В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Депутаты выбрали пятерых членов ЦИК и подправили избирательное законодательство Назад
Депутаты выбрали пятерых членов ЦИК и подправили избирательное законодательство
Завершающие штрихи

В преддверии единого дня голосования депутаты Госдумы без длительных дискуссий одобрили завершающие штрихи общей картины избирательного законодательства. Сначала парламентарии отобрали пятерых кандидатов в члены ЦИК из восьми предложенных думскими фракциями и депутатами. Затем на заседании был рассмотрен в первом чтении законопроект, регламентирующий как парламентские выборы, так и выборы российского президента. За пакет незначительных изменений в избирательное законодательство проголосовали 336 депутатов.

Рейтинговое голосование по кандидатурам в члены ЦИК прошло достаточно ожидаемо. Ранее спикер Госдумы Борис Грызлов сообщил, что парламентское большинство поддержит три своих кандидатуры и по одному представителю от КПРФ и ЛДПР. Так оно и произошло. Единственное, что Сергей Глотов, вероятно, поняв, что его шансы быть утвержденным в Центризбирком далеко не высоки, снял свою кандидатуру в пользу коммуниста Евгения Колюшина. Выдвиженец от фракции Народно-Патриотический Союз "Родина" (Партия Национального Возрождения "Народная Воля" - Социалистическая единая партия России - "Патриоты России") выразил надежду, что Колюшин будет лучше представлять интересы оппозиции в ЦИКе.

В результате по итогам голосования Евгений Колюшин получил больше всех - 436 голосов - в поддержку своей кандидатуры. Выдвиженца от ЛДПР Владимира Чурова поддержали 401 парламентарий. За протеже "Единой России" Эльвиру Ермакову, Валерия Крюкова и Геннадия Райкова проголосовали соответственно 405, 404 и 359 депутатов. Кандидатура от фракции "Справедливая Россия - Родина" Майя Гришина набрала лишь 55 голосов в свою поддержку. А за экс-министра юстиции Сергея Лущекова, выдвинутого депутатом-единороссом Сергеем Колесниковым, проголосовало лишь 6 народных избранников.

Первый вице-спикер Государственной думы Олег Морозов считает, что столь небольшое количество кандидатур в члены ЦИК, представленных сегодня на рассмотрение парламентариев, есть недоработка лишь депутатов Госдумы. "Есть процедура, когда могут выдвигать своих представителей в ЦИК не только фракции, но и отдельные депутаты", - сказал в интервью Стране.Ru Олег Морозов. По его мнению, почему парламентарии не выдвигали своих представителей - надо спрашивать у каждого конкретного депутата.

Напомним, полномочия нынешнего состава ЦИК заканчиваются 26 марта. По закону, по пять членов комиссии делегируют Госдума и Совет Федерации, а еще пятерых назначает президент. Верхняя палата парламента со своим выбором определилась еще в феврале. По результатам прошедшего 21 февраля голосования из пятерых сегодняшних представителей четверо - Людмила Демьянченко, Николай Конкин, Нина Кулясова и Сиябшах Шапиев - сохранили свои места. Пятого, Сергея Большакова, заменила Елена Дубровина, сейчас представляющая в ЦИК Госдуму. Сиябшах Шапиев, Людмила Демьянченко и Николай Конкин, по сути, являются протеже спикера верхней палаты парламента Сергея Миронова. А Нина Кулясова и Елена Дубровина вполне устраивают главу "Справедливой России", так как они настроены оппозиционно по отношения к единороссам.

Следующим на повестке дня Госдумы стоял вопрос об изменениях в избирательное законодательство, которое также не вызвало длительных дискуссий у депутатов. И это немудрено, так как под пакетом законодательных поправок подписались депутаты четырех фракций: Михаил Емельянов и Александр Стрельников от "Единой России", Игорь Лебедев от ЛДПР, Сергей Глотов от "Народной воли" и Александр Чуев от "Справедливой России".

