В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.Леонтьев: `Нарышкин - не Греф: шлангом прикидываться не будет` Назад
М.Леонтьев: `Нарышкин - не Греф: шлангом прикидываться не будет`
На прошлой неделе президент России произвел самые значительные за последнее время кадровые перестановки в правительстве, а также в руководстве Чеченской республики. В прошлый четверг президент Путин освободил от должности министра обороны РФ Сергея Иванова и одновременно назначил его первым вице-премьером правительства РФ. В свою очередь главой Минобороны стал Анатолий Сердюков, ранее руководивший Федеральной налоговой службой, пост вице-премьера, курирующего внешнеэкономическую деятельность, занял Сергей Нарышкин. Помимо этого, Алу Алханов был отстранен от должности главы Чечни.

Никакой политической разницы между Медведевым и Ивановым не существует

Можно по-разному оценивать качество назначений, это вообще вопрос вкуса, вопрос знания конкретных личностей и вопрос политического словоблудия. Есть одна совершенно очевидная истина - очень важная. Я вообще не понимаю политической разницы между Дмитрием Медведевым и Сергеем Ивановым. Я считаю, что этой разницы вообще физически не существует. С этой точки зрения я не понимаю разговоры об их политическом соперничестве и о том, кто из них преемник, а кто не преемник. Мне кажется, что это просто околесица, ахинея.

На самом деле, правильно ли, неправильно ли, но в свое время, когда у нас, кроме непосредственно вопросов содержания и реформирования армии, возник вопрос перевооружения и модернизации, а также начали выделяться средства на гособоронзаказ, Сергею Борисовичу Иванову было поручено этим заниматься. Именно поэтому он стал впоследствии вице-премьером, именно поэтому он возглавил военно-промышленную комиссию и так далее. Очень быстро выяснилось, что нет вопросов военно-промышленных, особенно в условиях современной экономики, которые не были бы связаны с вопросами гражданской промышленности в смежных отраслях. И это огромное количество отраслей: это машиностроение - все практически, в том числе и такое высокотехнологичное, как, например, авиастроение, судостроение и так далее, это электроника, система управления, навигация, спутниковые системы, космос и прочее.

Так вот с определенного времени на повестке дня встал вопрос: что делать с этими отраслями? Очевидно, что Россия не сможет в среднесрочной перспективе обеспечивать себя военным флотом и военной авиацией и, более того, не сможет даже осуществлять экспорт, если мы не реанимируем соответствующие гражданские отрасли. Даже Советский Союз имел параллельно с военным судостроением и гражданское, а параллельно военному авиапрому также развивал и гражданский. Совершенно очевидно, что в современной рыночной экономике без этого просто невозможно. Этот вопрос сейчас реально стоит на повестке дня. Если мы обратим внимание на то, что обсуждалось последнее время в военно-промышленной комиссии, то мы увидим, что большая часть - это фундаментальные вопросы реанимации гражданских отраслей.

Я готов согласиться с Кудриным, что Россия стоит на пороге экономического чуда

Бюджет начал выделять на это деньги, и власти пытаются принимать конкретные решения по реструктуризации и возобновлению производства, по государственной политике в этих отраслях. С этой точки зрения то, что появился пост первого вице-премьера в лице Сергея Иванова с такими функциями, во-первых, абсолютно естественно, а во-вторых, чрезвычайно важно, потому что в России открыто, конкретно, персонифицировано появляется такая вещь, как промышленная политика, о которой столько говорили, спорили, орали, выли, ругались и так далее. Теперь на высшем уровне в правительстве есть такая важнейшая задача, как координация и выработка промышленной политики.

