В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Боингу` придется потесниться Назад
`Боингу` придется потесниться
Отечественное самолетостроение на пороге революционного прорыва
В ближайшие 8 лет Россия должна занять 12 процентов мирового рынка гражданских лайнеров. Такую задачу-максимум поставил перед крылатой отраслью вице-премьер, министр обороны Сергей Иванов на последнем заседании возглавляемой им Военно-промышленной комиссии. По нынешним меркам рубеж запредельный. Но речь - о будущем. И специалисты уверены, что он им по силам. Потенциал еще сохранился, надо лишь сконцентрироваться и запустить его на полную катушку. Заодно это позволит очистить небо от импортного секонд-хенда.
Сейчас, по выражению вице-премьера, мы докатились до того, что наш авиапром перешел от крупносерийного к штучному производству. "Чтобы переломить ситуацию, необходимо развернуть производство новых авиалайнеров, которые бы отвечали международным нормам, а также требованиям наших авиакомпаний. По экономичности, надежности, безопасности полетов и комфорту. Эти самолеты должны быть конкурентоспособны и востребованы как на внутреннем, так и на мировом рынках. Иначе их у нас никто просто не купит", - подчеркнул Сергей Иванов.
А чтобы избавиться от зарубежного секонд-хенда, предлагается ввести жесткий заградительный барьер, увеличив пошлины на ввоз. "Мы наконец должны добиться такого положения дел, когда гражданский авиапарк обновлялся бы главным образом за счет отечественных изделий..." - подчеркнул Сергей Иванов.
Сейчас, к примеру, средняя цена подержанного зарубежного самолета составляет около 15 млн долларов, включая НДС и таможенную пошлину в 20 процентов. Очевидно, что после ее серьезного увеличения авиакомпаниям станет невыгодно покупать за рубежом старые лайнеры. На новые, причем в достаточном количестве, денег у них просто не найдется и в итоге им волей-неволей придется обратить свой взор на продукцию отечественного авиапрома. "Мы не боимся конкуренции. Уже сегодня у нас есть очевидные преимущества, в том числе и технические, которые будут воплощены в конкретных машинах", - обнадежил участников совещания председатель правления Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров.
Один из таких летучих "козырей" создается в ОКБ "Сухого". Это "Суперджет-100", в девичестве - RRJ. Суховцы создают его совместно с итальянцами и французами. А это, по мнению экспертов, существенно облегчит его продвижение на мировой рынок в будущем.
Кстати, так вышло, что как раз в тот самый день, когда Военно-промышленная комиссия обсуждала будущее нашего авиапрома, произошло два симптоматичных события. Одно со знаком "плюс". Другое - "минус". В этой разнополярности как в капле отразились блеск и нищета гражданских крыльев России.
Минус - это ЧП, едва не ставшее трагедией. "Героем" происшествия - в который раз за последние годы! - стал Ту-154. Самолет рейса Москва - Оренбург взлетел около трех часов дня из аэропорта Домодедово. На борту находился 51 пассажир. Не успела "тушка" набрать рабочую высоту, как на приборах пилотов засветился сигнал тревоги. Горел один из двигателей. Если бы не мастерство экипажа, сумевшего в воздухе сбить пламя, а затем еще и посадить машину с полными баками, произошла бы трагедия.
А теперь - о плюсе. В тот же день с завода в Комсомольске-на-Амуре в подмосковный Жуковский грузовым бортом был доставлен на испытания первый опытный экземпляр "Суперждета". Суховцы уверяют, что специально под заседание комиссии, дабы козырнуть перед чиновниками стахановскими темпами вынашивания своего пассажирского первенца, они ничего не подгадывали. Все само по себе сошлось. Конструкторы обещают, что первый самостоятельный полет нового лайнера состоится уже через восемь месяцев. А через два года первые серийные "Суперджеты" начнут пополнять парк отечественных авиакомпаний...
Все бы хорошо. Правда, есть одно существенное "но". Дело в том, что 90 процентов российских аэропортов технически не приспособлены для "суховской" новинки. Поэтому вопрос о полноценной эксплуатации в России этого лайнера до сих пор остается открытым.
экспЕРтиза
Валерий РЯЗАНСКИЙ , заместитель секретаря Президиума Генсовета "Единой России", заместитель руководителя фракции "ЕР" в Госдуме:
- На мой взгляд, всерьез помешать развитию нашего гражданского авиапрома может только одно. Ее злосчастное величество коррупция. Не дай бог, если в дело вмешается коммерческий интерес чиновников, от которых будет зависеть решение вопросов о закупке гражданской авиатехники, - тогда беда. Иных же серьезных помех я не вижу. Говорю так уверенно вот почему. Прежде всего за несколько последних лет финансирование этого сегмента увеличено почти в шесть раз. Причем это сделано из бюджета страны и усилиями депутатской фракции "Единая Россия". Кроме того, сформирована специальная рабочая группа Президиума Генсовета партии под руководством Александра Белоусова, которая основательно занимается этими вопросами. Так что страшную болезнь 90-х годов, когда авиапром был в загоне, мы обязательно преодолеем. Уже сегодня можно говорить об устойчивом выходе современных моделей гражданских самолетов. Таких, как Ту-204, Ту-334, новый "антоновский лайнер". Плюс возможность окончательного перевода в Россию сборки Ил-76. Все это вселяет оптимизм: если сохраним кадры, сохраним предприятия, сохраним и отрасль как таковую. Этим же интересам отвечает и создание Объединенной Авиастроительной корпорации. Все мощности собираются в единый кулак. Предприятия перестают конкурировать между собой на второстепенных направлениях. Плюс ко всему появление ОАК существенно ускорит работу по новым двигателям и перспективной авионике, что раньше было нашим слабым местом.
Александр БЕЛОУСОВ, член комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:
- Планы по развитию гражданского авиапрома заявлены очень амбициозные, но вполне осуществимые. Хотя для этого придется мобилизовать практически все ресурсы. Один из главнейших - финансовый. А здесь вот сразу возникают серьезные проблемы. Если с Минфином еще удается что-то вовремя согласовать, то с Минэкономразвития это практически невозможно. И вообще, на мой взгляд, именно МЭРТ является главным тормозом развития гражданского сектора отрасли. Один лишь пример. В прошлом году нашей фракции с огромным трудом удалось включить в бюджет дополнительные семь с половиной миллиардов рублей в рамках уточненной программы развития авиапрома. Случилось это лишь в августе. До этого МЭРТ всячески тормозил процесс. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь после того, как я поднял эту тему на встрече нашей фракции с Владимиром Путиным. Чиновники отреагировали мгновенно. Уже через две недели вышло постановление правительства по уточненной программе. Правда, деньги по ней стали выделять лишь в последнем квартале прошлого года и до многих адресатов они пока не дошли. Разве это нормально?

Единая Россия. Москва.

5 Февраля 2007 г.





Док. 282596
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 379

  • Белоусов Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``