В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А.Н. Епишина на Совете законодателей Назад
Выступление А.Н. Епишина на Совете законодателей
Среди поставленных Президентом в последнем Послании Федеральному Собранию задач наконец-то глубоко и масштабно прозвучала демографическая тема. О ее актуальности говорить излишне: без субъекта социально-экономической политики - т.е. людей - бессмысленны любые реформы.

Однако выводом из Послания стал акцент на мерах госполитики, относящихся, скорее, к компетенции исполнительной власти. Законодательная же ветвь сама свела свою роль к утверждению повышенных бюджетных отчислений на поддержку материнства и детства. Заксобрания субъектов Федерации пока что недостаточно инициативны в этом вопросе, под копирку воспроизводят заданный Госдумой курс на увеличение детских пособий и прочие сугубо экономические меры . Отсюда и низкая эффективность местного законотворчества.

Однако мы можем и должны делать больше.
Во-первых, необходимо совершенно по-иному подойти к организации самого процесса законотворчества. Имеются в виду следующие ве-щи:
Аудит существующих и предполагаемых законов на предмет их соответствия текущим демографическим задачам. Некоторые принимавшиеся законы и другие акты вели к ухудшению демографических показателей. Например, печально известное 231-е Постановление Правительства "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств" и последовавшие за ним изменения статей УК привели к многократному росту смертей от передозировок . Слава Богу, оно было пересмотрено. Другой пример: безусловно правильный 122-й закон не был конкретизирован в виде региональных актов, в результате чего возникли перебои в обеспечении лекарствами, что косвенным образом привело к смерти сотен людей.

Мониторинг социально-демографической ситуации. Принимая законы, мы зачастую не знаем, нужны ли они людям, будут ли они эффективно стимулировать рост населения, или же бить в "молоко". Например, мы даем родившим женщинам значительные суммы, но никто не выяснял, всем ли они нужны в равной степени, на что они пойдут, существуют ли какие-то другие, может быть, более значимые стимулы. Поэтому, для точного определения социально-демографической ситуации и уровня удовлетворения социальных нужд необходимо проведение мониторинга потребности в конкретных формах господдержки.
Региональные социальные кодексы. Повышению эффективности "демографических" законов может способствовать принятие единого законодательного акта - социального кодекса региона. Кодекс закрепит:

- принципы, на которых должна строиться система социальной поддержки населения;
- организационные, финансовые и иные механизмы действия системы;
- нормы предоставления услуг в сфере социального обеспечения;
- минимальные гарантированные уровни социальной поддержки в демографически важных областях ;
- права и обязанности всех участников процесса социального обслуживания.

Во-вторых, необходимо принимать новые законы, как на региональном, так и на федеральном уровне, существенно расширяющие палитру мер демографической политики государства. Учитывая регламент, приведу лишь несколько примеров.
В области рождаемости это:

Законодательная переориентация системы областной и федеральной поддержки семьи с 1-2 детьми, как сейчас, на конкретно третьего ребенка как единственного залога демографического роста .
Установление ответственности за искусственное прерывание беременности против воли женщины, за склонение к аборту без медицинских показаний, за пропаганду и рекламу средств по прерыванию беременности . Соответствующие законы давно приняты в таких развитых странах, как Франция, Япония, Испания, Бельгия .
Поддержка семей методами косвенного материального стимулирования. Например, внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в вопросе увеличения пенсионного возраста для женщин до 60 лет и сокращения его для матерей прямо пропорционально количеству детей.

Что касается смертности, то здесь назрели:
Уголовное преследование за продажу алкоголя несовершеннолетним;
Пожизненное заключение для наркодилеров, торгующих в особо крупных размерах, продающих наркотики нашим детям;
Законодательное предписание крупным предприятиям создавать кабинеты профилактики и ранней диагностики.

Возвращаясь к алкоголю: согласно федеральному закону, контроль за розницей лежит целиком на регионах. Однако все наши попытки законодательно регулировать эту сферу (увеличивать цену, сокращать места и время торговли) наталкиваются на организованное противодействие, оспоренные акты надолго зависли в судебных инстанциях. В итоге алкоголизм остается важнейшим фактором преждевременной смертности как в России в целом, так и в Тверской области. Недавняя трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи тому подтверждение.
Если брать шире, то нужно ставить вопрос о закрепление на законодательном уровне финансирования здравоохранения в субъектах до 5% от регионального ВВП, что соответствует нижней границе рекомендованного Всемирной организации здравоохранения финансирования для стран европейского региона. Кроме того, борьба со смертностью - это не только медицина. Мы мало знаем об уровне смертности в различных социальных слоях, однако очевидно, что он выше у наиболее обездоленных, маргинальных групп, которые пока не охвачены законодательством.
Наконец, в сфере иммиграции речь может идти о:

Либерализации на законодательном уровне процедуры предоставления гражданства некоторым особо важным категориям мигрантов ;
Законодательном ограничении роста крупнейших мегаполисов России (Москвы и Санкт-Петербурга) путем введения региональных надбавок за покупку жилья (это ограничит отток населения из наиболее обезлюдевших регионов, включая Тверскую область).

Работа по некоторым из описанных направлений уже ведется в Тверской области - и, я убежден, не только в ней. Однако необходимо стимулировать активность региональных законодателей, суммировать их опыт, сделать его универсальным, т.е. превратить в федеральные законы. К этой работе нужно подключить общественные организации, имеющие бесценные наработки в области демографии. В случае Твери, это Общественный совет ЦФО, давно и успешно занимающийся данной темой. Кроме того, многие вещи (например, касающиеся изменений в УК, ТК, миграционное законодательство) являются компетенцией наших коллег из Думы, которым мы с удовольствием

Выступление А.Н. Епишина на Совете законодателей
25.12.06
www.epishin.ru/?sw=1&id=12&id_nws=10

Док. 283032
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 394

  • Епишин Андрей Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``