Мы видели на примере постсоветских стран, что там, где осуществлялась элементарная промышленная политика, наблюдался колоссальный толчок к росту. Это при условии, что постсоветские страны даже не имеют тех конъюнктурных преимуществ, которыми пользуется Россия. Мы видели Украину, которая давала по 16% промышленного роста в год, Белоруссию и так далее, у которых, в отличие от России, была какая-никакая промышленная политика. Можно спорить о качестве этой политики, но она была. В условиях нынешнего состояния постсоветских экономик это дает колоссальный эффект при всех обстоятельствах. Я абсолютно уверен, что целенаправленные государственные инвестиции, достаточно хорошая конъюнктура, колоссальный поток инвестиций, в том числе иностранных, в Россию, могут дать выдающийся рывок вперед. На самом деле общество еще не осознало, что произошло в этом году. 1 млрд прямых иностранных инвестиций в Россию - это относительно в 2,5 раза больше, чем в Китай. Именно относительно, потому что масштаб китайской экономики в 3 раза больше, чем у нас, в 3,5, скорее всего.

При всем моем крайне скептическом отношении к Алексею Кудрину я готов согласиться с его фразой, что Россия стоит на пороге экономического чуда. И это гораздо интереснее, чем эти дебильные рассусоливания по поводу каких-то преемников. Речь идет о реальном русском экономическом чуде, которое начнется с реиндустриализации, причем в первую очередь по самым основным отраслям. У нас впервые, например, сейчас запланированы 3 млрд инвестиций в создание регионального гражданского самолета, и это еще не полный объем инвестиций. Это очень серьезная вещь, но нужна координация, нужна политика. У меня нет никаких оснований сомневаться в способностях Сергея Борисовича, но кто бы ни занял этот пост, уже в рамках наличия этого института такая координация все равно будет осуществляться. Так что это все по существу.

Сердюков в принципе не способен заниматься военным руководством

Существует идея, что назначение Сердюкова оскорбило армию. Мне кажется, что наша армия уже в разных смыслах совсем другая. Во-первых, ее, к сожалению, довольно трудно оскорбить после всего, а во-вторых, ее, к счастью, очень трудно оскорбить. Это разные вещи, могу не расшифровывать, и так понятно, о чем идет речь. Я не понимаю назначения конкретно Сердюкова. Оно, в общем, какое-то удивительное. Сам факт, что гражданский человек с абсолютно невоенной, хозяйственной биографией занимает этот пост - это нормально, потому что наконец, после стольких разговоров о том, что руководство военным ведомством, руководство вооруженными силами и оперативное планирование должны быть отделены друг от друга, появился своеобразный хирургический способ это сделать.

Совершенно очевидно, что Сердюков в принципе не способен заниматься военным руководством, то есть руководить вооруженными силами как командующий. Опять же совершенно очевидно, что он не способен будет осуществлять военное планирование. Это человек, который должен заниматься хозяйственными вопросами. На это есть Куделина, но я не уверен, что она действительно способна заниматься гособоронзаказом в той степени, в которой это требуется именно с хозяйственной точки зрения. Я думаю, что Куделина способна как-то сверстывать бюджеты, но это совершенно другая работа, и для этого нужны другие властные полномочия, должны быть полномочия первого лица. Справится Сердюков или нет, насколько он в связи со своим бэкграундом и выдающимися способностями может этим заниматься - я не знаю. Я думаю, что люди, которые принимали это решение, что-то имели в виду. Что они имели в виду, я не знаю. Поэтому здесь я просто отказываюсь от комментария, а все эти хаханьки по поводу мебельного магазина давайте оставим до времени за скобками.

Назначение Нарышкина - блестящее кадровое решение

Что касается назначения Нарышкина, то это просто блестящее кадровое решение. Учитывая, что наше правительство достаточно плохо координируется в целом, а один из центров координации - это, безусловно, Нарышкин, то повышение его в статусе может вообще изменить ситуацию. Очень часто недовольство президента и тем более премьера вызывает подготовку вопросов к заседаниям правительства, тех или иных комиссий. В принципе даже просто исполнительская дисциплина в правительстве безобразная, не говоря о том, что там есть партии и кланы, которым премьер уж точно не указ, но в значительной степени и президент уже не указ, потому что у них есть своя политическая концепция, которую они отстаивают вопреки прямым приказам и указаниям. Это не правительство, это парламент на самом деле.

