В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
М.Леонтьев: `Никаких специальных законов для Татарстана нет и быть не может` Назад
М.Леонтьев: `Никаких специальных законов для Татарстана нет и быть не может`
В прошлую пятницу Госдума приняла закон, разграничивающий полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и Татарстана. Документ был внесен на рассмотрение президентом РФ, и за него проголосовали 306 депутатов (при необходимом минимуме в 226 голосов). Были и возразившие - 110 депутатов. Нужно сказать, что Договор о разграничении полномочий действует в течение десяти лет.

Нынешний Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном является вторым в российской истории. Первый договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" был заключен еще в 1994 году.

Новый законопроект предусматривает иное разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти федерального центра и Татарстана в отдельных сферах.

Например, в документе определено, что федеральное правительство и кабинет министров Татарстана заключают соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов, связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями республики, и по затронутым проблемам вносят соответствующие законопроекты в Госдуму. А также устанавливается право органов госвласти Татарстана оказывать, по согласованию с правительством РФ, господдержку и содействие соотечественникам и выдавать гражданам РФ, проживающим на территории республики, общегражданский российский паспорт с вкладышем на государственном языке Татарстана и с изображением государственного герба республики.

Кроме того, в договоре закреплено, что для кандидатур, претендующих на должность президента Татарстана, обязательным условием при выдвижении является владение обоими государственными языками республики Татарстан.

Но сегодня в Совете Федерации, обсудив Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном, отказали в его поддержке. Против соответствующего закона проголосовали 93 сенатора, за его одобрение высказались 13, 15 - воздержались.

М.Шаймиев борется внутри субъекта с конкуренцией очень серьезно

Я лично вообще плохо понимаю, зачем он появился. Сказал бы так: я не понимаю, зачем появился этот Договор. Что это за договоры заключаются с субъектами Федерации? Они уже в принципе противоречат конституции.

Это очень серьезная уступка, на мой взгляд. Это очень плохой прецедент, который возвращает нас опять в ельцинскую эпоху под названием "Берите столько суверенитета, сколько сможете". Подобная ситуация не должна быть реальностью в России.

Понятно, что есть большой соблазн пойти на уступки такому выдающемуся и сильному региональному политику, как Минтимер Шаймиев. Вообще, мы его балуем, если серьезно. Очень сильно балуем.

Конечно, я ничего против него не имею и понимаю, что у местной власти должны быть свои интересы, это нормально. Всегда существует свой собственный интерес, региональный, но на то и существует баланс сил регионального и федерального уровней. Конституция этот процесс уравновешивает и не дает разгулу, но при ней не может быть никаких договоров, мы об этом тысячу раз говорили. Мы начинали с этого.

Первый начинался с того, что писался в соответствии с конституцией. Но давайте вспомним, что было сделано для того, чтобы усладить жизнь господину Шаймиеву, чего не было сделано. Кстати, надо вспомнить, что как-то тихо исчез С.Кириенко, который был его раздражителем, потом на Дальний Восток отправился экс-мэр Казани К.Исхаков (как молодой конкурент, который тоже, в общем-то, не очень нравился Шаймиеву). Всем известно, что его считали политической альтернативой внутри субъекта. То есть М.Шаймиев борется внутри с конкуренцией очень серьезно.

Никаких специальных законов для Татарстана нет и быть не может

Потом, есть такой маленький момент. Давайте обменяемся, для равновесия субъектов, некоторыми мерами. Давайте подпишем этот Договор в ответной сепарации башкирской и татарской нефти с сибирской нефтью. Сибирская нефть стоит чуть ли не в два раза дороже, чем нефть североморская и опековская. Во всяком случае мы с каждой тонны теперь, при нынешних ценах, до пяти долларов субсидируем Татарстан. А за такие субсидии федералов просят разделить полномочия, разграничить их.

Все полномочия уже разграничены конституцией Российской Федерации. Эти полномочия суть есть налоговые, административные законы. В конституции четко показано, какие есть полномочия у субъектов Федерации, какие полномочия есть у центра. Никаких специальных законов для Татарстана нет и быть не может.

