В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Транспортный кризис Назад
Транспортный кризис
21 сентября министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН на "правительственном часе" рассказал депутатам Госдумы о плачевном положении, сложившемся в транспортной отрасли. Со своей стороны "обитатели" нижней палаты вновь заявили о намерении по возможности содействовать решению транспортных проблем страны и, в частности, выказали решимость спасать отечественный авиапром. На что правительство РФ отреагировало со всей душевной любезностью...
ЧТО ТВОРИТСЯ
По данным Минтранса, износ основных фондов всех видов транспорта достиг 55 - 65%. Так что, как деликатно выразился министр, они "обновляются недостаточными темпами", - и это "мешает нашей интеграции в мировую коммуникационную систему". Поскольку наши "технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта".
Что до специфических проблем развития отдельных видов транспорта, то "на железнодорожном транспорте износ основных производственных фондов превысил 63%", причем особенно высок износ подвижного состава. Левитин вновь подчеркнул, что "развитие железнодорожного транспорта общего пользования будет осуществляться в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте". Реформа предусматривает "передачу объектов социальной сферы на баланс субъектов РФ и муниципальных образований; реформирование системы тарифного регулирования и пассажирского комплекса (создание Федеральной пассажирской компании)". Как добавил руководитель Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, в течение трех лет индексация тарифов на железнодорожные перевозки производилась на уровне инфляции или ниже (индексация составила 8,5%). Сейчас проведена 10-процентная дополнительная индексация, а в 2006 - 2007 годах, как обещал Новиков, произойдет унификация всех тарифов с предполагаемой индексацией в 7,5%.
Для дорожного хозяйства характерна отсталость в темпах развития сети автомобильных дорог общего пользования "по всем удельным показателям". Так, "все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны". Как указал министр, "низкий технический уровень дорог обуславливает увеличение себестоимости перевозок в полтора раза, а расхода горючего - на 30% по отношению к аналогичным показателям развитых зарубежных стран, не обеспечена связь около 50 тысяч населенных пунктов автодорогами с твердым покрытием". А главное, все это ведет к гибели людей: "Из-за плохих дорожных условий в ДТП ежегодно погибают 2 тысячи человек и 9 тысяч получают ранения".
Наиболее катастрофическое "отставание от заданий" наблюдается в сфере строительства автомобильных дорог. Основная причина этого - "несогласованность задач с реальным инвестиционным потенциалом организаций транспорта и объективными возможностями привлечения внебюджетных средств" - была упомянута вскользь. Зато проблеме "недофинансирования мероприятий из средств субъектов РФ" министр уделил больше времени. Как пояснил Левитин, реформа налоговой системы, произведенная в последние годы, "привела к сокращению поступлений в бюджеты субъектов РФ. В то же время их сфера ответственности за функционирование и развитие транспортной системы отнюдь не сократилась". Замминистра экономики Андрей Шаронов позже выразил уверенность в том, что финансирование ремонта федеральных дорог в 2006 году возьмут да
и увеличат в два раза...
КАК БУДЕТ
Левитин рассказал депутатам, что для решения проблем отрасли еще в декабре 2001 года правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу (ФЦП) "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 гг.)". При этом Транспортная стратегия РФ, "определяющая транспортную политику, этапы и направления ее реализации до 2020 года", была принята... двумя годами позже - в декабре 2003 года. То есть часть предшествует целому, программа не является производной от стратегии, так что вместо органичного включения ФЦП в стратегию пришлось заняться масштабной корректировкой программы. Как объяснил министр, потребовалось "уточнение приоритетов развития транспортной системы и задач государства в области развития транспорта, направлений и механизмов их реализации".
Для транспортников, сообщил Левитин, одними из основных являются "задачи социальной направленности", как-то: "увеличение подвижности населения и снижение безработицы, увеличение качества товаров и снижение стоимости их доставки, увеличение рабочего времени за счет сокращения времени пребывания в пути к месту работы, отдыха, торговым центрам, сокращение смертности вследствие своевременности оказания медицинской помощи". И вообще, как отметил министр, новые транспортные преобразования - дело благое: "В целом модернизация транспортной системы позволит создать дополнительные рабочие места для более чем 200 тысяч человек в транспортной отрасли и обеспечить работой более 2 миллионов человек в смежных отраслях экономики - машиностроении, строительстве...".
ЗАПРОС...
Подробнее всего остановились на состоянии гражданской авиации, которая все быстрее переходит в состояние "клинической смерти". "Парк воздушных судов морально и физически устарел, его основу составляют воздушные суда, отстающие по своим характеристикам от зарубежных аналогов", - сказал Левитин. Помимо этого, "недоиспользуются возможности воздушного пространства РФ для транзитных полетов воздушных судов зарубежных авиакомпаний; состояние объектов авиатранспортной (наземной) инфраструктуры характеризуется значительным износом; нестабильно функционируют аэропорты в ряде районов, где авиация является основным или безальтернативным видом транспорта", - таков краткий перечень
безобразий, оглашенный Левитиным. В качестве "лечения" отрасли он предложил "расширить хорошо себя зарекомендовавшую в предыдущие годы практику государственной поддержки обновления парков транспортных средств" за счет "субсидирования процентных ставок по кредитам и лизинговых платежей на воздушном транспорте".
Депутаты не преминули вновь указать
и на свою обеспокоенность проблемами авиационной индустрии. В середине сентября Госдума обратилась к премьер-министру Михаилу Фрадкову в связи с ситуацией, складывающейся в российской авиационной промышленности. Депутаты особо упирали на пагубность для отечественного авиапрома недавнего решения о приостановке эксплуатации Ил-96-300, наиболее современного из дальнемагистральных самолетов российского производства. Депутаты заявили, что подобная мера "приводит к убыткам крупнейших российских авиакомпаний, а также освобождает место для зарубежных производителей авиационной техники, стремящихся занять освободившийся сегмент рынка подержанными и не полностью отвечающими требованиям безопасности воздушными судами". Одновременно депутаты отмечают, что, несмотря на многочисленные аварийные ситуации и авиакатастрофы, связанные с эксплуатацией иностранных самолетов, соответствующие органы центральной власти не проявляют пристального внимания в отношении техники зарубежного производства, которая эксплуатируется в РФ. Потому Госдума требует от Фрадкова "принять меры по защите прав и законных интересов российских производителей авиационной техники".
В обращении депутаты настаивают на отдельном рассмотрении проблемы государственной поддержки гражданского авиастроения с помощью лизинговых схем. Пока даже 6 млрд. рублей, предусмотренные в бюджете-2005 на увеличение уставного капитала двух лизинговых компаний с госучастием ("Ильюшин Финанс" и "Финансовой лизинговой компании"), так и не были выделены. Более того, после нашумевшего этим летом ареста акций "Ильюшин Финанс" застопорилась реализация контрактов на несколько миллиардов долларов, в том числе и с зарубежными партнерами. Не говоря уже о том, что под угрозой остановки оказалось производство самолетов на двух сохранившихся гигантах отечественного авиапрома - заводах в Воронеже и Ульяновске. По словам депутата Геннадия Райкова, "кредитные линии остановлены, два авиационных завода практически стоят, а на одном 12 тысяч работников, на другом 11 тысяч". Депутат Александр Белоусов напомнил, что еще недавно крупных работающих авиазаводов в стране было четыре, а теперь появилась явная угроза того, что "лягут" и два оставшихся.
...И ОТВЕТ
22 сентября был исполнен ритуал, ставший обязательным еще со времен Черномырдина. Правительство РФ на своем заседании в очередной раз в целом одобрило новую стратегию развития авиационной промышленности и вновь поручило ее доработать с учетом высказанных замечаний. "Мы вынуждены констатировать неспособность своими силами производить стратегические изделия для экономики. Это печально, но это факт: раньше надо было думать!" - выразил общую печаль премьер-министр Михаил Фрадков. При этом глава правительства попросил всех прекратить разговоры панического характера на эту тему и поддержал похвальную традицию, призвав переходить "к конкретным делам" по развитию авиапромышленности. "Мы не имеем права потерять авиапром, - внушительно заявил Фрадков. - В течение нескольких лет констатировать беспомощность - это не годится". Далее премьер напомнил, что эта отрасль непосредственно связана с вопросами обороны и безопасности. Наконец, Фрадков, вслед за предшественниками, открыл, что если не преодолеть технологическое отставание в этом секторе к 2010 году, нас ждет полная потеря конкурентоспособности российского авиапрома.