Данные изменения не касаются каких-либо существенных вопросов избирательного законодательства. Это во многом технические коррективы норм, переносимые из принятого ранее закона "Об основных гарантиях избирательных прав" в законы о выборах президента и о выборах депутатов Государственной думы. Эти поправки необходимы для приведения указанных документов в соответствие с изменениями, внесенными ранее в закон об основных гарантиях избирательных прав граждан. Среди этих изменений, в частности, положение об отмене порога явки и усиление ответственности за экстремистскую деятельность

Напомним, что закон о гарантиях избирательных прав был принят в декабре прошлого года и, помимо отмены порога явки, был в основном направлен на борьбу с экстремистскими проявлениями в политике. Законом предполагалось расширить перечень оснований для отказа в регистрации кандидатов в депутаты. Так, не имеют права претендовать на должности депутатов и президента страны граждане России "осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления и чья судимость не погашена на день голосования". Также не смогут избираться лица имеющие судимость за преступления экстремистской направленности и лица, в отношении которых было применено административное наказание за пропаганду и публичную демонстрацию нацистской атрибутики или символики. Теперь эти требования распространяются не только на будущих депутатов, но и на кандидатов в президенты.

Олег Морозов уточнил, что данный законопроект никоим образом не противоречит конституции и не ограничивает пассивные избирательные права граждан. "Когда мы говорим, что нельзя включать в списки человека, уличенного в распространении нацистской символики, то мы отвечает тем самым на запросы общества, - рассказывает первый вице-спикер. - Ведь граждане нас постоянно спрашивают, почему в парламент рвется криминал и идут люди с непогашенными судимостями". Этим законом, по мнению Морозова, депутаты "ставят барьер на пути подобного рода попыток". Он считает, что "все политические партии, которые вносят в свои списки экстремистов и неонацистов, должны прекрасно понимать, что избиратель им этого не простит".

"Важное изменение касается статьи 36 закона "О выборах депутатов Государственной думы" в отношении формирования региональных групп депутатов", - сказал, представляя законопроект на пленарном заседании, член комитета по конституционному законодательству и конституционному строительству Михаил Емельянов. Во-первых, предлагается уменьшить количество этих групп со 100 до 80. Во-вторых, предлагается отказаться от обязательного требования соответствия региональной группы части территории субъекта, если численность зарегистрированных на всей территории субъекта избирателей превышает три миллиона человек.

В то же время законопроект вносит и ряд уточнений, касающиеся региональных групп кандидатов, на которые разбиваются региональные списки кандидатов. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, теперь, вместо наименования региональных групп кандидатов, предполагается указывать их номера. Каждая партия должна сформировать не более 155 групп. Вероятно, теперь численность подгрупп несколько сократится, с учетом того, что границы территориальных округов для выборов нарезает Центризбирком.

В законопроекте также присутствуют положения, которые касаются того, что в случае принятия решения об отказе в регистрации в федеральном списке кандидатов, Центральная избирательная комиссия обязана в течение суток с момента принятия данного решения выдать уполномоченному органу политической партии копию решения с изложением основания отказа. Кроме того изменения затронули и закон "О политических партиях". Новым законопроектом предполагается установить новый порядок избрания руководящих органов региональных партийных отделений: не реже одного раза в четыре года. Ранее руководство переизбиралось два раза в год.

Налоговый кодекс также претерпевает некоторые изменения в связи с принятием данного проекта закона. Так, в кодекс добавлена норма, устанавливающая, что "понятие налоговой тайны не распространяется на информацию, которая предоставляется избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговых органов". Сюда относятся сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруги, а также имуществу, принадлежащему кандидату и его второй половине по праву собственности. Как заявил Стране.Ru глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, данная норма очень важна, поскольку "лицо, которое соглашается заниматься общественными функциями, должно быть прозрачно для общества".

09.03.07.
Елена Фомина
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2007.

Док. 282581
Опублик.: 12.03.07
Число обращений: 1361

  • Колюшин Евгений Иванович
  • Крюков Валерий Александрович
  • Морозов Олег Викторович
  • Райков Геннадий Иванович
  • Ермакова Эльвира Леонидовна
  • Чуров Владимир Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``