Насколько я слышал, президент делал упор на то, что Нарышкин должен сосредоточиться на внешнеэкономической деятельности, в первую очередь с СНГ. Это тоже вещь очевидная. Мы имеет совершенно колоссальные, фантастические показатели роста внешнеторгового оборота с дальним зарубежьем, причем практически везде профицитного. У нас там все в порядке. Есть известные сомнения в качестве, в структуре экспорта и импорта, я не буду их сейчас повторять, это правда. Но, тем не менее, в целом там все просто фантастично. Если же мы посмотрим на ближнее зарубежье, где у нас совсем недавно, не при царе Горохе, а в 90-е годы, было до 90% рынка, то теперь там просто идет тотальная деградация по всем фронтам. Доля России в обороте этих стран и, наоборот, этих стран в российском обороте уменьшается повсеместно. Это означает, что мы уходим со своих рынков, где мы раньше доминировали, мы теряем и экономическое влияние, и экономические рычаги, мы теряем возможность поддерживать наш российский бизнес на этих рынках. С этой точки зрения мы можем говорить о том, что идет не интеграция, а дезинтеграция советского пространства. В самом прямом примитивно-экономическом плане эта дезинтеграция идет постоянно. Этот процесс не имеет под собой абсолютно никакого объективного основания. Понятно, что, когда доля была 90%, она могла достаточно существенно в первое время упасть, тут не было бы никаких вопросов, но дальше уже начала происходить просто какая-то аномалия.

Сейчас никто не координирует экономическую политику в отношении стран СНГ, этим вообще, говоря по-русски, никто не занимается, эта политика отсутствует как таковая. Так что если этим будет заниматься Сергей Нарышкин, то есть основания полагать, что ситуация серьезно изменится. Нарышкин, по-моему, не походит на человека, который не будет заниматься тем, что ему поручено, это же не Греф. Это Греф может наплевать, ему сказали, а он решил, что он не согласен и заниматься этим не будет, шлангом прикидывается.

Очень сложно управлять Чечней выпускникам питерского юрфака

Совершенно отдельная тема с Алхановым и Кадыровым. Федеральная власть, несмотря на свои очень серьезные симпатии и доверие к Алу Алханову, вынуждена была принять это решение. Понятно, что политическая ставка в Чечне делается на Кадырова, и оснований менять эту ставку у России нет. Сейчас даже гораздо больше оснований придерживаться этой позиции, чем вначале. Вначале вообще было не совсем понятно, не обезумели ли мы и что мы делаем, еще начиная с папы, с Ахмада-хаджи. Сейчас гораздо меньше оснований сомневаться в том, что это была правильная ставка, просто физически по результату. Мы не можем запустить ситуацию до того, чтобы она выразилась в открытый конфликт, потому что выступить в открытом конфликте против пророссийского, полностью нашего человека, коим является Алу Алханов, это, конечно, просто неприемлемо. Тем более попасть в ситуацию, которая была с Байсаровым, на уровне руководства республики - не дай Бог!

На самом деле Алханов, безусловно, наш, свой. Однако проблема таких регионов, как Чечня, состоит в том, что там нужен не свой человек, который нам нравится, а такой, который способен быть своим не для нас, а для них. У Кадырова, при всех его проблемах и недостатках, есть одно огромное преимущество - никто и никогда не позволит себе в здравом уме назвать его московской марионеткой. Если при этом он лоялен к России, а есть основания считать, что он лоялен и будет лоялен, и этих оснований все больше, то это и есть решение проблемы. Причем оптимальное из всех возможных. Легче всего, конечно, расставить везде своих людей, выпускников питерского юрфака, но очень сложно управлять Чечней выпускникам питерского юрфака. Хотя с точки зрения унитарного универсализма это было бы, конечно, гораздо лучше.


KM.RU
19.02.2007

Док. 282627
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 461

  • Леонтьев Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``