет эффективным анализом того опыта, который нарабатывается в системе межрегиональных связей.

Всем нам плодотворной работы.

Спасибо.


Иркутск
20 сентября 2006 г.
"Байкальский экономический форум"

20.09.06
www.epishin.ru/?sw=1&id=12&id_nws=8

Док. 283038
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 300

  • Епишин Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``