В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наша библиотека
Книги
Статьи
Учебники

Художественная литература
Русская поэзия
Зарубежная поэзия
Русская проза
Зарубежная проза
Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский Назад
Бессонов Б. Н.: Дмитрий Сергеевич Мережковский
Что б ни было, о Русь, я верую в тебя!

    Дмитрий Сергеевич Мережковский - выдающийся русский поэт, писатель, мыслитель. Человек, овладевший высочайшими достижениями мировой культуры, основоположник русского символизма.
    Родился Д. С. Мережковский 2 (14) августа 1865 года в Петербурге. Корни Мережковских на Украине. Дед Дмитрия Сергеевича Иван Федорович приехал в Петербург во времена Павла I.
    Отец Дмитрия Сергеевича - Сергей Иванович в царствование Александра II был одним из столоначальников в придворной конторе. Мать - Варвара Васильевна Чеснокова - дочь петербургского полицейского чиновника. В семье было 9 детей: 6 братьев и 3 сестры. Дмитрий был последним - девятым - ребенком.
    Самые близкие отношения в детстве у Дмитрия Сергеевича были с матерью. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И все же в целом детство Дмитрия Сергеевича, по его собственному признанию, не было счастливым.

Познал я негу безотчетных грез,
Познал я грусть - чуть вышел из пеленок.
Рождало все мучительный вопрос
В душе моей; запуганный ребенок,
Всегда один, в холодном доме рос
Я без любви, угрюмый, как волчонок,
Боясь лица и голоса людей,
Дичился братьев, бегал от гостей...
                ("Старинные октавы")

В 3-ей Петербургской гимназии, в которой Дмитрий Сергеевич начал учиться, атмосфера его также не радовала. "То был конец семидесятых и начало восьмидесятых годов, - самое глухое время классицизма: никакого воспитания, только убийственная зубрежка и выправка". Тем не менее, именно в гимназические годы он влюбился в классический мир Древней Греции и Рима и выучил древние языки. Зачитывался также стихами Пушкина, Лермонтова, Майкова, Тютчева.
Свои первые стихи Дмитрий Сергеевич написал в 13 лет. Отцу они понравились, и он повез сына к Ф. М. Достоевскому. Писатель, познакомившись с первым поэтическим опытом Дмитрия Сергеевича, сказал "Слабо, плохо, никуда не годится. Чтоб хорошо писать, страдать надо; страдать!"
В 1880 году Дмитрий Сергеевич познакомился с поэтом С. Я. Надсоном. Надсоновские мотивы увядания и смерти оказали большое влияние на раннюю лирику Мережковского.
В 1881 году Дмитрий Сергеевич поступает на историко-филологический факультет Петербургского Университета. В университете он увлекается идеями философов-позитивистов: О. Конта, Дж. Ст. Милля, Г. Спенсера и Ч. Дарвина. И конечно же, остается "в плену" у литературы, конечно, прежде всего, русской.
С. Надсон познакомил Мережковского с А. Н. Плещеевым и М. Е. Салтыковым-Щедриным. Постепенно он входит в круг литераторов, группировавшихся вокруг журнала "Отечественные записки". Встречается с В. Г. Короленко, В. М. Гаршиным, Н. К. Михайловским, Г. И. Успенским. Изучает народные религиозные течения (от раскола до скопчества и хлыстовства). Увлекается идеями народничества.
В 1886 г. Д. С. Мережковский закончил университет. В 1888 г. на Кавказе, в Тифлисе, он познакомился с З. Н. Гиппиус, и через год они обвенчались.
Оба - и Д. С. Мережковский, и З. Н. Гиппиус - всецело погружаются в литературу и философию. В те годы в России рождалось новое литературное течение - символизм, на Западе уже широко заявивший о себе творчеством таких выдающихся поэтов, как Ш. Бодлер, П. Верхарн, Э. По. В России символизм выступал как реакция на позитивистско-рационалистическую эстетику.
Первым, кто попытался сформировать идею русского символизма, был Н. М. Минский. Поскольку все в этом мире, конечно, тленно, постольку человек, как обитатель таинственно-непознаваемого мира, должен стремиться к "запредельному"; "пусть бесконечности нет, но стремление души вырваться из оков конечного - бесконечно" и именно в этом единственный смысл и оправдание жизни, заявлял он.
Д. С. Мережковский концепцию символизма разработал более четко, более глубоко.
"Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимости верить и так не понимали разумом невозможности верить. В этом болезненном неразрешимом диссонансе... также, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистической потребности XIX века", писал Д. С. Мережковский в статье "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы".


Док. 282890
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 542

  • Бессонов Борис Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``