"А" -СПРАВКА
По словам Игоря Левитина, "финансово-экономические механизмы, обеспечивающие воспроизводство основных фондов" (лизинг) "недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспорта". По мнению специалистов, проработанный лизинговый механизм в авиационной промышленности призван содействовать решению следующих взаимосвязанных задач:
- техническое переоснащение российских авиакомпаний путем замены перспективными самолетами отечественного производства тех морально и физически устаревших типов воздушных судов, которые эксплуатируются по 20 - 30 лет.
- регулярная модернизация новой перспективной авиатехники в целях достижения конкурентоспособного уровня российских авиакомпаний на внутреннем и зарубежном авиатранспортном и авиационном рынках.
- защита внутреннего российского авиатранспортного и авиационного рынков от экспансии иностранных авиакомпаний, производителей авиатехники и посредников.
- модернизация предприятий российского авиапрома и других смежных отраслей экономики (если нашу авиацию еще можно считать локомотивом, способным вытянуть другие высокотехнологичные и наукоемкие отрасли промышленности).
- постепенное наращивание объемов продаж отечественных воздушных судов на мировом рынке.
- создание на этой основе новых рабочих мест и увеличение числа рабочих мест на российском рынке труда.
Как видим, объем и характер "вызовов и угроз", стоящих перед отраслью, мягко говоря, не соответствует скудному набору мер коммерческой направленности, выработанных инициаторами "программы транспортной модернизации". Особенно в условиях, когда министерство экономики в открытую выступает за снятие пошлин на ввоз иностранных самолетов...

Солидарность. Москва.

28 Сентября 2005 г.



Док. 282621
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 322

  • Белоусов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``