В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Бессонов Б. Н.: Макс Фриш Назад
Бессонов Б. Н.: Макс Фриш
Я реалист и гуманист и потому не против социализма.

М. Фриш родился 15 мая 1911 года в Цюрихе. Его отец - архитектор Бруно Фриш, мать - Каролина Беттина, урожденная Вильдемут. В молодые годы жила в России, была гувернанткой.
Семья была небогатой, но отец, сам не имевший высшего образования, стремился, чтобы его сыновья стали образованными людьми. Старший брат Макса Фриша стал химиком. Макс же после окончания гимназии, о которой, как он вспоминает, у него не осталось ярких впечатлений, поступил в Цюрихский университет на факультет германистики.
Литературу и искусство он полюбил еще в школьные годы. В 16 лет Макс увидел постановку "Разбойников" Ф. Шиллера. Пьеса так на него подействовала, что он "просто не мог понять, почему взрослые, у которых достаточно денег и нет уроков, не ходят в театр каждый вечер". В те же 16-17 лет он прочитал "Дон Кихота" и это потрясло его. Немного позже он "испытал счастье" прочитать "Зеленого Генриха" З. Келлера. "Эта книга стала моим учителем". Читал он также Клейста, Мерике и других. В двадцать - двадцать два года, пишет М. Фриш в "Дневнике", я уже определенно хотел стать писателем. Ни офицером, ни адвокатом, ни врачом, ни учителем, ни фабрикантом, - только писателем. Но в это время умер отец и Макс должен был зарабатывать на жизнь. Он начал сотрудничать в газете "Новая Цюрихская газета". Наряду с германистикой стал изучать архитектуру, поступив во второй ВУЗ - Технический университет. С 1941 года он работает в архитектурном бюро Цюриха.
В 1942 году Макс Фриш женился на Константе Мейенбург, в 1959 году их брак распался.
Затем М. Фриш встречает австрийскую поэтессу Ингеборг Бахман. Их любовь и дружба оставили в жизни каждого глубокий и яркий след. И все-таки жить долго вместе они не смогли. Столкнулись два таланта, две неповторимых, непохожих друг на друга личности.
В 1968 году М. Фриш женился во второй раз: на Марианне Целлер, однако в 1979 году и этот брак распался.
С 1955 года он полностью посвятил себя литературной деятельности. Много путешествует, подолгу живет в Риме, Берлине, Нью-Йорке и Цюрихе.
Творческий метод, который М. Фриш принимает и отстаивает - реализм. Но что такое реализм?
Он цитирует Г. Бюхнера, который требовал от искусства правдивого изображения жизни: "Я требую во всем жизни, возможности бытия, тогда это хорошо; мы не должны спрашивать, красиво это или уродливо. Ощущение, что это исполнено жизни, выше этих соображений и является единственным критерием в вопросах искусства". Это и есть то, что я понимаю под реализмом в искусстве: "правдивое изображение исторической реальности со всеми ее противоречиями, то есть отображение без прикрас", - подчеркивает М. Фриш. По его мнению, наиболее яркими реалистами являются Сервантес и Свифт, Джозеф Конрад, Мелвилл. И Кафка. Да, Кафка, ибо существует и некий пророческий реализм. Но, конечно, и русские писатели. "Мне близки и Толстой, и Гоголь, и Пастернак, и Пушкин. Но первым русским писателем, который очаровал меня, был Достоевский. Восхищаюсь Горьким. А Исаак Бабель? Сейчас перечитываю Антона Чехова, которого люблю. Все это великие писатели, если мы согласны в том, что великого писателя отличает объективное знание человека и правдивость отображения. Этим и важен для нас большой писатель. Да, именно объективное знание человека, открытая сила переживания и есть инженерия человечности", - пишет М. Фриш.


Док. 282893
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 652

  • Бессонов Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``