Перед нами стоит историческая задача: ликвидация национально-территориального деления. Я не говорю, что нужно отказываться от этой особенности сейчас. Я не говорю, что это надо делать насильно или путем какой-то радикальной быстрой реформы, но перед нами стоит четкая задача. Ведь это деление, оно идиотично.

У нас татар за пределами Татарстана живет огромное количество, они что, татары второго сорта!? Потом, население же перемещается, оно мобильно, и никто не запрещает свободу передвижения.

Кстати, татары, которые живут в Башкирии, они хуже башкир!? Вообще, претензии титульных наций и весь этот папуасский парад надо заканчивать. Культуры и народы имеют право на политическое представительство своих интересов именно как народов. Безусловно, они имеют право, но для этого существуют культурные объединения, то есть объединения национальные.

Мы можем вообще создать палату, которая представляла бы интересы народов, живущих в России, вне зависимости от того, где они живут. Существует два способа представительства: есть национально-культурное представительство, которое защищает именно вопросы национальной культуры и позицию какого-то народа России, и есть местное самоуправление. То есть там, где люди компактно живут и живут какими-то национальными общинами, селами, городами, они могут устраивать свою жизнь в соответствии со своими традициями, им никто не помешает. Но такого рода устройство является не политическим вопросом, это вопрос местного самоуправления.

Эти два способа и должны реализовываться на уровне организации жизни и на уровне представительства интересов. Не должно быть так, чтобы ущемлялись школы, язык и так далее.

А вся вот эта дребедень большевистская, которая была сочинена исключительно с единственной целью - осуществить мировую революцию, все это делалось, чтобы сначала натравить народы России на собственную страну, а потом поднимать мировую революцию, демонстрируя специфический способ решения национального вопроса. Причем демонстрируя абсолютно пропагандистские цели. Ведь вся власть принадлежала партии, а деление партии по национальному признаку пресекалось с помощью ГПУ. К сожалению, нет сейчас ГПУ для этих наших товарищей.

Если бы было ГПУ, пожалуйста, заключайте какие угодно договоры. Это было бы возможно, если бы это была такая же фикция и профанация, какая была раньше, но это не то и не другое. И то, что Совет Федерации сегодня отказался утвердить "Договор о разграничении полномочий между федеральным центром и Татарстаном", говорит о том, что у нас есть умные люди в этом органе и их немало. Татарстан у нас не такой свободный самоопределяющийся политический субъект, как ему хотелось бы.

Это, кстати, говорит, что все-таки этого делать не надо. И радует хотя бы то, что такое мнение есть, оно проявляется через Совет Федерации.

Мне кажется, что, все равно, если это дело началось, не надо было продолжать на федеральном уровне бред регионалов. Эту всю хреновину продавят, небо на землю от этого, конечно, не обрушится, но приятного мало. Все это вымышлено и зародилось на голом месте. Нет никаких таких критических обстоятельств, по которым мы должны были давать нас продавливать по принципиальным вопросам государственной политики.

Такой прецедент опасен и тем, что вслед за Татарстаном могут пойти другие национальные субъекты РФ: и Башкирия, и Чечня. Да все пойдут. И Чечня в первую очередь пойдет, а это может породить новый круговорот событий.

Кстати, если уж и идти кому на уступки, так это Чечне, потому что мы должны поддерживать имидж Р.Кадырова как самостоятельного, способного отстаивать перед Москвой интересы Чечни. Он как глава Чечни очень продуктивный. А что чеченцы подумают, когда Шаймиев получит такие привилегии?! Чеченцы подумают: "Что, Рамзан хуже Шаймиева? То есть вот Шаймиев орел, а наш-то воробей, что ли?!"

Поэтому нельзя поднимать такие популистские темы, тем более совершенно на пустом и голом месте.


KM.RU
21.02.2007

Док. 282622
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 433

  • Леонтьев Михаил Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``