В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сколько стоит `Здоровье`? Назад
Сколько стоит `Здоровье`?
В последнее время в Государственной Думе всерьёз озаботились появившимся дефицитом финансирования программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). Причём проблема обострилась после коррупционного скандала в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Если правительство не примет срочные меры, то можно ожидать, что программа будет сорвана, заявил в интервью "Литературной газете" академик, член президиума РАМН, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Сергей КОЛЕСНИКОВ.
- Напомню, что программа ДЛО стартовала с 1 января прошлого года, и для её реализации было выделено 51,8 млрд. рублей. Но как это, к сожалению, часто у нас бывает, по ряду причин нормального обеспечения лекарствами не было почти полгода. Поэтому "экономия" средств составила около 20 миллиардов. Тогда, не мудрствуя лукаво, Минфин запланировал расходы на финансирование ДЛО в 2006 году в сумме 29,1 млрд. рублей. Однако начиная с первого квартала стало ясно, что этих денег не хватит. Дело в том, что если год назад средняя стоимость рецепта составляла 293 рубля, то сейчас она поднялась примерно до 540. Причём растёт и число льготников: на 1 января в программе ДЛО числились
7 721 803 человека. Но медико-социальные экспертные комиссии выводят на инвалидность от 30 до 100 тысяч человек ежемесячно, а потому на конец года численность льготников вырастет до 8,6 миллиона. Кроме того, список лекарств был увеличён на 600 позиций - более чем на треть.
Ещё одна особенность финансирования программы в том, что печально известный ныне Федеральный фонд обязательного медицинского страхования оплату поставок лекарств производил только через 180 дней. Так вот, завершив в октябре расчёты за майские поставки, ФФОМС уже израсходовал примерно 29 миллиардов рублей - то есть всё, что заложено в федеральном бюджете. А по прогнозам получается, что по итогам года потребуется уже чуть более 60 миллиардов.
Как только появились тревожные тенденции с финансированием ДЛО, мы стали бить в колокола, говоря о необходимости пересмотреть выделяемые средства. Тем более что деньги у государства есть, и немалые. Надо лишь "отщипнуть" от профицита госбюджета кусочек - и проблема рассосется. Однако в ответ слышны лишь невнятные ответы типа, что вот врачи стали много дорогих лекарств выписывать, что нецелесообразно. Я лично сильно сомневаюсь в том, что все врачи вдруг бросились выписывать большее количество лекарств. Тем более это легко проверить. И если какому-то сельскому жителю выписали сразу три упаковки лекарств вместо одной, поскольку из его деревни добраться до поликлиники - подвиг, да и поездка обойдётся дороже самих лекарств, то что в этом плохого?.. Однако, повторюсь, всё можно проверить силами региональных служб здравоохранения.
- И как реагирует на эту ситуацию Минздравсоцразвития?
- Министерство решает проблему хирургическим путём - резко сокращает количество наименований лекарств, которые можно выписывать по льготным рецептам. Кстати, на те же 600 наименований, введённых с начала года. Заодно единый перечень лекарственных препаратов делится на два. Один - "общий список", куда входят недорогие и наиболее употребительные медикаменты в большом ассортименте. Другой - "специальный", содержащий дорогие лекарства в небольшом ассортименте для лечения сложных и специфических заболеваний (примерно для 10-12% пациентов). Ко всему прочему, неожиданно отменяется ранее объявленный конкурсный отбор среди фармдистрибьюторов на 2007 год и объявляется о новых условиях... Не буду подробно останавливаться на всех последствиях принятого решения. Отмечу одно - большинство экспертов уже не раз отмечали коррупционную составляющую в новом предлагаемом механизме.
- Вы сказали, что рассрочка платежей составляет 180 дней. Не опасаетесь, что при таких условиях некоторые поставщики выйдут из программы?
- Это вполне реальная угроза. Ведь из-за этой придуманной рассрочки платежей поставщикам приходится на закупку и доставку лекарств брать банковские кредиты. Суммы приличные, их нетрудно просчитать. Так, в России рынок лекарственных препаратов составляет примерно 9 млрд. долларов, из которых примерно 1 миллиард стоит программа ДЛО. Это, по сути, и есть сумма необходимого кредитования. В итоге получается, что госбюджет выделяет деньги коммерческим банкам. В связи с этим интересная складывается картина. Выходит, что в ДЛО больше всего заинтересованы банки, страховые компании и куда меньше - производители, особенно отечественные, поставщики и конечные потребители.
Поэтому первый шаг в выходе из такого кризиса - правительству необходимо срочно гасить долги. В дальнейшем, как видится, нужно всё же менять схему финансирования и отказываться от полугодовой отсрочки платежей.
- И что взамен?
- А почему бы из этих сумм не авансировать поставщиков? Ведь тем самым мы сразу же процентов на 10 снизим стоимость лекарств, причём федеральный бюджет перестанет "кормить" частные банки. Хотя куда лучшим вариантом для финансирования ДЛО было бы вообще отказаться от услуг крупнейших фармдистрибьюторов, которые заинтересованы прежде всего в том, чтобы как можно быстрее потратить деньги, а не в более эффективном их использовании... Стоит помнить, что провал программы нанесёт серьёзный удар по нацпроекту "Здоровье".
Говоря о лекарственном обеспечении, нельзя не сказать ещё об одной важнейшей проблеме - отсутствии регламентов лечения по большинству болезней.
- А насколько необходимы такого рода регламенты врачу?
- В том-то и дело, что регламент не только подсказывает, но и как бы страхует врача. Если пациент, несмотря на все усилия, умирает, но его лечение шло строго по регламенту, то претензий к врачу нет и не должно быть. В противном случае можно оказаться и за решёткой. У нас же по-прежнему, во врачебной практике много творчества, которое не всегда на пользу больному.
Как бы мы ни относились к бывшему СССР, но в те времена существовала и действовала чётко отлаженная система. Были главные специалисты по всем направлениям: главный хирург, главный терапевт и так далее. При Минздраве работал учёный медицинский совет, действовали различные ассоциации врачей. Сегодня у нас нет такого партнёрства, как нет и саморегулирумых организаций. Всё это и привело к тому, что в стране сертифицируют не специалистов, а учреждения. В итоге получается, что чиновник, а не эксперты решает, что, например, эта больница должна специализироваться на урологии. Не принимая во внимание, есть ли там всё необходимое для этого. И прежде всего врачи...

Источник: Литературная газета 13.12.06 17:09


Док. 282505
Опублик.: 09.03.07
Число обращений: 841

  • Колесников Сергей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``